главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Общество

Бамбуковыемишки 
Китайские панды прижились на московской земле 

Плакат, который мы процитировали, изготовлен в Пекинском зоопарке специально к приезду панд из Китая в Москву. Красивый, ламинированный. Рядом наши на всякий случай прилепили перевод с русского на русский. Бумажку под пленкой. А зато понятно!

На наших глазах происходит историческое событие. Впервые за последние тридцать лет в Московский зоопарк и вообще в Россию с двухмесячным визитом прибыли две панды из зоопарка Пекинского. Панда - это такой крупный Винни-Пух, выкрашенный в черно-белый цвет. Живет в тибетских горах, в бамбуковых рощах и в китайских зоопарках. Кстати, черно-белый - идеальный окрас для бамбуковых рощ с резким переходом свет-тень - визуально животное как бы распадается и не воспринимается как целое. Это важно, потому что хоть панда и медведь, но медведь несолидный, прячется от всяких ягуаров и леопардов. Главный же вред, как и всему на планете, пандам причиняют люди, причем так успешно, что в природе осталось всего около тысячи особей. Впрочем, примерно в середине века китайцы поняли, какая редкость бродит у них по горам, объявили панду национальным достоянием и символом, а потом еще ввели смертную казнь за охоту на них. С тех пор панды не продаются за рубеж, а только дарятся по большой любви - должно же быть что-то святое! И таких любовей на нынешний момент у Китая - по пальцам перечесть: Берлин, Париж, Вашингтон... И вот, когда готовили Дни Пекина в Москве, китайские товарищи предложили показать животных нам. Я так понимаю, что теперь за российско-китайские отношения можно не беспокоиться... 

...Мы с фотографом пришли в зоопарк к четырем, чтобы посмотреть кормежку. Стоим у вольеры, панды за стеклом, каждая отдельно, так как они хоть и разнополые - девятнадцатилетняя самочка Вей Вей и четырехлетний самец Бей Бей, но парой не являются. Вообще, говорят, панды - одиночки. И период спаривания - всего пара дней в году, из-за этого их в основном искусственно осеменяют. Сейчас явно другой период, и панды спят каждая у себя. 

- Вот так они почти весь день, - говорит веселая девушка Лена, которую выделили нам в качестве гида. Сначала, правда, она веселой не была, я ее обидел: 

- Вы в пресс-службе работаете? - спросил. - Журналист? 

- Я зооинженер! Просто работаю здесь уже шестнадцать лет, с прессой общаюсь... Журналист... Не оскорбляйте меня! 

Симпатичная девушка. 

- Пойдемте, - говорю, - пока они спят, с сопровождающими побеседуем. С китайской делегацией. 

- Пойдемте. Только вряд ли у вас беседа получится. Переводчик уехал, а в английском наши акценты несовместны. Я, например, ничего понять не могу. 

- Это я по плакату понял. Про несовместность, в смысле... 

...Сидим в бытовке за вольерами. Пара скамеек, холодильник, весы, набитая окурками пепельница. То пространство, которое посетители зоопарка не видят. Снаружи - красиво, здесь эту красоту обеспечивают. 

- Меня зовут Алекс, - говорю по-английски с чудным ставропольским прононсом. 

- А меня, - говорит начальник группы с прононсом сычуаньским, - трам-там-там... 

- Как? 

- Трам-там-там... Подождите, я вам визитку дам. 

Оказалось, что зовут его Чжан Цзиньго, является он Высшим Ветеринаром и Помощником Директора. 

- Ничего себе! Это так всегда панд сопровождают? 

- Да вы представляете, что такое панда! Это же ценнейший зверь! 

Ничего, разговорились. 

- Что в вашем деле самое трудное? - спрашиваю. 

- Запах, - говорит. - В этой вольере ягуары раньше жили, а панды их боятся. Перед приездом мы выслали подготовительную команду, они все здесь отмыли и опрыскали специальным спреем. 

- Ну, драили-то вольер наши, - вмешивается Лена, - а спрей этот - обычный дезодорант, освежитель воздуха для туалетов. Елкой пахнет. По моим представлениям, уж лучше бы ягуаром, чем этой химией. 

- А куда ягуаров дели? 

- Отправили на ветеринарный пункт, пока эти не уедут. У нас других помещений нет. Это, кстати, главная причина, почему подобные экспозиции, как правило, не устраивают. И не только у нас, но и во всем мире. Нет, животных возят, но обычно с целью подобрать пару или в обмен на другое животное. 

- Трудно животных возить? 

- Смотря каких, - говорит Чжан Цзиньго. - Но с пандами в этот раз проблем не было. Посадили на самолет в Пекине, здесь выгрузили. Привыкли они быстро. 

- Это точно, - поддерживает Лена. - Адаптировались быстро. Самка сразу, а самец немного боялся первое время. Немедленно забрался наверх, на дерево, и не слезал. Были дни, когда он отказывался есть. Я считаю, что он просто был сыт, там же в течение дня все время лежит бамбук, то есть пожрать есть чего. Но китайцы очень переживали и всячески уговаривали его поесть молочной кашки. Один поднимает ему миску наверх, второй палочкой раззадоривает. Потом наверх залезли. Уговорили... 

- Что за кашка-то? Я читал, панды в основном бамбуком питаются. Потому, кстати, и вымирают. Бамбук ведь цветет раз в полстолетия, сразу вся роща, потом дает семена, а потом - отмирает. Есть нечего, жди, когда новый вырастет. 

- В целом верно, но они не только бамбук едят. Конечно, молоко в природе им никто давать не будет, но фрукты, овощи они едят. 

В этот момент в бытовку заходит китайский рабочий, начинает колдовать над весами: ставит две железные кастрюли (с собой привезли!), наливает горячего порошкового молока, добавляет туда рис, маисовый хлеб, пару яиц, трет морковку и яблоки. Маисовый хлеб готовят из кукурузной муки, ячменя, соевых бобов, рыбы, говядины, яиц и риса. Все отмеряется по граммам. Еще двое китайцев обдирают листики с молоденьких бамбуковых веточек, потом мелко крошат ножницами. 

- Зачем это? - спрашиваю. 

- Ну как же, животное ведь должно хорошо покушать! А вдруг аппетита нет! 

Как же, станут им в лесу кашку готовить! 

- А откуда вся эта еда берется? 

- Мы с собой привезли, - говорит Высший Ветеринар. - Только бамбука взяли 200 килограммов, и он в первую неделю закончился. Теперь нам из Адлера привозят. Хороший бамбук, свежий! 

- Да, едят они много, - подтверждает Лена, - по двадцать килограммов на брата в день. 

- А на стенде написано - пятьдесят. Кстати, с другой стороны того же стенда - вообще до сорока пяти процентов собственного веса! 

- Не знаю. У меня информация про двадцать. Сорок пять процентов - это ж вообще... Самец весит сто тридцать килограммов, самочка - 
двести. Ошибка. 

На самом деле ничего странного в ошибке нет, потому что панды изучены из рук вон плохо и несоответствий хватает. Их даже классифицировать толком не могут. Сначала панд отнесли к семейству медведей, потом решили, что они - еноты, а недавно опять перевели в медведей, но многие ученые считают, что лучше бы их в отдельный бранч выделить. 

- Сейчас кормить будут, - объявляет Чжан Цзиньго. - Пойдемте смотреть. 

Идем. Самке просовывают еду через окошко в решетке, заходить боятся. А вот к Бей Бей рабочий входит, впрочем, держась на расстоянии. Ставит миску поближе к стеклу на радость публике. Бей Бей ест минут двадцать, потом берет в лапу яблоко и становится совсем неотличим от Винни-Пуха в гостях у Кролика. Публика в восторге, взрослые смеются как дети, а с детьми творится совсем истерика. 

Но в целом у вольеры людей немного. Специального ажиотажа нет, хотя перед их приездом зоопарк провел массированную рекламную кампанию. Директор зоопарка Владимир Спицин нам так и сказал: 

- Это хорошо, что вы репортаж делаете! Потому что люди как-то не очень идут смотреть. А панд уже увозят скоро. 

Вот загадка! В Сан-Диего привозят - там посещаемость зоопарка вдвое вырастает, в Вашингтон - то же самое, а у нас - не идут. Дело, наверное, в том, что Москва перегружена жизнью, как любая из великих столиц мира. И москвич любит, чтобы хотя бы отдых ему не навязывали. Впрочем, на всенародный праздник типа приезда Жан-Мишель Жара или Театральной олимпиады он пойдет, а панда - что ж, рядовое событие с низкой информационной нагрузкой. Черно-белых мишек видели почти все. Во всяком случае, те, кто в принципе ходит по зоопаркам, видели их по телевизору несметное число раз. Ну а если москвич пришел в зоопарк, он пойдет смотреть все - медведя белого, который, одурев от жары, плещется в бассейне, или слона - у того хобот... В том числе и панду посмотрит. Рядовое необычное событие. 

Вот если с пандой случится что-нибудь нехорошее, из москвичей тут же выстроится очередь кровь сдавать. Проверено. 

Кстати 

"До восьмидесятых годов двадцатого века китайские ученые главно замечательно изучали гиганских панд… 

В девяностых готов двадцатого века ЭВМ и числитель биология применила к изучению гиганской пандаы определение родства гиганскои панды клон. Пересаждение зародыша, изображение генов, изображение крова, взятие имной, пределение гормона сверхзамораженных пакгауз клона генов анализировали необходимые питание (житкий твердое). Научно нормальный живого астояния... Эти изучения получили прованный сдвиг... 

Кармление и виставка гиганской панды. В 1937 г. в зоопарке Блукфильте, Чикаго США, гиганская панда Су Лин, кормленная в самом начале в мире увиделась с туристами. В 1953 году Китае в первый раз гиганские пандаы кормилась и экспонировалась в 1955 году в Пекинском зоопарке три детской гиганской панды увиделись с туристами. До 1999 года 32 единиц в мире кормили гиганских панд (включали детенышных). Общий итог 497 в том числе дикорастущие 274. Искусственно лормиленные 223…" 

(Избранные места из плаката, вывешенного в Московском зоопарке у вольеры с пандами.) 

Источник:"ИЗВЕСТИЯ", 16 июля 2001, Алексей ТОРГАШЕВ  

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

 другие статьи


 


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz