Что сулит Японии смена политическоголидера?




 

главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Статьи

Что сулит Японии смена политического лидера?

Новый премьер декларирует необходимость ускорения реформаторского процесса, но политические реалии могут взять верх

Вот уже неделю правительство Японии работает с новым премьер-министром - Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi), - ранее работавшим на должности министра здравоохранения и благосостояния и имевшим репутацию радикального реформатора. Избрание Коидзуми на пост главы правительства было объявлено кардинальным сдвигом в политических настроениях японского общества, а его широко очерченные планы выглядят весьма многообещающими. Тем не менее, преследование политических целей способно затормозить ход реформ прежде, чем они успеют оказать существенное влияние на ситуацию в стране, поскольку представители правящей Либерально-Демократической партии Японии, ЛДП, могут оказаться в большей степени заинтересованы в сохранении голосов избирателей, чем в осуществлении необходимых реформ. Несколько дней назад новый премьер заявил, что результатом структурных реформ в стране станет временное продолжение экономической стагнации или даже сокращение объемов экономики, а это, как известно, не способствует повышению репутации правящей верхушки среди народных масс.

Как отмечают многие обозреватели, назначения в состав кабинета министров, сделанные Коидзуми, говорят о его намерении ускорить процесс реализации реформ в стране. Однако из всех назначений, имеющих непосредственное отношение к формированию экономической политики, только одно может действительно считаться подготовкой к полному осуществлению планов Коидзуми. Университетский профессор Хиезо Такенака (Hiezo Takenaka), ставшая новым министром экономики, будучи "аутсайдером" (т.е. не являясь членом правящей партии), неоднократно делала публичные заявления, в которых критиковала правительство за использование государственных средств с целью "симулирования" экономического роста. А вот Хакуо Йангисава (Hakuo Yangisawa), министр финансовых услуг в администрации бывшего премьер-министра Йосиро Мори (Yoshiro Mori), остался в составе кабинета, несмотря на то, что оказался неспособен добиться от банков списания безнадежных долгов на сумму 150 трлн. иен. Министр финансов Масаюро Сиокава (Masajuro Shiokawa), являющийся членом ЛДП, явно не обладает достаточным опытом, и это позволяет предположить, что его назначение было прагматическим шагом, вызванным необходимостью "навести мосты" между молодыми реформаторами и партийными "инсайдерами" в составе правительства, санкции которых необходимы для проведения в жизнь каких бы то ни было реформ.

Естественно, что национальная и мировая общественность внимательно следит за заявлениями нового премьера, пытаясь понять, что сулит стране его лидерство. И главными вопросами, находящимися в сфере внимания обозревателей, являются реформирование банковской сферы, монетарная политика и финансово-бюджетная политика. В ходе последней встречи представителей стран Большой Семерки министр финансов Японии Сиокава обещал предпринять меры для ускорения процесс избавления японских банков от безнадежных долгов. По имеющимся оценкам, на сентябрь 2000 г. на балансах японских банков все еще оставалось около 32 трлн. иен безнадежных долгов. Коидзуми еще предстоит четко выразить свою позицию в вопросе о том, будет ли он продолжать стратегию ЛДП по использованию государственных средств для поддержки слабых и неэффективных банков, или же он пойдет на необходимые, хотя и весьма болезненные меры, и, в частности, допустит банкротство некоторых из этих банков. Когда подобные институты, испытывающие серьезные финансовые затруднения, лишатся доступа к государственным средствам, реформы будут способствовать и разрешению более глубокой проблемы морального риска, коренящейся в отсутствии у банков побудительных причин для списания безнадежных долгов или повышения стандартов кредитования. Большее количество банков будет вынуждено последовать примеру Daiwa Bank, который в настоящее время осуществляет сокращение штатов и к концу марта 2002 г. планирует закрыть ряд своих филиалов.

Что касается денежной политики, то, по мнению большинства экспертов, маловероятно, чтобы Коидзуми отказался сейчас от политики нулевых процентных ставок, которой ныне придерживается Банк Японии. Тем не менее, ясно, что обстановка непрерывного замедления экономического роста требует от премьера выработки новой стратегии. Несмотря на низкую стоимость заимствований, финансовая слабость банков не позволяет им осуществить перераспределение кредитных средств, направив их в более многообещающие фирмы. Кроме того, потребность в капитале со стороны компаний, вынужденных решать проблемы, связанные с излишками производственных мощностей и товарных запасов, вряд ли увеличится до тех пор, пока низкие коэффициенты прибыли и слабый потребительский спрос будут служить препятствием для дальнейших инвестиций.

Одной из альтернатив для Банка Японии могла бы послужить политика поддержания целевого уровня инфляции. Такая стратегия в чем-то напоминала бы стратегию Европейского Центрального Банка, ЕЦБ, с единственным различием: предельно допустимой нормой была бы не верхняя, а нижняя планка темпов роста инфляции, т.е. этот экономический индикатор в случае с Японией должен бы быть не ниже определенного уровня. Ожидания положительных темпов роста инфляции способны стать "приманкой", которая вернет в магазины потребителей, что позволит отчасти избавиться от излишков накопившихся товарных запасов. Однако объявление об отставке главы Банка Японии Масару Хайами (Masaru Hayami) внесло еще большую неопределенность в будущее монетарной политики. И в ситуации повышенной нервозности, с которой финансовые рынки ожидают сообщений о подробностях экономических планов Коидзуми, преемник Хайами, скорее всего, останется в ближайшем будущем приверженцем политики нулевых процентных ставок.

Возможно, самым смелым заявлением Коидзуми стало взятое им на себя обязательство ограничить правительственные расходы на общественные сооружения. На протяжении всего периода экономических трудностей политика ЛДП в значительной степени основывалась на государственном финансировании огромного количества проектов строительства общественных сооружений. Это позволяло не только сохранять устойчивый уровень занятости в строительной отрасли, на которую приходится 10% всей рабочей силы в Японии, но и укреплять традиционную избирательную базу ЛДП. Сейчас, когда Коидзуми хочет ограничить объемы выпуска правительственных облигаций суммой в 30 трлн. иен ($245 млрд.) в год и начать приватизацию почтовых учреждений, подобные проекты лишатся еще одного источника дешевого финансирования. Если премьер останется верен своим заявлениям, то снижение затрат на общественные сооружения в будущем ослабит бремя государственного долга и, что еще более важно, вынудит правительство отказаться от строительных проектов, искусственно поддерживающих текущий уровень занятости. Очевидно, потребуется немало дипломатических усилий, чтобы убедить членов ЛДП, входящих в состав правительства, большинством голосов проголосовать за это решение, направленное на устранение опасных дисбалансов в экономике.

Коидзуми должен еще отчетливо высказаться по вопросу о том, каким образом он предполагает стимулировать индивидуальное потребление, являющееся наиболее важным "катализатором" экономического роста. По сравнению, например, с американцами, поведение японских потребителей можно охарактеризовать как более предусмотрительное и нацеленное на накапливание средств в настоящем с тем, чтобы иметь более широкие возможности в будущем. Причина этого отчасти кроется в том, что в Японии не так высок уровень социальной защищенности граждан. Сознание того, что уровень безработицы неизбежно будет повышаться, а населению придется платить за быстро растущий государственный долг, заставляет японцев накапливать средства в краткосрочной перспективе, несмотря на чрезвычайно низкие доходы по банковским депозитам. Как ни странно, но лучший способ добиться увеличения затрат - это взять жесткий курс на корпоративную и финансовую реструктуризацию, предполагающую снижение уровня занятости. Однако потребители уже осознают тот факт, что повышение уровня безработицы неизбежно и, что произойдет это довольно скоро. А потому результатом такой политики будет, в конечном счете, восстановление уверенности потребителей, рассматривающих процессы сокращения компаниями излишков производственных мощностей как сигнал, свидетельствующий о долгожданном начале долгосрочного экономического роста.

Однако ближайшим барьером, который предстоит взять Коидзуми и возглавляемой им ЛДП, являются выборы в верхнюю палату парламента, назначенные на июль. Если население Японии действительно готово вытерпеть болезненные экономические меры, обещанные новым премьер-министром, и не пожелает сместить его с этого поста, то восстановление положительных темпов роста японской экономики явится делом скорее близкого, чем далекого будущего.

Источник: K2Kapital, 4 мая, 2001 года.


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz