главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Политика

Таиланд-Бирма: пограничный конфликт

Несколько сюжетов со стрельбой и переговорами

Итоги первых ста дней работы правительства премьер-министра Таиланда Таксина Чинновата неразрывно связаны с политической судьбой самого премьера, по делу которого в самое ближайшее время Конституционным судом будет вынесено решение. Если его признают виновным в сокрытии части его доходов, премьер может быть лишен права политической деятельности на пять лет. 

СЮЖЕТ ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ 
Даже учитывая то, что рассматриваемый судом эпизод относится к 1997 году, когда подполковник полиции, доктор криминологии и один из богатейших людей в мире, основатель и владелец телекоммуникационной империи "Чинноват Корпорэйшн" Таксин Чинноват впервые выступил как политик и в горячке первых дней на посту лидера политической партии обсчитался на несколько миллионов долларов, декларируя свою собственность и доходы. В случае обвинительного заключения Конституционного суда ему так или иначе придется оставить политическую деятельность минимум на год. 

Противоречие между истинно демократическим путем прихода Таксина к власти (за его партию проголосовало подавляющее большинство населения) и нависающим над страной политическим кризисом (все это порождение более демократических, чем когда-либо в прошлом, духа и буквы новой таиландской Конституции) ставит под вопрос все сделанное уже нынешним правительством. 

Пока наиболее ярко проявилась его активная позиция в сфере борьбы с распространением наркотиков. 

СЮЖЕТ НАРКОТИЧЕСКИЙ 
Несмотря на непосредственную близость Таиланда к одной из самых известных в мире производственных баз "тяжелых" наркотиков-опиатов, таких, как морфин и героин (таиландский север представляет собой одну из "сторон" печально знаменитого "Золотого треугольника", где другими "сторонами" являются прилегающие районы Бирмы и Лаоса), проблемы наркомании в Таиланде, равно как и в соседних странах, до недавнего времени практически не существовало. Основными рынками сбыта были США, страны Европы и Япония, и поэтому антинаркотическая деятельность местной полиции и армейских подразделений велась в основном в сопряжении с международными усилиями правоохранительных органов, спецслужб и ООН ради, так сказать, общего блага. Большая часть производственных "мощностей" наркомафии традиционно размещалась в Бирме, т.к. там шла гражданская война и пограничные с Таиландом районы почти не контролировались центральным правительством. 

Картина изменилась коренным образом в середине девяностых годов с приходом на рынок более дешевых "легких" наркотиков. Какому-то криминальному гению пришла в голову идея распространения этих средств на более широкие массы населения в самой Юго-Восточной Азии. В результате Таиланд из традиционной перевалочной базы наркоторговли сам превратился в рынок сбыта наркотиков. 

Одновременно к концу девяностых годов стало ясно, что некоторые бирманские нацменьшинства, например вооруженные группировки племени Ва, "специализировавшиеся" на производстве и сбыте опиатов, перешли полностью на производство амфетамина из доставляемых из Китая совершенно легитимных аптечных ингредиентов. Борьба с ними осложнена тем, что нелегальной торговлей амфетамином занимаются именно те нацменьшинства, с которыми в течение девяностых годов правительство Бирмы заключило долгожданный мир, закончив, таким образом, длившуюся более пятидесяти лет гражданскую войну. Поэтому хотя усилия тайцев в борьбе с наркотиками и вызывают живейшую симпатию Рангуна, поставившего цель ликвидировать производство наркотиков на территории Бирмы до 2015 года, полная поддержка этих усилий бирманским правительством сомнительна. 

СЮЖЕТ ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ 
Все это в последние годы постепенно создавало нервозную обстановку на бирмано-тайской границе, еще более усугублявшуюся внешней политикой прежнего правительства Демократической партии Чуана Ликпая, с одной стороны, ставившей задачу замены асеановского незыблемого принципа невмешательства стран этой региональной группировки во внутренние дела друг друга на более "мягкую" формулировку "конструктивного воздействия", а с другой - навязывавшей Рангуну, привыкшему к прямому общению только с руководством вооруженных сил Таиланда, гражданскую дипломатию. Дело дошло до того, что прибывший в Рангун с официальным визитом командующий сухопутными войсками Таиланда преподал тамошним военным властям урок, заявив, что политические проблемы обсуждать не намерен и что это дело гражданских дипломатов. 

Снижение политических претензий военных в Таиланде - великолепный знак того, что развитие демократии в стране перешло на новый, более высокий этап. Однако насколько разумно было размахивать демократическим знаменем перед удивленными лицами рангунских генералов, постоянно живущих под "дамокловым мечом западной демократии", то есть санкциями ЕС? 

В результате к началу работы нового правительства Таиланда ситуация на границе с Бирмой обострилась до стадии вооруженного конфликта. Стычка между рангунскими войсками, союзной им группировкой Ва и повстанческим Каренским национальным союзом неожиданно "перетекла" на тайскую территорию через нечетко демаркированную границу, в результате чего несколько тайцев - гражданских лиц - погибли и получили ранения. Тайская воинская часть, принадлежащая к Третьему округу сухопутных войск, вступила в бой с бирманским подразделением, снаряды артиллерии которого незадолго до этого упали на мирный тайский городок Месай. Бирманцы отступили, унося полтора десятка убитых и раненых. 

И сегодня, спустя несколько месяцев после событий, ситуация на границе остается напряженной. Ведутся переговоры на уровне командующих военными округами, сопровождающиеся периодической активизацией боевых действий на бирманской стороне. 

На этом фоне первый крупный дипломатический шаг правительства Таксина выглядит вполне логично: наряду с ужесточением внутренних мер по борьбе с наркотиками (в частности, в последние месяцы приведены в исполнение несколько давних смертных приговоров крупным наркоторговцам) Бангкок решил, заручившись поддержкой Европейского союза и США, вовлечь Рангун в программу совместных действий по искоренению нелегальной торговли наркотиками, тем более что в рамках АСЕАН в большой степени по инициативе Таиланда уже более года обсуждаются и разрабатываются такие действия в масштабах региона. 

В качестве стимула для Рангуна тайской дипломатией была сделана попытка убедить Европу и Америку в необходимости отменить экономические санкции против Бирмы, введенные около десяти лет назад в связи с отказом военного правительства передать власть гражданскому кабинету Национальной Лиги за демократию (НЛД). Надежды возлагались и на то, что в последние месяцы не без некоторого нажима со стороны Европейского союза в Бирме начались переговоры между военным правительством и руководством НЛД. 

Рассчитывая на поддержку Франции, которая вместе с Лаосом сыграла летом прошлого года роль посредника в восстановлении диалога ЕС и АСЕАН (он был прерван тремя годами ранее из-за разногласий по бирманскому вопросу), министр иностранных дел Таиланда Суракиат Сатхиратхай вылетел в Париж. Получив заверение Франции в том, что вопрос о санкциях будет изучен, равно как и вопрос о помощи в борьбе с наркотиками, Суракиат отправился из Парижа в Вашингтон. В США с должным вниманием отнеслись к новой программе борьбы с распространением наркотиков, однако по поводу отмены санкций ничего не сказали. С таким не совсем укомплектованным багажом Суракиат вынужден был ехать в Рангун на переговоры о пограничном урегулировании и борьбе с наркотиками. Во время этих переговоров руководство Третьего округа сухопутных войск Таиланда санкционировало захват базы одной из прорангунских вооруженных группировок, и таиландский спецназ предъявил правительству и прессе найденные там тринадцать миллионов таблеток амфетамина. 

СЮЖЕТ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЙ 
Усилия МИДа и командования Третьего округа настолько очевидно взаимоисключали друг друга, что в начале мая премьер-министр вынужден был объявить, что "правительство пытается добиться того, чтобы военные и МИД работали в одном направлении". Ко всему этому добавился и явный конфликт между министром обороны генералом Чавалитом Йонгчайютом (премьер-министром 1997 года, при нем начался Азиатский кризис) и командующим Третьим округом генералом Ваттаначаем Чаймыанвонгом. Чавалит еще в бытность свою командующим сухопутными войсками в конце восьмидесятых годов установил личные дружеские связи со многими бирманскими генералами. Он, как никто другой, понимает психологию Рангуна и в прошлом не раз успешно добивался решения пограничных конфликтов телефонным звонком или личным визитом. Однако, несмотря на свою значительную популярность в армии и в сельскохозяйственных районах страны, в Бангкоке Чавалит считается личностью одиозной, и передача ему полномочий по урегулированию проблем с Бирмой может серьезно пошатнуть позиции правящей коалиции. 

Пока между Рангуном и Бангкоком подписан лишь "Меморандум о взаимопонимании", предусматривающий лишь, что пограничные инциденты не должны перейти в конфронтацию между правительствами двух стран.

Источник: Независимая Газета,16.05.2001, Евгений Беленький


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

Hosted by uCoz