главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Общество

Повторение пройденного

Очередным прорывом в развитии двусторонних российско-китайских торгово-экономических отношений на региональном уровне порадовала нас российская дипломатия/в 1999 году -ASIATIMES.RU/. 

2 июня 1999 года, в форме обмена нотами, заключено Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об упрощенном пропуске российских и китайских граждан в торговые комплексы, действующие в районе российско-китайской государственной границы. Стороны согласились распространить практику упрощенного пропуска граждан в торговые комплексы г. Хэйхэ, что напротив Благовещенска, и торговые комплексы г. Суйфэньхэ - визави нашего поселка Пограничный. Ранее такой режим, в соответствии с аналогичным Соглашением от 17 февраля 1998 года, предусматривался только для г. Маньчжоули, сопредельного российскому 
г. Забайкальск.

Казалось бы, радоваться надо! Цель - благороднейшая: содействие экономическому процветанию приграничных районов! Принципы, само собой, - равенство и взаимная выгода. Однако, многолетняя практика и бросающаяся в глаза разница в результатах приграничной торговли (во всех ее проявлениях) с нашим великим соседом ясно показали, что реальные плоды от каждой новой инициативы в приграничных отношениях пожинает китайская сторона. Как в той русской сказке про мужика и медведя, которые, заключив честнейшее соглашение (кому вершки, а кому корешки), сотрудничали в выращивании разнообразных сельхозкультур: медведь - постоянно в проигрыше, а вся ценная часть урожая - у мужика. "Медведь", к сожалению, это мы с вами, дорогие россияне, а "мужик" - целеустремленное, думающее о будущем страны и своем месте в мире, прагматично решающее свои серьезные проблемы китайское государство.
Нас в настоящий момент интересует конкретный аспект проблемы: каким образом вышеупомянутое Соглашение от 2 июня с.г. может повлиять на сложившиеся экономические структуры и связи на региональном уровне, в частности, на российско-китайские туристские связи и туристский бизнес.
Давайте взглянем, что "нового" несет нам новое российско-китайское соглашение.

После изучения текста прежде всего создается впечатление, что соглашение не новое, а давно забытое старое, пролежавшее "под сукном" по меньшей мере лет семь. Оно, на наш взгляд, вполне могло бы предшествовать межправительственному российско-китайскому Соглашению о безвизовых групповых поездках граждан, подписанному в декабре 1992 года, и положившему начало паломничеству российских туристов в Китай. Уже в то время, просто и естественно, произошло бы разделение туристов на настоящих туристов, выезжающих отдохнуть и посмотреть достопримечательности Китая, и частников-коммерсантов, направляющихся в "торговые комплексы" за товаром. 
Упрощенный пропуск, в соответствии с соглашением, означает, что российские граждане, имеющие обыкновенный заграничный паспорт, отныне имеют право запросто купить билет на катер (из Благовещенска), автобус или поезд ( из п. Пограничный) и без оформления визы проехать в торговые комплексы, расположенные на китайской стороне, где "после прохождения таможенного и пограничного контроля могут заниматься торговой деятельностью…" не выходя за пределы торгового комплекса. Более того, в соответствии с пунктом 4 указанного соглашения от 17 февраля 1998 года, граждане РФ имеют право учреждать в китайских торговых комплексах комиссионные (консигнационные) магазины, которые "могут продавать товары, принадлежащие российским юридическим лицам и гражданам, а также оказывать им услуги по заказу товаров".

Что это? Рай для российских "челноков"? Не надо больше притворяться "туристом", покупать путевки в туркомпаниях? Вроде бы все так. Но не означает ли это, что ситуация с развитием приграничного туризма и "прямых контактов" в российско-китайских отношениях на приграничном уровне отбрасывается в свое зачаточное состояние? Нам это представляется именно таким образом. 

У многих еще свежи в памяти картины вавилонского столпотворения на вокзале Гродеково во время посадки в поезд русских и китайцев, желающих выехать в Суйфэньхэ в 1992-93 году. Какое количество людей может пропустить граница за одни рабочий день с учетом обустроенности пунктов пропуска и возможностей контрольных служб? - Людей, прибывших на границу издалека (самое ближнее из Уссурийска, расположенного в 100 км от Пограничного) и рвущихся во что бы то ни стало выехать за рубеж или попасть на родину именно сегодня, это не волновало. Было все: и давки, и драки, и ночные бдения на вокзале. 
С 1993 года Комитетом по туризму и санаторно-курортному делу Администрации Приморского края совместно с Федеральной Пограничной службой и другими заинтересованными ведомствами была проведена большая работа по приведению приграничного туризма в цивилизованные рамки. Выезд российских туристских групп стал квотироваться для пересечения границы как по железнодорожному переходу, так и автомобильному пункту пропуска в Сосновой пади. Была разработана, согласована и, начиная с 1994 года, внедрена специальная технология приглашения и пропуска через границу китайских тургрупп, следующих в безвизовом порядке. Эти меры были закреплены в "Соглашении по приграничному туризму", подписанному между Народным правительством провинции Хэйлунцзян КНР и администрацией Приморского края 16 августа 1994 года. Аналогичное соглашение было подписано также и с Управлением по туризму провинции Цзилинь 17 марта 1998 года. Для решения оперативных вопросов режима работы железнодорожных и автомобильных переходов в Приморском крае по пропуску туристических групп регулярно проводятся рабочие встречи и консультации между соответствующими службами китайской и российской стороны, результаты которых также фиксируются в Протоколах встреч или соглашениях. Эти меры в совокупности с объективно меняющейся экономической обстановкой по обе стороны границы, позволили в целом стабилизировать потоки как въезжающих к нам китайцев, так и выезжающих в Китай россиян. Пограничные, таможенные и другие контрольные службы получили возможность работать в спокойной обстановке, без надрыва и спешки. 
Несмотря на то что в последние годы, особенно в период, предшествующий августовскому кризису 1998 года, в составе посещающих Китай россиян наметилась тенденция к увеличению числа туристов, выезжающих в страну с познавательными иоздоровительными целями, в целом, по оценкам специалистов в области туризма, более 80% всех российских туристов по-прежнему приезжают в Китай для ведения челночного бизнеса. Туристские фирмы как с российской, так и с китайской стороны уже наладили четко работающую систему обслуживания таких туристов-коммерсантов, включающую относительно быстрый переход границы, транспортировку туриста практически от дома до магазина в Суйфэньхэ, питание, проживание и отправку багажа в его родной город. 

Можно предположить, что свой торговый комплекс в Суйфэньхэ для "упрощенного" посещения китайцы расположат на территории своего старого автоперехода, поскольку в другом месте организовать охраняемый пограничниками торговый комплекс весьма проблематично, хотя от наших предприимчивых соседей всего можно ожидать. Поэтому давайте взглянем, насколько в соответствии с новым соглашением будет прост "упрощенный пропуск" граждан РФ в торговые комплексы на китайской стороне. Согласно пункта 1 Соглашения, "пропуск граждан РФ, транспортных средств и товаров, следующих в торговые комплексы, будет осуществляться ...в соответствии с положениями, предусмотренными Законодательством РФ и КНР в области пограничного и таможенного контроля, через действующие на российско-китайской государственной границе пункты пропуска". То есть, граждане, выезжающие на китайскую сторону будут стоять в автобусной очереди, которая обязательно появится при неконтролируемом наплыве владельцев загранпаспортов, направляющихся в торговые комплексы китайской стороны, и проходить те же самые контрольные процедуры, что и раньше. То же самое предусмотрено и на китайской стороне, где у входа в торговый комплекс также будет организован пункт пропуска с таможенным, пограничным и санитарным контролем. Другой вопрос, что китайская сторона может подойти к досмотру наших туристов чисто формально, поскольку в ее интересах запустить в свой торговый комплекс как можно больше россиян, желающих оставить там свои доллары. 

В настоящее время пропускная способность погранпереходов в целом определена, через автопереход Пограничный - Суйфэньхэ ежедневно проходит на китайскую сторону и возвращается обратно 5 туристских и 2 рейсовых автобуса, вмещающих в среднем по 40 человек каждый, всего 280 человек. По отзывам как пограничников , так и таможенников - это предельное количество автобусов, которое физически может оформить пункт пропуска в существующем режиме работы, на имеющемся оборудовании и при том наличном составе штатов, который могут позволить себе иметь ФПС и другие контрольные службы, работающие на границе. Вряд ли можно ожидать реальной помощи в расширении штатов и улучшении оснащения погранпереходов от государства, которое только недавно обнаружило, что часть контрольно-пропускных пунктов на границе приватизирована и для того, чтобы вернуть их под государственное крыло, их сначала придется выкупить у коммерсантов. 

Трудно усомниться в том, что в случае создания такого закрытого торгового комплекса, пределы которого нельзя будет покидать, в районе железнодорожного вокзала Суйфэньхэ, та же ситуация хаоса и неразберихи возникнет и на железнодорожном переходе п. Пограничный. Вывод очевиден - никакого "упрощения" пропуска граждан на китайскую сторону не произойдет, скорее наоборот, он будет в значительной мере дезорганизован и осложнен как для настоящих туристов, так и для желающих "упрощенно" проехаться в китайский торговый комплекс.

То, что китайская сторона легко подписала данное соглашение, понятно. Приток новых покупателей, хотя и ограниченных в передвижении по китайской территории, выгоден в любом отношении: это и новый приток валюты, это и новые рабочие места, это и решение проблемы затоваривания. Вызывает интерес и возможный товар, который граждане РФ будут завозить на "консигнационные склады", открытые на территории китайских торговых комплексов. Об этом можно только догадываться, судя по номенклатуре товара, который скупается заезжими китайскими коммерсантами на территории Приморья. А вот какие выгоды получит российская сторона, кроме дезорганизации уже налаженной работы на границе и в туристской отрасли, пока неясно. 
Подведем краткие итоги. Что же все-таки произойдет, если это соглашение все же будет претворяться в жизнь, хотя бы частично, поскольку по упомянутым причинам полного выполнения данного соглашения в ближайшее время ожидать не приходится. Можно ожидать, что:
нерегулируемый поток желающих пересечь границу негативно скажется на работе всех приграничных служб, своей стихийностью внося нервозность и неразбериху на погранпереходах, ослабляя бдительность и качество работы этих служб;
будет нанесен ущерб ( во всяком случае, кратковременный) уже достаточно хорошо организованному коммерческому туризму, связям с китайским партнерами; 
приморский рынок вновь может быть наводнен некачественным и не сертифицированным китайским ширпотребом;
неорганизованное перемещение граждан с деньгами и товаром между 
городами и весями Приморья и п. Пограничным приведет к усугублению 
криминогенной обстановки в крае.

И, наконец, соглашение, при последовательном его осуществлении, может стимулировать обострение уже существующей проблемы, о которой со всех трибун говорят главы администраций Дальневосточных регионов - проблемы незаконной миграции и оседания китайцев на российской территории. В последнем пункте Соглашения от 2 июня 1999 г. ненавязчиво констатируется, что стороны достигли принципиальной договоренности о распространении практики упрощенного пропуска граждан КНР на основании действительных заграничных паспортов без оформления российских виз в торговые комплексы Забайкальск, Благовещенск и Пограничный, расположенные с российской стороны от линии российско-китайской границы напротив торговых комплексов Маньчжоули, Хэйхэ и Суйфэньхэ, после их полного обустройства и сдачи в эксплуатацию. Последнее уточнение особенно умиляет, поскольку всем понятно, что своими силами местные администрации такие торговые комплексы никогда не построят. Похоже, в интересах китайской стороны, самим построить такие комплексы на российской территории для своих же товаров, а возможно, и торговцев. А вот каким образом будет осуществляться наружная охрана такого комплекса от незаконного просачивания на российскую территорию наехавших туда китайских граждан? - Это вопрос. Если сейчас, растворившегося на российских просторах китайского туриста или прибывшего с визой и тоже пропавшего у нас китайского бизнесмена можно каким-то образом отследить по принимающей турфирме, указанному маршруту или регистрационным карточкам, то "упрощенно" пропущенного в торговый комплекс на российской территории, а затем ушедшего через стену китайского гражданина обнаружить будет весьма трудно.
Вот такой "сюрприз" из Москвы в разгар туристского сезона вновь получила далекая окраина, ожидающая совершенно другого соглашения.

В частности, органам управления в сфере туризма администраций дальневосточных субъектов федерации приходится работать с устаревшим российско-китайским Соглашением 1992 года о групповых туристских поездках. Государственные туристские предприятия, внесенные в свое время в указанное соглашение с российской стороны, в настоящее время государственными уже не являются. Регулирование вопросов отправки российских туристов и приема иностранных туристов, таким образом, перешло в руки частных компаний, которые соблюдая свой коммерческий интерес, забывают об интересе государственном.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 436 от 17 апреля 1999 г., уже одобрен новый проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристских поездках и Министерству иностранных дел Российской Федерации поручено провести переговоры с Китайской Стороной и по достижении договоренности подписать от имени Правительства Российской Федерации указанное Соглашение, которого с нетерпением ждут администрации всех Дальневосточных краев и областей России. Надеемся, что уже в этом туристском сезоне администрации дальневосточных регионов России получат реальные полномочия по наведению порядка в безвизовом туристском обмене на своих территориях, а не будут повторять давно пройденное, пытаясь реанимировать изжившие себя в приграничных отношениях формы и методы работы.


М.А. Лапин, гл.специалист 
Комитета по туризму и санаторно-курортному делу 
администрации Приморского края
1999 г.

ASIATIMES.RU. Все авторские правапринадлежат автору статьи.

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

 другие статьи


 


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz