Страны АТР не прочь обновить свойавиапарк




 

главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Экономика

Страны АТР не прочь обновить свой авиапарк

В 1995 году Россия поставила за рубеж вооружения на сумму $3,05 млрд., что составило 13,4 % общемирового объема продаж, в 1994 г. - $1,71 млрд. или 7,5 %). Впервые за последние годы Россия опередила таких крупных экспортеров оружия как Великобритания, Германия и заняла второе место после США, контролирующих 43,4 % мирового рынка с объемом продаж в $9,84 млрд.

Необходимо отметить, что структура российского экспорте вооружений около 52 % продаж приходится на военную авиационную технику (ВАТ), 25 % - на вооружение и военную технику (ВВТ) Сухопутных войск, по 11 % - на военно-морскую технику и средства ПВО. 

Приобщем анализе перспектив российскогоэкспорта ВАТ, обращает на себя вниманиерынок стран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона (АТР), так как именно входящие внего страны закупили более половиныимпортированных в последние годывоенных самолетов и вертолетовроссийского производства. К тому жеименно в этом регионе российскиеоружейники доказали, что способныуспешно конкурировать с ведущимимировыми производителями современныхавиационных комплексов (АК).

Запрошедшие пять лет на страны этогорегиона пришлось более 35 % мировогоимпорта ВВТ. Это больше, чем закупилизападноевропейские страны (32 %) и страныБлижнего Востока (20,5 %). Не лишнезаметить, что суммарный оборонныйбюджет стран региона превышает $90 млрд.,а в ближайшие 5 лет они смогут потратитьна закупки оружия от $70 млрд. до $80 млрд.и немалая часть этих средств будетпотрачена на импорт ВВТ.

Динамичноеразвитие Азиатско-Тихоокеанскогорегионального рынка вооруженийобусловлено целым рядом факторов. Во-первых,бурным экономическим ростомбольшинства стран региона. Запрошедшие 5 лет совокупный валовойвнутренний продукт 15 основныхгосударств региона увеличился на 33 %.Наибольший его прирост отмечается вКНР, Таиланде, Малайзии, Сингапуре иЮжной Корее (на 44...62 %). У подавляющегобольшинства азиатских государствежегодно растет военный бюджет,значительная часть которого идет назакупки ВВТ за рубежом.

Паркбоевой авиации стран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона
ТипАКНазначениеКол-во
(ед.)
Годпоступления
на вооружение
ВЬЕТНАМ
Су-27ПВО121995-1996
МИГ-23МЛ/УБПВО/ударный351985
МИГ-21МФ/ПФМ
/БИС/У/УМ
ПВО/истр.-бомбард.1751975-1984
МИГ-17Ф/ПФШтурмовик701969-1972,1979
Су-22М/У/М4/УМЗКИстр.-бомбард.801980(32),1988-1990
F-5A/E/B/RF-5(б/уСША)Ударный/разведчик201972
A-37B(б/у США)Штурмовик51972
Ми-24Ударный301979,1982
ИНДОНЕЗИЯ
F-16A/BПВО121989
F-5E/FПВО141980
A-4EШтурмовик261980(14),1982
OV-10EПротивопартиз.121976-1977
Hawk53Штурмовик161976-1984
Alouette3Противопартиз.3до1976
КАМБОДЖА
МИГ-21БИСПВО/истр.-бомбард.241983
F-6Истр.-бомбард.61978
Ми-24Ударный31984-1986
КИТАЙ
H-6 (Ty-16)Бомбардировщик1201968-1981
H-5 (Ил-28)Бомбард./развед.450Нетданных
Ty-4 (B-29)НосительБПЛА15до 1960
Q-5Истр.-бомбард.6501970-1981
Су-27ПВО2001992-2000
J-8ПВО2001985-1996
J-7 (МИГ-21)ПВО5001967, 1979, 1984
J-6 (МИГ-19)ПВО/истр.-бомбард./
развед.
33001963-1975
J-5 (МИГ-17ПФ)Истр.-бомбард.5001956-1960
J-4 (МИГ-17Ф)Штурмовик2501956-1960
J-2 (МИГ-15)Штурмовик100до 1960
КНДР
МИГ-29ПВО301988
МИГ-23МЛ/УБПВО601985-1986
МИГ-21ПФ/ПФМПВО1501968-1971(65),1974
А-5Истр.-бомбард.401982
F-6 (МИГ-19)ПВО1001988-1989
F-4 (МИГ-17)Истр.-бомбард.150до 1965
Су-7БМК/УМКИстр.-бомбард.301971
Су-25К/УБКШтурмовик351987-1989
Н-5 (ил-28)Бомбардировщик80до 1965
РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
F-16C/D (тек. пост)ПВО1201986-1998
F-16A/BПВО29/10Нетданных
Hawk Mk.60Истр.-бомбард.201990
F-4D/EИстребитель64/591972/1977, 1987
F-5E/FИстр.-бомбард.149/501974/1979
F-5A/BИстр.-бомбард.20/25Нетданных
A-37DПротивопартиз.271976
T-28DПротивопартиз.151975
RF-4C (б/у США)Разведчик181989
AH-1J/S/FПротивотанковый8/21Нетданных
MDC 500MD/TOWПротивотанковый50Нетданных
ЛАОС
МИГ-21ПФМ/БИС/УМПВО
Истр.-бомбард.
401971-1985
АС-47 (б/у США)Противопартиз.31971-1973
МАЛАЙЗИЯ
МИГ-29ПВО181994-1995
F/A-18 (тек. пост.)ПВО
Истр.-бомбард.
81996
F-5E/FПВО171985-1986
A-4PTMШтурмовик101984-1986
Hawk 100/200 (тек. пост.)Штурмовик10/181994
RF-5EРазведчик21983
СИНГАПУР
F-16A/BПВО81988
F-5E/FПВО431979
A-4S/S-1 (б/у США)Штурмовик701975
SF.260M/WПротивопартиз.26Нетданных
ТАЙВАНЬ
Ching-Kou(IDF) (тек. пост.)ПВО1201992-2000
F-16C/D (планир. пост.)ПВО1501997-1998
Мираж 2000-5 (планир.пост.)ПВО601997-1998
F-5E/FПВО
Истр.-бомбард.
244/591974
F-5A/BИстр.-бомбард.6/10Нетданных
F-104G/RF-104G (б/у ФРГ)ПВО
Истр.-бомбард.
941982-1983
AH-1WПротивотанковый8Нетданных
ТАИЛАНД
F-16A/BПВО181988
F-5E/FПВО441978
F-5A/BИстр.-бомбард.9/21971/1982
AV-8A (б/у Испания)Штурмовик-1994-1995
A-37BПротивопартиз.111974
OV-10CПротивопартиз.351971-1973, 1981(6)
AC-47Противопартиз.51973
AU-23Противопартиз.261973
RF-5AРазведчик41971
RT-33AРазведчик4Нетданных
AH-1FУдарный4Нетданных
ФИЛИППИНЫ
F-5A/BПВО141989
OV-10Противопартиз.241991
RT-33AРазведчик31977
MD-500Ударный27Нетданных
AUH-76 (S-76)Противопартиз.13Нетданных
ЯПОНИЯ
F-15J/DПВО1871981
F-4EJПВО1291969 (модерн.1984)
Mitsubishi F-1Истр.-бомбард.75до 1980
RF-4JРазведчик141969 (модерн.1984)
AH-1FПротивотанковый79Нетданных
 

Во-вторых, внутрирегиональными проблемами,связанными с территориальными спорамии борьбой за лидерство, наличием расово-этническихи религиозных противоречий инестабильной политической обстановкойв ряде государств.

Крометого, важную роль здесь играютизменения в военно - политическойрасстановке сил в регионе,произошедшие после окончания "холоднойвойны". Так, еще семь - восемь летназад почти все страны Юго-ВосточнойАзии входили в сферы влияния великихдержав, которые не давали разгоратьсяпротиворечиям между своими союзниками.

Сокращениесоветского военного присутствия взападной части Тихого океана,свертывание Россией военной поддержкипривели, с одной стороны, к коррекцииполитического курса Китая и Японии внаправлении усилий по заполнениюобразовавшегося "стратегическоговакуума" и укреплению своих позицийв качестве региональных лидеров, а сдругой - к эрозииамериканоцентрической системы военныхсоглашений и относительному снижениюроли США в балансе сил в АТР.Соответственно изменились иполитические курсы других государстврегиона.

Переменыв политической и экономической сферахне могли не повлечь за собой иизменений в области строительствавооруженных сил (ВС), без учета которыхневозможно прогнозировать дальнейшееразвитие регионального рынкавооружений.

Условновесь пояс стран АТР можно разделить натри подгруппы государств, имеющихобщие закономерности в политикеразвития национальных ВС и военногоимпорта.

Кпервой относятся страны севернойрегиона - Китай, Япония, Тайвань и ЮжнаяКорея, обладающие сформированнойвоенно-промышленной базой идиверсифицированными военно-торговымисвязями. Эти страны имеют наиболеекрупные и боеспособные в регионе ВС иуделяют большое внимание ихсовершенствованию, делая при этомставку в основном на развитие своейпроизводственной базы за счетполучения доступа к самым современнымимпортным технологиям. Наибольшуюактивность проявляет Китай,стремящийся преодолеть своеотставание в обеспечении ВСсовременным вооружением и вособенности техникой ВВС и ВМС.

ИменноКитай является наиболее крупнымимпортером российской авиационнойтехники и вооружения начиная с 1991 г. Этастрана приобрела около 110 российскихсамолетов и вертолетов, а такжеприобрела лицензию на производство 150самолетов Су-27.

Однакозакупки готовых АК, по заявлениямкитайского руководства, носятвременный характер и именно поэтомукитайская сторона стремится всяческипоощрять участие российских ученых иконструкторов в созданииперспективных самолетов и вертолетовдля своих ВС.

Интереск российским военным технологиямпроявляет и Южная Корея. Эта странапредложила сотрудничество в созданиинового боевого самолета на базе Су-27 иСу-35, учебно-тренировочного самолета набазе МИГ-АТ, а также перспективнойбоевой АТ на базе российскихгидросамолетов и экранопланов.

Ковторой группе стран относятсягосударства южной части ЮВА - Бруней,Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд.В конце 80-х годов руководствобольшинства этих стран принялокрупномасштабные программымодернизации своих вооруженных сил,суммарный объем финансированиякоторых оценивался в несколькодесятков $млрд.

Необходимоотметить, что программы перевооруженияВВС этих стран, оснащенных в настоящеевремя в основном устаревшей АТ,подкреплены значительным увеличениемассигнований. Так, в период 1989...1994 гг.военные расходы в реальном исчислениивозросли в Малайзии на 61%, Таиланде - на43%, Индонезии - на 41%, Сингапуре - на 39%.

Неудивительно,что за продажу ВАТ именно в эти страныразворачивается наиболее остраяконкурентная борьба между основнымимировыми экспортерами вооружения. ДляРоссии важно, что эти страны внастоящее время не замыкаются толькона традиционных поставщикахавиатехники. Это связано с нежеланиемпопасть под чрезмерный военно-техническийконтроль какого либо из экспортеров.

Отчастиименно этим обстоятельствомобъясняется приобретение Малайзией в1994 г. 18 самолетов МИГ-29, что было оцененово всем мире как крупный успех ГК "Росвооружение"и МАПО "МИГ". В последующие годыРоссия предпринимала активные усилиядля проникновения на рынки другихстран, относящихся к этой группе.Значительный интерес к нашим самолетами вертолетам проявили представители ВСИндонезии, Филиппин и Таиланда, и вближайшее время можно ожидатьзаключения нескольких, подобныхмалазийскому, контрактов.

Ктретьей группе относятся Вьетнам,Камбоджа, Лаос и КНДР. В силу своихэкономических проблем ВС этих странпока далеки от закупок крупных партийсовременных АК. Тем не менее необходимоучитывать, что в более отдаленнойперспективе и эти страны, в особенностиВьетнам, могут стать крупнымиимпортерами ВАТ, а в ближайшие годыспособны закупать небольшие партии АКи проводить модернизации стоящих навооружении самолетов и вертолетов.

Дальнейшиеперспективы экспорта российскойвоенной авиационной техники в страныАТР зависят как от активностироссийских поставщиков вооружений, таки от складывающейся военно-политическойобстановки, направления военногостроительства, состояния и перспективразвития военной авиации, а такжепроизводственной базы, программпроизводства военной авиатехники ицелого ряда других факторов, влияющихна импорт ВАТ каждой конкретно взятойстраны.

Датаперепубликации: 16.05.2001

Источник:Aviapanorama, АлександрКАСАТКИН, Михаил СОБКАЛОВ


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz