главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Общество

Квадратура круга

"Поистине удивительные вещи творятся в Поднебесной!" - именно эта знаменитая фраза из средневекового китайского романа приходит на ум при чтении некоторых местных и центральных российских газет, время от времени затрагивающих тему "упрощенного пропуска" граждан РФ и КНР в торговые комплексы, расположенные вблизи российско-китайской границы. Удивление, прежде всего, вызывает вопиющая небрежность в подготовке и подаче информации, а также восхитительная готовность авторов муссировать непроверенные факты, повторяя слухи, не соответствующие не только истинному положению дел, но и здравому смыслу. 

В газете "Новости" за 23 сентября 1999 года с интересом читаем короткую заметку Михаила Букатова о планируемом на российско-китайской границе строительстве трех торговых зон. Одна из таких зон должна появиться в Приморье в районе погранперехода Пограничный - Суйфэньхэ. Далее - просто сказка: "Зона - это некое помещение, куда будут условно вести две двери. Одна - со стороны Китая, другая - с российской стороны. Там будет упрощен паспортный режим, то есть войти в нее можно будет по обычному российскому или китайскому паспорту, но без перехода границы. Внутри зоны можно будет совершать торговые операции, подписывать контракты. Пока не решен вопрос о том, будут ли облагаться пошлиной продаваемые в зоне товары". Идиллия - да и только! Пикантную деталь всей информации придает сообщаемый автором факт, что "план постройки такой зоны обсуждался…на заседании краевого оперативного штаба по борьбе с терроризмом, прошедшем в Уссурийске".

В уважаемой газете "Туринфо" (№32, 2-9 ноября 1999) из информационной колонки узнаем, ни больше, ни меньше, что соглашение между нашей страной и Китаем о создании новой свободной зоны приграничной торговли - совместного торгового комплекса "Пограничный-Суйфэньхэ" - было подписано лично министром иностранных дел России Игорем Ивановым. Cсылаясь на этот документ (хотя совершенно ясно, что автор информации в глаза его не видел), газета сообщает, что теперь граждане РФ могут без визы въезжать на китайскую территорию на 30 дней, провозить через российско-китайскую границу "неограниченное количество товара", а также открывать в Суйфэньхэ свои магазины, рестораны, турфирмы и даже медицинские кабинеты, которые следует все же "оформлять на физическое или юридическое лицо в Китае". Где и когда было подписано столь важное соглашение, наполняющее реальным содержанием наши довольно декларативные отношения стратегического партнерства с Китаем, осталось за кадром сообщения. 

В Комитет по туризму и санаторно-курортному делу администрации Приморского края посыпались запросы от турфирм - В чем дело? Означает ли это, что российско-китайское межправительственное соглашение 1992 года о безвизовом обмене туристскими группами уже не действует? От заинтересованных групп приморского населения поступали другие вопросы: как и когда можно выехать в свободную зону, кто перевозит и где брать билеты?

Действительно, 2 июня 1999 года в форме обмена нотами между Посольством РФ в Пекине и китайским МИДом, с одобрения Правительства РФ и Правительства КНР, было заключено Соглашение об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской государственной границы. Стороны согласились распространить практику упрощенного пропуска граждан в торговые комплексы г. Хэйхэ, что напротив Благовещенска, и торговые комплексы г. Суйфэньхэ - напротив нашего поселка Пограничный. Ранее такой режим, в соответствии с аналогичным Соглашением от 17 февраля 1998 года, предусматривался только для г. Маньчжоули, сопредельного российскому г. Забайкальск.

Соглашение вступило в силу с 3 июля 1999 года, а уже 7 июля, в соответствии с указанием Главного Управления Федеральной Пограничной Службы России (ФПС) от 01.07.99, начальник ТОРУ ФПС приказал осуществлять пропуск граждан РФ, следующих в торговый комплекс Суйфэньхэ, по действительным заграничным паспортам без китайских виз через пункт пропуска Пограничный (автомобильный). По правительственным каналам местным администрациям совместно с органами пограничного контроля предлагалось до 6 июля провести координационное совещание по вопросам организации пропуска через границу российских граждан, следующих в торговый комплекс, а также разработать технологию пропуска.
Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Москва распорядилась, но денег для выполнения распоряжения отпустить, как всегда, забыла. А для любой перестройки, даже такой на первый взгляд незначительной, требуются довольно-таки значительные средства.

Мнение Комитета по туризму и санаторно-курортному делу АПК в данном вопросе было изложено тогда же, по горячим следам, как в местных, так и центральных средствах массовой информации (см. "Упрощенный пропуск нанесет ущерб туризму" - газета "Владивосток" 03.08.99; "Кому- вершки, а кому - корешки" - Российская Туристская газета № 18 за 16-22 авг.1999 г.) Суть наших возражений - а с ними соглашались специалисты в области туризма, представители пограничных, таможенных и санитарных служб - заключалась не в том, чтобы торпедировать шаги правительства по установлению более тесных, дружественных и доверительных экономических отношений между сопредельными территориями России и Китая, в частности между пунктами, упомянутыми в соглашении, а в том, что без создания финансируемого на государственном уровне механизма выполнения данного соглашения ничего хорошего из этого начинания не выйдет. 
Согласно пункта 1 Соглашения, "пропуск граждан РФ, транспортных средств и товаров, следующих в торговые комплексы, будет осуществляться ...в соответствии с положениями, предусмотренными Законодательством РФ и КНР в области пограничного и таможенного контроля, через действующие на российско-китайской государственной границе пункты пропуска". То есть, Соглашение от 2 июня не отменяет существующие правила пограничного и таможенного контроля, также как и не вводит никаких новых "упрощенных" процедур такого контроля. Нынешний уровень обустроенности, технической оснащенности и укомплектованности пунктов пропуска на приморском участке российско-китайской границы работниками и служащими не только не позволяет дополнительно увеличить пропускную способность пунктов, но и едва достаточен для своевременного оформления резко возросшего в этом году потока организованных туристов. 
Основные людские потоки через российско-китайскую границу составляют туристы и ни для кого не секрет, что под благовидными именами "приграничный туризм", "коммерческий туризм" процветает вполне легальный мелкотоварный частный бизнес, известный как "челночество". Некоторую часть туристов составляют обыкновенные граждане, не имеющие коммерческих целей, а просто желающие самостоятельно по доступной цене выбрать товар "для дома, для семьи" в относительно дешевых китайских магазинах. Но все более возрастает количество "настоящих туристов", как с российской, так и с китайской стороны, направляющихся в Китай и Россию за новыми впечатлениями и новыми знаниями, на экскурсии и отдых. Создание на российско-китайской границе "торговых зон с упрощенным доступом" стимулировало бы отделение потока "коммерсантов" от "туристских" потоков, хотя выделить в чистом виде как тех так и других вряд ли когда удастся.

Туристская отрасль края как работала, так и продолжает работать в соответствии с российско-китайским межправительственным Соглашением 1992 года о безвизовых групповых туристских поездках, хотя оно уже в значительной мере устарело, поскольку не дает местным администрациям достаточных инструментов для эффективного регулирования вопросов международного туристического обмена. Постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999 г., уже одобрен новый проект российско-китайского межправительственного Соглашения о безвизовых групповых туристских поездках, подписания которого с нетерпением ждут администрации всех Дальневосточных краев и областей России. К сожалению, у нас в стране появилась "итальянская мода", предписывающая менять правительства посезонно. 
Со дня принятия "соглашения, которого не ждали", прошло почти полгода, в течение которых в России сменилось три правительства. Главы двух последних побывали в Приморье, но в ходе их визитов тема выполнения на местном уровне июньского соглашения с Китаем, насколько нам известно, не поднималась. Про нее как будто забыли, хотя вопрос взаимных контактов, туристского обмена и приграничной торговли с нашим дальневосточным соседом является животрепещущим как для руководителей администраций и предприятий Приморья, так и для многих жителей края, занимающихся коммерческими поездками в соседний Китай. Весьма симптоматично также, что ни в центральной, ни в местной прессе, нет никаких официальных или хотя бы полуофициальных комментариев к данному соглашению. Очевидно именно такое отсутствие достоверной информации о реальных масштабах и рамках соглашения, а также о реальных возможностях на местах следовать данному соглашению порождает заблуждения, как у сотрудников информационных изданий, так и у населения, со страхом ожидающего чуть ли не полного открытия границы с соседними китайскими провинциями. Свой вклад в формирование соответствующих ожиданий у россиян внесла и китайская сторона, проявляющая завидную инициативу и напор в привлечении российских покупателей в свои приграничные города. О своем новом статусе открытых приграничных "торговых зон", якобы уже одобренном в Пекине, при встречах с представителями администрации Приморского края заявляют также руководители г. Дуннин, что напротив нашей Полтавки, и г. Хунчунь - напротив п. Краскино Хасанского района. Инициатива бьет ключом: открывайте границы, запускайте народ за нашим товаром и не мешайте вывозить ваше сырье, желательно без всяких пошлин. 

Слов нет, для стабилизации экономической ситуации на дальневосточных окраинах России, в частности в Приморье, для улучшения жизни местного населения надо искать новые формы развития торгово-экономических связей с провинциями Северо-Восточного Китая. Но зачем же отдавать всю инициативу в становлении таких новых форм китайской стороне, идя затем у нее на поводу и сдавая одну экономическую позицию за другой? 
У нас пока нет информации о том, как претворение данного соглашения в жизнь продвигается в Читинской и Амурской областях, поэтому мы здесь оперируем материалами, касающимися только Приморского края.
21 июля с.г. в администрации края прошло совещание, на котором рассматривались вопросы организации работы погранпереходов в соответствии с межправительственным соглашением об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской границы. 7 октября совещание на эту же тему состоялось в ТОРУ ФПС. Итогом совещаний стало создание межведомственной комиссии по реализации данного Соглашения. Администрации муниципального образования Пограничный район рекомендовано приступить к проектированию торговой зоны на российской стороне. Решения, принятые по данному вопросу находятся в русле политики, проводимой губернатором края Е.И. Наздратенко по улучшению добрососедских отношений между приграничными территориями, которая основывается на защите национальных интересов государства. 

Китайская сторона гораздо активнее взялась за претворение соглашения в жизнь, значительно расширив по сравнению с исходным текстом толкование как термина "торговый комплекс", так и термина "упрощенный пропуск". Поскольку раскрытие истинного смысла терминов дипломатического документа не входит в задачи данной статьи, ограничимся констатацией фактов. 24 сентября 1999 года. в г. Суйфэньхэ состоялось торжественное открытие "торгового района" для упрощенного посещения его российскими гражданами. В речи мэра г. Суйфэньхэ, г-на Ван Ливэя, пересыпанной словами о стратегическом партнерстве и посвященной разъяснению содержания новой формы торгово-экономического взаимодействия, прозвучали практически все основные моменты китайской интерпретации июньского межправительственного соглашения, подхваченные без проверки нашей прессой. А именно: посещать "торговый район", под которым подразумевается весь городок Суйфэньхэ, могут любые российские граждане по обычному паспорту на срок до 30 дней; беспошлинно ввозить и вывозить любое количество товара, рассчитываясь за него любой конвертируемой валютой, включая рубли и юани; открывать в торговом комплексе предприятия, "отвечающие экономической политике государства в таких областях как коммерция, туризм, реклама, информационное и медицинское обслуживание, трудовые услуги, культура". Более того, как отмечено в выступлении мэра, "кроме права избирать и быть избранными, российские граждане будут иметь те же права, что и китайцы".

Понятно, что вопрос об условиях и сроках пребывания иностранных граждан на своей территории, политика привлечения иностранного капитала, уровень налогообложения - в полной компетенции китайских властей. Однако китайская сторона, целенаправленно, из государственного бюджета, вложив в развитие того же Суйфэньхэ сотни миллионов юаней, вполне естественно ожидает равноценной открытости и с российской стороны, которая к этому в настоящий момент просто не готова. К сожалению, на нашей стороне границы с большим трудом решаются даже более мелкие проблемы. 

Для создания на российско-китайской границе "торговой зоны" (или хотя бы "торгово-экономического комплекса") на принципах равноправного партнерства, необходимо целевое бюджетное инвестирование, пристальное внимание центральных государственных органов к данной теме. Администрации дальневосточных субъектов федерации не в состоянии повлиять даже на изменение режима работы местных структур ФПС или ГТК - для этого у них нет полномочий. Что уж говорить о финансировании таких достаточно масштабных проектов, как организация торгово-экономических комплексов на границе с осуществлением полного набора процедур пограничного и таможенного контроля - для этого на местах просто нет средств. 
Без такой целенаправленной поддержки Российского правительства в реализации подписанного им же самим соглашения, власти пограничных регионов зачастую обречены идти на поводу у более напористого соседа. Промедление в решении этих вопросов может загубить не только налаженную систему безвизового туристского обмена, но и устоявшуюся схему работы служб пограничных пунктов пропуска, не создав вместо этого ничего взамен или же, наоборот, создавая кучу проблем, решение которых целиком ляжет на плечи дальневосточных администраций. 

М.А. Лапин, гл.специалист 
Комитета по туризму и санаторно-курортному делу 
администрации Приморского края
24.11.99.

ASIATIMES.RU. Все авторские правапринадлежат автору статьи.

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

 другие статьи


 


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz