главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

Технологии

Ситуация с госрегулированием интернета в Китае

Последнее время модно говорить о том, что вот-вот российский интернет будет насмерть "зарегулирован" согласно Закону "Об оперативно-разыской деятельности", что слежка и контроль превзошли всяческие пределы. Однако, не стоит забывать о том, что мы не одиноки в этом мире, и ситуация в области государственного контроля IP-сетей в России является куда более демократичной, чем, например, в Китае.

Мы попробовали сделать обзор ситуации с государственным регулированием IP-сетей в Китае, основываясь на материалах Ассоциации по защите прав человека и нормативных актах и законах, принятых китайским правительством в период с 1996 г. по настоящее время.

В начале июля сего года президент Китая Jiang Zemin указал на то, что содержание и объёмы предосудительной информации, распространяемой по IP-сетям, никак не контролируются на государственном уровне и текущие меры контроля "совершенно неадекватны". С 1995 года, когда коммерческим провайдерам было официально разрешено заниматься деятельностью, связанной с передачей данных, было принято как минимум 60 различных нормативных актов, напрямую связанных с функционированием Сети. Все данные акты отличаются расплывчатостью формулировок и исключительной жёсткостью, однако правительство выделяет крупные ресурсы на обеспечение их исполнения. 

В январе 2001 года пересылка "секретных" или же "реакционных" материалов по IP-сетям стала считаться государственным преступлением. Большинство лиц, которые были осуждены в связи с нарушением данных правил регуляции, были приговорены к 2-4 годам тюремного заключения. Однако официально все осуждённые так или иначе прошли по статьям уголовного кодекса. Данный метод ещё раз показывает, что все меры регулировки являются оправданием мер наблюдения и контрразведки, и большой опасностью для пользователей интернета. 

Решение правительства осуществлять цензуру контента становилось всё более определённым по мере развития технологий и инфраструктуры Сети, а так же по мере падения цен на трафик и оборудование. Основная инфраструктура китайского сегмента Сети состоит из девяти так называемых IAP (Internet Access Providers), в ведении которых находятся все физические каналы, связывающие Китай с окружающим миром. В июле 2001 года клиентами данных структур были порядка 600 ISP, которые предоставляли услуги приблизительно 2000 ICP (internet content providers). Число заявленных пользователей Сети в Китае составило порядка 26 млн, согласно заявлениям правительства Китая. 

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ КИТАЙСКОГО ИНТЕРНЕТА.

С 1994 года китайские законы и нормативные акты, регулирующие развитие интернета, стали гораздо более жёсткими, и если семь лет назад осуществлялась регулировка и лицензирование различных видов коммерции в Сети, то сейчас даже для запуска сайта или же чата требуется государственное разрешение. Принятые меры регулирования дают правительству права нейтрализовывать практически любой неугодный ресурс. К примеру, ответственность предусмотрена за публикацию "материалов, вредящих репутации Государства", но тем не менее пользователь интернета не имеет никаких методов определения, вреден ли материал или нет (в сводах законов данное понятие никак не расшифровывается). 

В 1994 году, спустя год после того, как Сеть стала доступна общественности, Госсовет издал "Правила регурирования, обеспечивающие безопасность компьютерных и информационных систем" (24 февраля 1994 года, изданы согласно приказу Госсовета номер 147, подписаны премьером Li Peng 18 февраля 1994 года), которые дали Министерству Государственной Безопасности права и полномочия на управление Сетью. Согласно статье 17 даных Правил, МГБ имеет право "контролировать, инспектировать и направлять деятельность по обеспечению безопасности", "расследовать и предотвращать преступления в области безопасности данных", и "выполнять прочую деятельность по контролю". Заметьте, что тут нет ни слова о решении суда для проведения данных мероприятий. В феврале 1996 года, Госсовет выпустил распоряжение, регулирующее связь локальных китайских провайдеров с международными аплинками. Данные правила сместили часть ответственности за контроль над содержимым сайтов и переписки на самих провайдеров. Статья 11 данного распоряжения гласит: 

"Организации, предоставляющие услуги доступа к международным каналам, должны создать центры управления сетью в целях усиления контроля над своими клиентами согласно законам и нормативным актам, а так же в целях обеспечения лучшей защищённости и для обеспечения безопасности предоставляемого клиентам сервиса"

Статья 13:

"Организации и граждане, занятые в сфере интернет-бизнеса, должны внедрить системы контроля безопасности, согласно государственным законам и административным регуляциям, и должны предотвращать активность, угрожающую государственным интересам и утечки государственных секретов - или же производить, копировать или осуществлять доступ к материалам, противоречащим общественному порядку или же порнографические материалы".

Министерство госбезопасности затем выпустило распоряжение, согласно которому все пользователи Сети должны зарегистрироваться в местном полицейском управлении в течении 30 дней от подписания контракта с ISP. Полицейские управления в городах и провинциях немедленно среагировани на данное распоряжение. Были созданы подразделения по расследованию инцидентов, связанных с Сетью. В декабре 1997 года был выпущен глвый регулирующий акт - "Безопасность сетевой инфраструктуры и сети Интернет", статья 5 которого гласит: 

"Запрещается использование сети Интернет для создания, распространиения, копирования или же передачи следующей информации: 

Призывы к неисполнению или же нарушению государственных законов, нормативных актов или же Конституции 
Призывы к свержению социализма или же государственной системы 
Призывы к нарушению целостности страны. 
Информация националистического характера. 
Распространение ложной информации, слухов 
Пропаганда феодального строя, распространение сексуально окрашеных материалов, пропаганда азартных игр, насилия. 
Призывы к началу террористической деятельности 
Нанесение вреда репутации государственных органов 
Статья 8 этого же акта гласит:

"Организации и частные лица, занятые в сфере интернет-бизнеса, должны подчиняться регулированию, проверкам и управляющим директивам Минбезопасности. Это включает предоставление Мингосбезопасности всей необходимой информации, материалов и цифровых документов, а так же помощь Мингосбезопасности в расследовании инцидентов, связанных с нарушениями законов".

Два основные свода правил, которым не хотят следовать зарубежные инвесторы (AOL) - "Регулирование телекоммуникаций КНР" и "Меры управления информационными сервисами интернета", выпущенные Госсоветом в сентябре 2000 года, 

Статья 57 первого документа гласит:

"Никакая организация или частное лицо не может использовать сети для распространения, передачи или же копирования информации, содержащей следующее: 
Материалы, которые противоречат основным принципам конституции 
Материалы, которые осуждают систему национальной безопасности, содержат государственные секрету или же угрожают национальному единству 
Материал, который вредит государственным интересам 
Материал, разжигающий этническую вражду. 
Материал, противоречащий государственной релиции или же пропагандирует различные секты 
Материал, распространяющий слухи, дестабилизирующий общество 
Материалы порнографического характера, материалы, пропагандирующие азартные игры, насилие, убийство, терроризм или же иные преступления 
Материал, который противоречит законным интересам граждан. 
Материал, запрещённый законом или же административным регулированием.
Второй упомянутый документ возлагает всю ответственность за распространение подобных материалов на провайдеров. Статьи 14-16 могут быть легко использованы для нарушения свободы выражения личности. Статья 14 гласит, что провайдеры должны хранить логи доступа к Сети,включая списки посещённых сайтов и трафик, а так же телефонный номер клиента в течении 60 дней. Статья 16 гласит, что если обнаружен материал, входящий в список, указанный выше, то провайдер "должен немедленно блокировать к нему доступ, и сдать журналы доступа к нему в локальное полицейское управление".

Прочие правила, которые должны исполнять контент-провайдеры, включают "Защиту гостайны в среде компьютерных информационных систем и Интернет". Данный акт выпустило Бюро защиты гостайны 25 января. 

Статья 8 этих правил гласит:

"Управление информацией, содержащей государстенную тайну, должно основываться на принципе "ответственность лежит на том, кто публикует материалы". Информация, публикуемая на веб-сайтах, должна проходить проверку на безопасность и публикатор должен получать разрешение на публикацию". Соответствующие подразделения должны в соответствии с законами и правилами, касающимися защиты гостайны, основать и ввести в действие систему по контролю всего контента, публикуемого в интернете. Организации, публикующие информацию, должны создать систему для анализа информации, и предоставить доступ к ней соответствующим государственным огранам".

Статья 10:

"Организации и граждане, организующие доски объявлений, чаты или же группы новостей, должны пройти проверку соответствующими организациями на соответствие требованиям по защите гостайны. Запрещается обсуждение или же опубликование информации, касающейся гостайны. 

Для публичных досок объявлений, чатов или же групп новостей их управляющий должен чётко выполнять свои обязанности по защите гостайны. При обнаружении утечек о них необходимо немедленно сообщать в местное полицейское управление"

Нарушение данных правил влечёт серьёзное наказание. У провадеров могут отобрать лицензию на предоставление услуг связи, а частные лица могут быть приговорены к смертной казни за публикацию материалов, которые неугодны правительству. 

Персонал интернет-кафе в Пекине периодически проверяет экраны 800 мониторов систем, установленных в залах, и смотрит на то, чем занимаются их клиенты, из-за их спин. На каждый монитор прикреплена записка "Интернет-кафе Фей-ю предупреждает клиентов: запрещается просматривать страницы с нелегальным или реакционным содержимым.." "Реакционное" содержимое включает страницы диссидентов или же сайты, пропагандирующие независимость Тибета или же Тайваня. Согласно этим правилам, персонал кафе Фей-ю должен задерживать нарушителей и доставлять их в местное полицейское управление. В декабре, по сообщению газеты "China Daily", это кафе было инспектировано и даже были обнаружны "клиенты, просматривавшие нелегальные материалы", но никто из персонала кафе не пострадал, лишь несколько менеджеров отделались штрафами. 

10 апреля 2001 года Госсовет начал кампанию по инспекции интернет-кафе и прочих публичных сервисов доступа в интернет. На конференции, которую созвали Минсвязи, Минбезопасности и Минкультуры, был зачитан приказ, согласно которому в этот период запрещается организация новых интернет-кафе. 14 июня процесс всеобщей проверки всё ещё продолжался. Было проинспектировано порядка 56800 интернет-кафе, и около 6000 в результате проверки лишилось лицензии на право осуществлять дальнейшую деятельность. Порядка 14000 кафе было приказано установить фильтрующее программное обеспечение, которое должно блокировать доступ к "нелегальной" или же порнографической информации. 

Порядка 50 лиц было осуждено за публикацию различных материалов в Сети. Во всех случаях официально их действия попадали под различные статьи Уголовного Кодекса. 

Один из осуждённых опубликовал главы из запрещённой книги, описывающей текущую политическую ситуацию в Китае, ещё один поддерживал сайт, который был посвящён поиску пропавших без вести. 3 июня он был арестован, его оборудование - конфисковано. Во время содержания в предварительном заключение его систематически избивали, на текущий момент Хуанг Ки всё ещё находится в предварительном заключении, но официального обвинения ему так и не вынесено. Средняя тяжесть приговоров составляет, как это было указано ранее, от 2 до 4 лет тюремного заключения. 

Можно сделать выводы, что КНР успешно справляется с задачей обеспечения тотального государственного контроля над IP-сетями и не собирается сдавать позиции, а напротив - методично ужесточает меры контроля, периодически выпуская всё новые и новые приказы и нормативные акты. Несомненно, это отпугивает потенциальных инвесторов и разработчиков передовых технологий из-за рубежа, и негативно сказывается на темпах развития телекоммуникационной инфраструктуры страны с самым большим населением в мире.

Специально для CNews.ru, Duke, координатор проекта Void.ru

Источники: 
Human Rigts Watch association 
Агентство "Франс-Пресс", "Предупреждение Jiang Zeming о 'непокорном' Интернете.", 11.07.2001 
"Сhina to speed up the Internet", People's daily, 11.07.2001 
Различные нормативные документы, выпущенные МГБ и Госсоветом КНР. 

CNews.ru, август 2001

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  другие статьи


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz