главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

Технологии

"Безумный пес" готовится к забегу

18.11 в Австралии открывается традиционное состязание "Всемирный солнечный вызов". В этой гонке, трасса которой протянувшихся от Дарвина до Аделаиды, участвуют "солнцемобили" - движущие средства, работающие на солнечной энергии.


Участники, которых поддерживают крупные автомобильные компании, тратят миллионы долларов на подготовку к гонке. Обычно трассу проходят примерно за пять дней. Некоторые "солнцемобили" развивают на ней скорость, превышающую 100 километров в час.
Аппарат, представляющий в этом году Британию, которому, как, впрочем, и остальным, придется мчаться при 40-градусной жаре, получил звучное имя "Бешеный пес". Построенной и обкатанной студентами инженерного факультета и сотрудниками лондонского университета Саутбэнк, этой машине с плавными линиями предстоит покрыть 3010 километров не более чем за шесть дней.

Новейшие технологии

Пока команде "Бешеного пса" сопутствуют только хорошие предзнаменования. Он занял вполне приличное 14-е место на недавнем "Американском солнечном вызове" (это гонка от Чикаго до Лос-Анджелеса по знаменитому шоссе 66 и Скалистым горам), а во время своей первой испытательной поездки на дарвинском солнцепеке на прошлой неделе умудрился разогнаться до рекордных для себя 95 километров в час.

Лидер команды доктор Майк Дюк говорит, что весь проект представляет собой невероятную возможность попробовать свои знания на деле, и студенты инженерного факультета Саутбэнка выстраивались в очередь, чтобы принять участие во "Всемирном вызове".

"Это просто фантастика: спроектировать, построить, протестировать, подготовить, доставить на место, обеспечить всем необходимым. Такого количества знаний и опыта вы не получите ни на каком курсе, - заявил Би-би-си доктор Дюк. - И потом, после университета, если в заявлении о приеме на работу вы укажете, что участвовали во "Всемирном солнечном вызове", вам практически гарантировано собеседование".

Это третья реинкарнация "Бешеного пса": вторая его модель - постоянный экспонат лондонского Музея науки. Новый же агрегат представляет собой трехколесную конструкцию, в которой воплотились новейшие технологические разработки.

Управление батареями

Его колеса выполнены из углеродного волокна. Вырезанные лазером фотоэлементы с 16-процентным КПД начинаются сразу за кабиной водителя и тянутся до самого хвоста. Они имеют специальное антиотражающее покрытие, призванное ловить как можно больше солнечных лучей. Размеры солнечных батарей ограничены правилами соревнований, но даже в таком - ограниченном - виде они должны вырабатывать не менее 1100 ватт при оптимальных погодных условиях.
Производимое электричество фотоэлементы посылают в 30 литиево-ионных батарей, обеспечивающих напряжение в 120 вольт. Оно питает встроенный в фюзеляж двигатель, совмещенный с задним колесом. Соединив мотор с колесом, создатели "Бешеного пса" избежали необходимости перегружать машину ремнями, цепями или шестеренками.

"Я думаю, мы можем достичь скорости и больше 100 километров в час, если судить по результатам первого теста", - говорит пилот Найджел Бергесс.

Правда, это не значит, что "Пес" сможет бежать с такой скоростью постоянно. Когда солнечного света не очень много - утром, например, или ближе к вечеру, зарядкой и разрядкой батарей нужно управлять очень осторожно, чтобы не посадить их окончательно. А это означает куда меньшую скорость.

Водное правило

Кабина накрыта колпаком, под которым пилот "Бешеного пса" хотя бы отчасти скрывается от жары австралийской пустыни.

"Последний раз, когда я выходил из машины, температура внутри кабины была более 45 градусов, - говорит Бергесс. - Я снял рубашку и бросил ее на землю - я был совершенно мокрым. Такое, правда, бывает нечасто, но температура выше 35 держится постоянно".

И, соответственно, правила состязаний обязывают пилотов иметь с собой запас питьевой воды.

"Всемирный солнечный вызов" впервые стартовал в 1987 году. Тогда в нем участвовали 23 солнцемобиля из семи стран. Победил тогда Sunraycer компании General Motor, средняя скорость которого была без малого 67 километров в час.

"Показать класс"

В этом году в состязании примут участие 38 аппаратов из 11 стран. И хотя все событие окружено массой шуток и насмешек, не стоит думать, что оно не имеет отношения к серьезному бизнесу.

Команды тратят огромные деньги на развитие и покупку технологий космической эры; на их солнцемобилях установлены невероятно эффективные фотоэлементов из галлиевых сплавов и литиево-полимерные батареи, каждая из которых представляет собой произведение научно-технического искусства.

Фаворит предстоящей гонки на сегодняшний день - аппарат M-Pulse Мичиганского университета из США. Его поддерживает тугой кошелек Генри Форда. Команда из Мичигана готовит свою машину мечты в кондиционированном грузовике, который неплохо смотрелся бы и на трассе Формулы-1.

M-Pulse выиграл "Американский солнечный вызов", и его команда нисколько не сомневается в том, что повторит свой успех в Австралии.

"Ясно же, что они сюда приехали не для того, чтобы проиграть. Они здесь, чтобы показать класс. Только за то, чтобы сменить грузовик, им, наверное, пришлось выложить денег, чем стоит наша машина", - говорит Бергесс.

Британский "Бешеный пес" постарается цапнуть M-Pulse за пятку. Если, конечно, приблизится на расстояние "укуса".

"Если быть реалистом, - говорит доктор Дюк, - я буду рад, если наша средняя скорость будет где-то в районе 60 километров в час и мы сможем победить в своем классе".



Источник: Би-би-си, 16.11.2001 

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  другие статьи
 


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz