главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Экономика

Партнер партнеру продаст еще оружия...
Есть ли будущее у российско-индийского торгового и экономического сотрудничества?

ГРУСТНЫЕ мысли навевают итоги только что закончившегося в Москве первого заседания совместной российско-индийской межправительственной Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (КВТС). 

Как отметили практически все российские СМИ, эпохальным событием стала в "Президент-отеле" сессия КВТС, которая формально родилась в ходе прошлогоднего визита в Индию президента РФ Владимира Путина и стала любимым детищем ее сопредседателя, вице-премьера российского правительства Ильи Клебанова. 

Однако на фоне сообщений о достигнутых беспрецедентных договоренностях по "существенному прорыву в военно-техническом партнерстве с субконтинентальным гигантом" совершенно незамеченными остались слова Ильи Клебанова, сказанные им на открытии сессии. Вице-премьер подчеркнул, что КВТС - "фактически самостоятельная структура на уровне Межправкомиссии". Истинный смысл сказанного заключается в том, что КВТС создана там, где идет реальное сотрудничество, в отличие от той структуры, где почти ничего не происходит, т.е. традиционной "Межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству", сопредседателем которой, естественно, является Илья Клебанов. 

Можно бесконечно долго перечислять названия самолетов, кораблей, танков, подводных лодок и фрегатов, а также суммы сделок по конкретным проектам и в целом. Цифры, конечно, впечатляют. Безусловно, достигнутые договоренности объективно выгодны обеим сторонам, ибо Россия загружает работой свои предприятия ВПК, а Индия получает современнейшее и очень дешевое, по международным меркам, вооружение. Но если Индия получает все, что хочет, то Россия - только деньги, которые у нас имеют свойство быстро исчезать; кроме того, оказывается, что подобным вооружением Россия не в состоянии снабдить собственную армию. Получается, что выгода от "контракта века" - односторонняя. 

Более того, грустные мысли сводятся и к тому, что, судя по всему, стратегическое партнерство России и Индии, о котором с такой помпой было заявлено совсем недавно, будет ограничиваться лишь военно-технической сферой, поскольку в других областях, как мы увидим ниже, оно неуклонно снижается, имея тенденцию к почти полному прекращению. Тем более что в новых условиях - строительства капитализма в России и проведения радикальной экономической реформы в Индии - Индия, во-первых, не видит реальных партнеров-частников в России, и, во-вторых, взаимодействие на уровне госструктур, как это было до 1991 г., фактически невозможно. Кроме единственной сферы - военно-технической. 

Впрочем, Индии, кроме вооружений, от России ничего и не нужно по большому счету. Она сама уже все производит и экспортирует: чай, табак, специи, рис, пшеницу, лекарства, продукты питания, в том числе детского, занимается огранкой алмазов, создает суперкомпьютеры, лидирует по производству компьютерных программ, осваивает космос и космические телекоммуникации, шьет дубленки и выделывает меха, развивает нефтехимию и производство удобрений, производит цемент, сталь, станки... Вот только с вооружением пока заминка. Да и с нефтью и газом. 

А что может предложить Россия помимо оружия? Уголь? Он становится золотым после транспортировки в Индию, и она предпочитает его брать, например, в Австралии. Нефть? После санкций против Ирака, через который российская нефть шла в Индию, поставки прекратились, и Индия берет нефть из других источников. Газ? Индия договаривается с Ираном. В общем, по торгово-экономической линии в будущем российско-индийского сотрудничества света в конце тоннеля пока не наблюдается. 

Да и цифры подтверждают это. По оценкам российских экспертов, если торгово-экономическое сотрудничество между Индией и Россией будет продолжаться в тех же формах, по тем же направлениям, в тех же рамках, в которых оно существует в настоящее время, то есть без финансовой поддержки или даже просто заинтересованности со стороны государства, то уже к 2005 г., когда Индия выплатит весь свой долг России (стало быть, перестанет от нее зависеть), объем товарооборота сократится по меньшей мере в два раза и сразу. Это будет означать только одно: экономическое сотрудничество может вовсе прекратиться, и Россия окончательно будет вытеснена с рынка Индии. Тут не спасет и военно-техническое сотрудничество. 

В настоящее время доля Индии в общем товарообороте России составляет лишь 1,5 процента. А сам товарооборот - около 1,5-1,7 млрд. долл. по сравнению с 5,5 млрд. долл. в 1990 г. Но, повторяю, только до 2005 г. эта цифра будет более или менее сохраняться в данных пределах. Что касается экономического сотрудничества, то его с 1990 г. просто невозможно сравнивать. Одна только история со строительством АЭС в Куданкуламе чего стоит: еще немного и всю эту эпопею по продолжительности можно смело заносить в Книгу рекордов Гиннесса. В целом уровень сотрудничества для стратегических партнеров получается уж слишком низкий. Да и вообще определяется ли уровень стратегического партнерства лишь усиленным развитием военно-технического сотрудничества на фоне полного застоя в остальных сферах? 

Сейчас из России в Индию идут всего четыре вида товаров (газетная бумага, черные и цветные металлы, удобрения), которые составляют 60, а иногда и больше процентов всего российского экспорта. А из Индии в Россию идут восемь групп товаров (чай, кофе, рис, орехи кэшью, другие сельхозпродукты, медикаменты), которые составляют 50 процентов индийского экспорта в Россию. 

Индийские поставки осуществляются за счет рупийного долга, и Индия не заинтересована расширять список товаров за счет тех, за которые она получает твердую валюту. Вот и ответ на всю проблему: готова ли Россия после 2005 г. платить за индийский чай или рис американскими долларами? Готова ли Индия пойти на специфические валютно-финансовые отношения со своим стратегическим партнером? Вряд ли. В обоих случаях. 

Что касается собственных возможностей Индии и потенциала ее диаспоры, то они не только не использованы, они еще даже не изучены. Однако мир сейчас стоит на пороге знакомства с реализацией этих потенциалов, судя по оценкам международных экспертов. 

Так, к 2046 г. доход на душу населения в Индии (в ценах 1996-1997 гг.) достигнет 6200 долл. в год против нынешних 380 долл. При 7 процентах ежегодного роста в целом и 3,5 процента среднего роста продукции сельского хозяйства его доля в ВВП с нынешних 30 процентов упадет до 6 процентов. В ближайшее десятилетие Индия будет в состоянии привлекать ежегодно порядка 10 млрд. иностранных инвестиций и обгонит в этом Китай. 

К 2047 г. Индия станет страной с современной открытой экономикой и войдет по этому показателю в двадцатку ведущих стран мира. Объем ее торговли будет равен 40 процентам ВВП и 5-7 процентам мировой торговли. Основной объем ее экспорта составит продукция сельского хозяйства, а также услуги, в том числе в таких областях, как программное обеспечение, консультации, аудит, медицина, образование. Уже к 2020 г. Индия превратится в страну, обладающую технологиями, ни в чем не уступающими самым современным мировым образцам. И как сделать так, чтобы все это принесло пользу России? То есть вариантов в этом плане множество, но кто их обдумывает? 

Конечно, я намеренно сгущаю краски. Но ведь если не остановить процесс, набирающий силу в российско-индийских отношениях, сбудутся худшие прогнозы. 

До недавнего времени полагали, что развитие ВТС с Индией потянет за собой другие сферы экономического сотрудничества, что позволит возродить былой уровень торгового и экономического взаимодействия между двумя дружественными странами, а теперь еще и стратегическими партнерами. Но после московской сессии КВТС вдруг стало ясно: нам как стране ничего не надо, кроме быстрых денег, никуда мы не стремимся, но очень хотим, чтобы все нас уважали, и обижаемся, когда этого не происходит. Вот Индии почему-то все надо: и космос исследовать, и текстиль, и лекарства проталкивать в Европу и в США, и быть лидером движения неприсоединения, и постоянным членом Совета безопасности в реформированной ООН и... много чего еще. 

С некоторых пор складывается грустное впечатление, что и Индия поняла "новую роль России", которой ничего не нужно, но у которой можно купить то, в чем Индия нуждается, причем "по разумным ценам": прежде всего вооружение, "Сахалин-1"; пшеницу, как это ни странно, и предложить россиянам чай, кофе и орехи кэшью. А на большее рассчитывать - себе дороже. 

Поэтому и возникла КВТС, которая неизбежно сменит традиционную Межправкомиссию, а последняя тихо уйдет в небытие после выплаты Индией рупийного долга России в 2005 г. Так один стратегический партнер и будет продавать другому стратегическому партнеру новейшие виды вооружений, которые для себя поставить не в состоянии. Хоть это хорошо. 


Источник: Независимая Газета, 10 июня 2001,Иса Калантаров

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

 другие статьи


 


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz