главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Статьи

Китайцы пытаются сбить цену на российский газ

В начале мая в Тюменской и Томской областях побывала делегация руководящих сотрудников китайской нефтегазовой компании PetroChina - дочерней фирмы Китайской национальной нефтяной корпорации. В результате переговоров с представителями компании "Востокгазпром" стороны приняли решение о создании рабочих групп в Китае и России с целью полготовки к реализации проектов по поставкам природного газа в Китай. После переговоров было отмечено, что, возможно, будет построен газопровод из Ямала в Китай, объемом 25-35 млрд. кубометров газа в год. Однако этот проект вряд ли будет реализован, так как он оценивается в 16 млрд. долл., а таких денег нет ни у "Востокгазпрома", ни у самого "Газпрома".

Необходимо напомнить, что компания "Востокгазпром" была создана специально для осуществления экспорта газа в Китай. Президентом ее стал руководитель "Томскгаза" Сергей Жвачкин. Совет директоров компании возглавил член правления ОАО "Газпром" Петр Родионов. Интересно рассмотреть состав акционеров "Востокгазпрома" - 49% в уставном капитале принадлежит ОАО "Газпром", а 51% - венгерскому банку, который является оператором по реализации российского газа в Европе. Таким образом, "Востокгазпром" является аффилированной структурой большого "Газпрома". В самой компании объясняют такой состав учредителей тем, что "Газпром" взял очень много кредитов у западных банков, поэтому все его месторождения уже заложены в качестве обеспечения этих кредитов. Новую компанию решили делать свободной от обязательств перед западными партнерами "Газпрома", так как те стали бы настаивать на увеличении поставок голубого топлива в Европу. А "Востокгазпром" создавался именно для захвата азиатского рынка. По нашим сведениям, курирует китайские проекты со стороны "Газпрома" все тот же Петр Родионов.

Активным конкурентом "Востокгазпрома" в борьбе за китайский рынок природного газа является англо-американская корпорация BP, которой принадлежит 30% акций компании "Русиа Петролеум", владеющей лицензией на разработку Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области. Кроме того, BP планирует экспортировать газ в Китай со своих месторождений в Австралии. Таким образом, сейчас между BP и "Востокгазпромом" развернулось соревнование за то, кто из них окажется первым на китайском рынке. Пока ни одна из сторон не смогла заключить полноценного договора с китайской стороной. В качестве объяснения называются две основные причины. Во-первых, китайцы требуют продавать газ по ценам ниже мировых. Во-вторых, они настаивают на том, чтобы газ поступал в их наиболее развитые северо-восточные провинции, но при этом трубопровод не должен проходить через Монголию. Представители китайской стороны опасаются, что монголы последуют примеру украинцев и начнут воровать газ во время его транзита.

Пока ни BP, ни "Востокгазпром" не могут выполнить эти условия в полном объеме. Англичане предлагают китайцам проект постройки трубопровода через территорию Монголии до Пекина, так как это самый малозатратный вариант (длина трубопровода составит в этом случае 3364 километра). Однако китайцы продолжают настаивать на том, что газопровод должен огибать Монголию и идти к Харбину (протяженность данного маршрута 4540 километров). В этом случае строительство трубопровода обойдется на 20% дороже. Питер Хеншоу отметил: "Если китайцы компенсируют нам эти 20%, то мы протянем трубопровод туда, куда они хотят". В свою очередь, Китайская национальная нефтегазовая корпорация не хочет брать на себя эти расходы.

"Востокгазпром" предлагает властям КНР доставку газа в северные провинции Китая. Но китайцам это совсем не нравится. Дело в том, что на севере страны находится Синцзянь-Уйгурский автономный район, который еще называют Восточным Туркестаном. Его население состоит не из этнических китайцев, а из уйгуров, которые время от времени выступают против пекинского руководства. Южнее Восточного Туркестана находится Тибет, жители которого вообще не признают власть официального китайского руководства и подчиняются приказам далай-ламы, проживающего в Индии. Восточнее находится Внутренняя Монголия, обстановку в которой также трудно назвать спокойной. Поэтому китайцы совершенно справедливо считают, что строительство газопровода по этим территориям связано с серьезным риском. Ведь в этом случае они дадут серьезную карту в руки сепаратистам, которые будут угрожать взорвать данный газопровод.

Но эти доводы не останавливают пыл представителей "Востокгазпрома". По нашим сведениям, они уже начали строительство газопровода в Китай. Пока идет строительство ветки Барнаул - Бийск - Горноалтайск в Алтайском крае. А от нее до китайской границы менее 500 километров. Официально эта ветка нужна для газификации Алтая. Однако почему-то этот газопровод строится из труб большого диаметра с пропускной способностью 5 млрд. кубометров в год. При этом наш источник в "Востокгазпроме" признался, что трубопровод нацелен именно на Китай. По его словам, компания предлагает китайцам следующую схему. Российская сторона проводит газ в северные провинции Китая, а затем труба пойдет вдоль границы на восток, то есть именно туда, куда хотят китайцы.

В качестве дополнительного аргумента в пользу этого маршрута приводится тот факт, что в Северо-Западном Китае было найдено достаточно крупное месторождение природного газа - Тарим. Но, по словам представителя "Востокгазпрома", добыча на этом месторождении не может превысить 2 млрд. кубометров в год, а для того, чтобы сделать газопровод рентабельным, необходимо прогонять через него не менее 5 млрд. кубометров. Недостающий объем газа обещает дать "Востокгазпром". По словам представителя компании, осуществление этого проекта займет порядка пяти лет. По нашим сведениям, в течение 2001-2005 года компания PetroChina планирует построить четыре газопровода из богатых газом западных провинций в восточные. В этом случае им действительно очень пригодится газ "Востокгазпрома".

Кроме того, в планах "Востокгазпрома" - строительство еще двух веток газопровода в Китай. Наш источник в компании заявил: "Вторая ветка должна идти из Иркутской области, так как в северной части этого региона ряд месторождений газа принадлежит "Востокгазпрому". Транспортировка этого газа должна быть осуществлена либо через трубопровод "Русиа-Петролеум" (если он все-таки будет построен), либо по собственной трубе". Питер Хеншоу отметил, что представители "Газпрома" уже предложили этот вариант BP, но пока никакого решения по этому поводу не принято. Третий путь российского газа в КНР должен, по планам "Востокгазпрома", идти из Якутии в восточные провинции Китая. Наш собеседник в компании подчеркнул: "Китайцы требуют в первую очередь реализовать третий маршрут. Однако пока в Якутии у нас нет ничего для реализации этого проекта". По плану "Востокгазпрома" приблизительно через 50 лет Китай будет опутан сетью газопроводов, которые будут соединены между собой и смогут передавать друг другу необходимые объемы топлива.

Еще одним фактором в пользу газпромовского проекта является то, что строит газопроводы в России известная компания "Стройтрансгаз". Ни для кого не секрет, что она является структурой, очень близкой к ОАО "Газпром". Именно "Стройтрансгаз" тянет в настоящий момент ветку на Горноалтайск, которая будет готова уже летом этого года. При этом вице-президент и член правления данной компании Евгений Лаврентьев заявил нашему корреспонденту, что в "Стройтрансгазе" знают о планах "Востокгазпрома" и поддерживают их. В компании уже готовят ТЭО строительства трубопроводов для "Востокгазпрома". Он также подчеркнул, что томская ветка достигнет КНР уже в течение ближайших пяти лет. В пользу томского маршрута транспортировки газа говорит также и то, что по одному из вариантов строительства нефтепровода в Китай, который разрабатывает компания ЮКОС, нефть должна идти в КНР из Томской области. Напомним, что здесь у ЮКОСа имеются серьезные месторождения черного золота. Таким образом, если проект ЮКОСа будет реализован, то эти трубопроводы дополнят друг друга и китайской стороне будет легче их охранять. Но пока, по нашим сведениям, идет торг по поводу цен на нефть и газ. Если трубопроводы будут протянуты на север, китайцы смогут платить за топливо гораздо меньше, в восточных же районах серьезные средства придется вкладывать в обеспечение безопасности транспортировки.

В свою очередь, BP не может похвастаться ничем подобным. Строительство трубопровода еще не начато, добычи на месторождении пока нет, дружественной строительной компании тоже пока не предвидится. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что китайская сторона требует от России государственных гарантий на поставки газа. В беседе с нашим корреспондентом генеральный менеджер BP по России Ховард Мейсон отметил по этому поводу: "Мы понимаем, что реализовать Ковыктинский проект без поддержки российского руководства невозможно. Поэтому я возлагаю огромные надежды на сложившиеся товарищеские отношения между премьер-министром Великобритании Тони Блэром и президентом РФ Владимиром Путиным". Возможно, Великобритания действительно сможет что-то предложить России в обмен на поддержку проекта BP, однако пока это лишь предположения. Более того, английская пресса пишет, что в скором времени Тони Блэр выскажется с однозначной поддержкой планов США по созданию Национальной системы противоракетной обороны. Естественно, это не улучшит отношений Великобритании и России.

Кроме того, BP является основным спонсором строительства нефтепровода Баку - Джейхан. По появившимся сведениям, английская компания пообещала самостоятельно финансировать его строительство по территории Азербайджана и Грузии. Россия выступает категорическим противником строительства этого нефтепровода. Очевидно, что BP придется сделать выбор: либо ориентироваться на США и строить Баку - Джейхан, либо отказываться от этого проекта и заниматься экспортом газа в Китай. Если они решатся на более дорогостоящий проект и потянут газ в восточные провинции КНР, то смогут получить поддержку китайцев раньше, чем "Востокгазпром". Однако в этом случае им придется не ограничиваться 30 процентами в "Русиа-Петролеум", а пойти на более серьезные риски, так как пока российские компании не собираются вкладывать миллиарды в этот проект. Продолжать же надеяться на переговоры с "Газпромом" не имеет смысла, так как вице-президент "Востокгазпрома" Николай Кирилов заявил нашему корреспонденту: "Мы будем затягивать переговоры с BP до тех пор, пока не осуществим свой экспортный проект".

Необходимо отметить, что наибольшую роль в затягивании экспортных проектов играют китайцы. Они не проявляют никакой поспешности в этом вопросе, несмотря на то что их крупнейшие города Пекин и Шанхай постоянно окутаны смогом из-за значительного содержания в воздухе угольной пыли. Однако китайцы прекрасно понимают, что договор они заключат на 30-40 лет, поэтому предпочитают потянуть время и договориться о более низкой цене на топливо, чем поспешить и в течение десятилетий тратить огромные средства на закупку газа. Именно поэтому они ведут переговоры и с "Газпромом", и с BP, и с "Востокгазпромом". Это делается для того, чтобы, заставив компании конкурировать между собой, добиться от них максимальных уступок.

Источник: СМИ.ru.,17 апреля, 2001 года, Петр Сергеев. 


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz