Кафе в Корее. Интересно, чтомногочисленные кафе – это вовсе не какая-тосупердревняя корейская традиция.




 

главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Статьи

Кафев Корее. Интересно, что многочисленные кафе – это вовсе не какая-то супердревняя корейская традиция.

У вас зазвонил телефон. Кто говорит? Да, кто угодно. Но если вы – корейская студентка, или, скажем, домохозяйка, то с вероятностью 99% вам звонит ваша подружка, чтобы поболтать – или встретиться и поболтать. Опять-таки, где встретиться? Ответ в такой ситуации тоже можно заранее предугадать – это какое-нибудь городское кафе, которых в любом корейском населенном пункте множество. В Корее не особенно принято встречаться с друзьями дома. Зато кафе – во всех их разнообразных видах и формах – любимые места встреч с друзьями, коллегами, места свиданий с возлюбленными. Несмотря на то, что находятся они на каждом углу – и иногда по нескольку кряду, недостатка в посетителях обычно не бывает. 

Интересно, что многочисленные кафе – это вовсе не какая-то супердревняя корейская традиция. Однако своя история у них есть и насчитывает она примерно сотню лет. На рубеже XIX и XX веков в Корее стали появляться первые «табаны», то есть чайные. Причем, как и ко многому в тот период времени в Корее, руку к этому приложили российскоподданные. Вот что пишет на эту тему профессор Ланьков: «Первый в Корее табан появился в гостинице, которая принадлежала госпоже Зонтаг, сестре жены Карла Вебера, первого российского посланника в Сеуле. Вообще говоря, - продолжает профессор, - госпожа Зонтаг сыграла немалую роль в истории корейского быта. В частности в свое время именно она познакомила корейский двор с кофе и пристрастила к этому напитку короля Кочжона в то время, когда королевский двор укрывался от японцев в российской миссии. Она же первая научила корейских придворных дам готовить европейские блюда и пользоваться западной косметикой. В награду за все этого ей в начале 20-го века и была пожалована привилегия открыть в Сеуле первую корейскую гостиницу западного типа». 

В колониальную эпоху табаны оставались заведениями довольно редкими и весьма экзотическими. Неудивительно, что туда тянулась корейская богема. Говорят, что в некоторых из них играли пианисты и скрипачи, а в остальных стояли патефоны – весьма дорогие аппараты по тем нищим временам. Многие из существоваших в то время табанов оставили свой след в корейской культуре. Например, редкая публикация по истории корейского театра или кинематографа обходится без упоминания табана «Какаду», который открыл в 1927 году режиссер Ли Кён Сон, и который был одним из излюбленных мест встреч тогдашней сеульской богемы. 

После освобождения страны в 1945 году произошло резкое удешевление и упрощение табанов, что пошло им на пользу – их популярность стремительно росла. В разоренной стране не хватало мест, куда могли бы пойти небогатые люди, где можно было бы переговорить двум мелким торговцам или посидеть молодежной компании (часто – безработной и почти всегда ограниченной в средствах). Поэтому табаны росли как грибы после дождя. Если в 1950-м году их было в Сеуле 286, то в 70-е годы - уже несколько тысяч. Таким образом они быстро превратились в массовые учреждения – однако, как отмечает прпофессор Ланьков, остались среди них табаны и «со своей публикой», местные варианты доперестроечного ленинградского «Сайгона», где охотно собираются всяческие непризнанные и полупризнанные литературные гении. 

А вот что говорит на эту тему другой профессор – Пак Тон Кю – из Сеульского госуниверситета: 

Я вспоминаю послевоенные годы. Середину пятидесятых. Тогда наши писатели часто встречались в табанах и пивных просто потому, что им некуда больше было пойти. На разрушенных войной улицах табаны служили чем-то вроде убежища для культуры. Тогда еще был комендантский час, и многие заглядывали в любимые чайные после работы – ненадолго, по дороге домой. На улице Чонно в центре Сеула было кафе под названием «Romance». Там можно было встретить таких известных поэтов, как Чхо Чжи Хун, Пак Нам Су или Ко Ын. Их стали даже в шутку называть «поэтами-романтиками» - от названия кафе. 

Типичный табан – это довольно просторное помещение, где чаще всего царит искусственно созданный полумрак. Столики обычно отгорожены друг от друга невысокой перегородкой, так что разоговоры посетителей не мешают соседям. 

В некоторых табанах тихо играет музыка. Интерьер обычно оформляется с претензией на западный стиль – здесь не сидят на полу – а располагаются на заморский лад - в креслах или на диванах. Неяркие светильники, низкая мягкая мебель, картины на стенах. Официантку принято называть «леди», а хозяйку – «мадам». 

Где-то с середины 60-х годов подобные заведения не только стали резко увеличиваться в числе, но и разнообразиться в по форме и содержанию. Кроме ставших традиционными табанов стали распространяться, например, музыкальные кафе для молодежи, в которых звучала американская музыка. В углу такого кафе можно было наблюдать стеклянную будку, в которой сидел диск-жокей в хипповом прикиде и крутил пластинки по заказу клиентов. Тогда в моде были «Криденс» и Neil Diamond . 

Однако первый серьезный конкурент у классического табана появился в начале 80-х годов – это американская кофейная. Называют их здесь на английский лад – «кофе-шоп». И хотя расплодились они недавно, они уже активно вытесняют табаны. «Кофе-шопы» особенно популярны среди молодежи, для которой они символизируют приобщенность к престижной западной цивилизации. В них современный дизайн в западном стиле, яркое, тщательно продуманное освещение, легкие столики, временами весьма неплохой кофе, а к нему немного кондитерских изделий, сладости, мороженое. «Кофе-шопы» располагаются на первых этажах домов, сияя яркими, броскими витринами – а табаны теперь задвинуты или в подвалы или куда-нибудь на третий этаж, а ходят туда, в основном, люди старшего и пожилого возраста. Иначе говоря, табан – это уже не модно. 

Итак, мы сказали, что «кофе-шопы» - это что-то вроде копии западных, американских кофейных. Есть, однако, у них и свои национальные особенности, которые не могут не броситься в глаза. Говорит профессор Ли Сон Ми из университета Сонкюнкван: 

Очень редко в корейском кафе можно увидеть человека, сидящего в одиночку. А Западе, наоборот, - это обычное дело, если кто-нибудь посидит в кафе час-другой, почитает книгу. У нас же даже люди, сидящие вокруг такого одинокого человека могут почувствовать себя несколько неловко – они будут думать, например, что этот несчастный, наверное, назначил здесь свидание – а его подруга не пришла или опаздывает – сочувствовать будут, переживать. Иначе говоря, для корейцев кафе – это в первую очередь место для общения, место, где они удовлетворяют свои социальные потребности в контактах с другими людьми». 

Кстати, из своих собственных наблюдений, я могу вам привести пример персонажей, вызывающих сочувствие – правда несколько противоположного свойства тому, о котором говорил профессор. Нередко можно видеть, как в кафе заглядывает какая-нибудь девушка студентка, заказывает кофе и пачку сигарет. Выкурив парочку сигарет в полном одиночестве, она уходит, оставляя пачку с оставшимися сигаретами на столе. Меня эта регулярная картинка весьма озадачивала, пока мне не объяснили, что девочкам – в отличие от мальчиков – курить в общественных местах – на улице, например, - совершенно неприлично и, таким образом, невозможно. Поэтому они и приходят в кафе просто чтобы покурить в тайне от всех. Недокуренные же сигареты оставляют, чтобы потом мама случайно не нашла эту пачку и не догадалась, что дочка курит. То есть, оказывается, что кафе могут быть и местом, где можно укрыться от общества, от его суровых правил. 

Но, разумеется, в кафе ходят не только, чтобы покурить. Вот послушайте рассказы заядлых посетительниц такого рода заведений: 

Женщина 1: Раньше кафе были просто местами встреч. Но в последнее время появилось много разнообразных, и очень необычных кафе – например, кафе, где вам заодно сделают макияж, кафе, куда можно прийти со своей собакой, кафе, где вам предскажут судьбу – и так далее. Теперь ходить в кафе стало просто интересно». 

Женщина 2: Кафе хорошо тем, что там можно заниматься самыми разными делами – и с друзьями поговорить, и, например, сделать домашнюю работу, которую задали в университете. Надо, конечно, заплатить какие-то деньги, но зато можно и напитки заказывать, какие хочешь». 

Вдоль реки Ханган недавно было построено сразу несколько кафе, рассчитанных на посетителей среднего возраста, где можно, освежиться, полюбоваться видами и поностальгировать о недавней молодости по бывшую тогда в моде музыку в стиле «фолк». Кстати, об одном из таких кафе мы как-то вам рассказывали в отдельной передаче. Есть еще кафе иностранных языков, где можно усовершенствовать свои лингвистические познания, книжные кафе – своего рода гибрид между кафе и библиотекой, и даже кафе-консультации, где можно получить советы специалистов в той или иной области. 

Отвечая на вопрос, почему кафе вообще столь популярны в Корее – и в том числе разнообразные кафе по интересам, можно, наверное, предположить, что это часть корейской коллективистской культуры, но часть своеобразная – компенсирующая. 

Человек, конечно, существо общественное – и в Корее это особенно очевидно. Жизнь человека здесь очень завязана на коллектив. Но как и всякому другому человеку, корейцу тоже иногда хочется уединиться или провести время в узком кругу самых близких друзей, а не тех людей, с которым ему приходится общаться по долгу службы или волею судьбы. Причем, чем сильнее коллективизм в обществе, тем, по логике, сильнее должно быть и желание временами от него отдохнуть - снять стресс, накопившееся в течение дня напряжение. Новые кафе, открывавшиеся с начала 80-х годов очень удачно уловили эту тенденцию – потому, наверное, и обрели массовую популярность. 

Источник:RKI, 17 апреля, 2001 года.


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz