ASIATIMES.RU - Время азиатских новостей
 

|04.04.2001| Столкновение самолетов: Тайваню повезло. В истории со столкновением самолетов США и КНР в районе Южно-Китайского моря на самом деле не два, а три участника 

Всякий раз, когда речь заходит об этом регионе, встает проблема Тайваня, который в Пекине считают временно отколовшейся провинцией, а в Вашингтоне - суверенным свободолюбивым государством, имеющим право на американскую помощь, в том числе военную. 

В ближайшие недели администрация Буша должна решить, какое оружие Америка станет продавать Тайваню, а обозреватели предсказывают, что столкновение самолетов непременно отразится на предполагаемой сделке. Вот что сказал в интервью Би-би-си специалист по американо-китайским отношениям Джонатан Мирски. 

ДМ: Во-первых, теперь почти наверняка Америка продаст Тайваню новейшее радиолокационное оборудование, аналогичное тому, что было установлено в самолете. И, во-вторых, отношения станут еще более напряженными в связи с приходом к власти президента Буша. 

Би-би-си: Значит ли это, что новая американская администрация настроена более решительно, чем предыдущая, в вопросе о продаже оборудования Тайваню? 


ДМ: Судя по всему, да. И госсекретарь Пауэлл, и министр обороны Рамсфельд подтвердили свою решимость обеспечить защиту Тайваня. Как на это может отреагировать Пекин? Китайские военные самолеты наверняка станут близко подлетать к американским самолетам-разведчикам, хотя это уже происходит. В последние несколько месяцев китайские самолеты настолько близко подлетали к американским, что Пентагон уже предупреждал Пекин о возможных столкновениях. 

Би-би-си: Ну, а как далеко готовы пойти США в своей поддержке Тайваня? 

ДМ: Американские представители придерживаются в отношении Тайваня политики так называемого позитивного подхода. Они никогда не говорят открыто, какие шаги готовы предпринять, если Китай нападет на Тайвань. 

Но возьмем такой пример. Во время первых президентских выборов на Тайване в 1996 году, когда Китай стал обстреливать ракетами Тайваньский пролив, американцы ввели в Южно-Китайское море два авианосца, и Китай прекратил обстрелы. И это было при администрации Клинтона. то есть США показали, что есть грань, которую переступать нельзя. 

Би-би-си: А как, по-вашему, скорее всего завершится инцидент с самолетом? Все уладится? 

ДМ: Нужно надеяться, что да. Но это будет непросто. Во-первых, отношения между странами напряженные. Во-вторых, нечетко определены границы воздушного пространства КНР. Пекин утверждает, что все пространство над Южно-Китайским морем принадлежит Китаю. США утверждают, что никогда не приближаются к китайскому пространству ближе, чем на 100 км. Таким образом, трудно определить, что является вторжением, а что нет. 

Американцы заявляют, что китайцы не должны входить в приземлившийся самолет, поскольку он является территорией США. Но это спорно. 15 лет назад русский летчик прилетел в Японию и попросил убежища. Японцы вернули самолет через 4 дня. А между тем, американские силы безопасности полностью его разобрали и изучили. 

Так что так поступают все. В то же самое время китайские интернет-сайты сейчас говорят, что повторяется ситуация с белградским посольством. 

Китайцы крайне злопамятны. Они ничего не забывают: ни того, что японцы так и не извинились за войны, ни того, что британцы завезли в страну опиум. Нынешний инцидент для них - еще одни пример нападения извне. 

Кроме того, они не оставляют за другими права на ошибку. Например, бомбежка китайского посольства в Белграде два года назад. Китайцы не верят, что это была ошибка. 

В прошлом году в Гарварде я спросил у 50 китайских студентов, которые живут в США, учатся в американском университете, читают американскую прессу, была ли это ошибка или нет. Оказалось, что 49 из 50 уверены в том, что это было намеренное нападение. Так что нынешний инцидент будет исчерпан еще нескоро, сообщает Би-би-си.


Rambler's Top100

Copyright © ASIATIMES.ru


 

Быстрый поиск



 

SpyLOG

TopList

Hosted by uCoz