Россия поможет Индии создать атомный подводный флот
Россия переходит от продажи новейших воружений третьим странам к тесной кооперации в области производства оружия. Москва помогла Пекину создать прообраз ПРО.
Элементарные законы логики говорят о том, что ни одна страна не имеет права продавать вооружение и военную технику (ВВТ), не имеющие более современных образцов в арсенале собственной армии. Россия не исключение. Но парадокс в том, что, зачастую, лишь благодаря активному экспорту современных ВВТ оборонщики могут получать необходимые средства для финансирования перспективных научно-исследовательских и конструкторских работ.
Логично идти и по иному пути - пути кооперации. То есть создавать технику и вооружения следующего поколения совместно со странами-союзниками ("стратегическими партнерами"), обладающими современными технологиями и необходимым опытом.
Эти два принципа наиболее отчетливо проявляются в военно-техническом сотрудничестве (ВТС) РФ с Китаем и Индией.
В последние годы Поднебесная стала одним из главных покупателей российской военной техники, систем вооружения и военных технологий. Объем торговли в этой сфере составляет около 40% от общего объема ВТС России с иностранными государствами. Россия поставила в Китай 100 самолетов Су-27 и передала лицензию на производство в течение 15 лет на авиазаводе в Шеньяне еще 200 машин этого класса. Далее последовали системы ПВО "Тор М1", "Бук М1" и С-300ПМУ1, фактически создав тем самым в Китае некий прообраз нестратегической ПРО.
Военно-морские силы получили первый эсминец 956Э проекта типа "Современный" со сверхзвуковыми крылатыми ракетами 3М-80Е "Москит". Против этого оружия ни в одном флоте мира нет эффективной защиты. Второй подобный корабль ВМС Китая, как ожидается, получат в конце года. Помимо этого, мы продали китайцам дизельные подводные лодки типа "Кило". Китай интересует почти весь спектр российского оружия, начиная от стрелкового и кончая зенитными ракетами и космическими аппаратами.
Что касается Индии, то здесь подход особый. За 40 лет военного сотрудничества СССР/Россия поставили Индии вооружений на сумму около 40 млрд. долларов. В ближайшие годы этот показатель увеличится еще на 10 миллиардов. Анализ показывает, что в последнее время Москва и Дели начали менять стратегию ВТС и постепенно (но уверенно) переходить от обычной торговли оружием (более 40% от общего объема российского ВТС) до глубокой кооперации в создании и производстве ВВТ.
"Первой ласточкой" на пути формирования подобной кооперации стала совместная работа над истребителем Су-30МКИ, который оснащен целым рядом систем индийского производства. Первые 10 самолетов этого типа уже находятся в сборочных цехах Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) и в течение года должны быть поставлены индийской стороне. Затем, как предполагается, самолеты будут производиться на индийских предприятиях с помощью специалистов ИАПО.
Российские и индийские специалисты работают сегодня над созданием системы индийской ПРО от оружия средней дальности, которую активно развивают Пакистан и Китай. В комплексную систему ПВО войдут российские зенитные комплексы С-300ВМ, имеющие, как известно, расширенные противоракетные возможности. Важным элементом ПРО станут самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50ЭИ, которые планируется производить в рамках совместной российско-израильско-индийской программы.
На недавнем заседании российско-индийской межправительственной комиссии по ВТС был утвержден проект совместного производства многоцелевого военно-транспортного самолета Ил-214. Стороны согласились инвестировать в проект 300 млн долларов. Двухмоторный реактивный Ил сможет перевозить до 18 т груза или до 80 десантников. Стоимость серийной машины, по предварительным оценкам, составит 20-25 млн долларов. Эксперты отмечают, что в обозримом будущем Ил-214 может стать хорошей заменой для самолетов С-130, С-160, С-123, Ан-12 и G.122, которые эксплуатируются в огромном количестве в десятках стран мира.
В первой половине июня на восточном побережье Индии прошло успешное испытание сверхзвуковой крылатой ракеты PJ-10 совместной российско-индийской разработки. Ракета летит на низких высотах, а значит, неуязвима для имеющихся в Азии систем ПВО. Может быть запущена с сухопутной подвижной платформы, корабля, подлодки, самолета. Поражает цели на суше, море, под водой и в воздухе. Целиком управляется бортовым компьютером. То есть принадлежит к тому типу оружия, который военные называют "запустил и забыл". Длина двухступенчатой ракеты - 6,9 метра, вес - 3 тонны. Достигает цели за 6-7 минут с момента пуска. Способна нести многозарядную боевую головку на дальность до 280 км. Россия обеспечила ракету двигателями, а Индия - системой наведения. В течение двух лет ракета поступит на вооружение обеих стран.
По информации из компетентных источников, Индия, в принципе, готова подключиться к российскому проекту создания многофункционального истребителя пятого поколения. Новый самолет, по уже имеющейся предварительной технической документации, не будет похож ни на Су-37, ни на опытно-эксперементальный самолет 1.44, разработанный корпорацией МиГ. Взлетный вес машины составит 20 т (промежуточный класс между МиГ-29 и Су-27). Самолет должен отвечать таким общепринятым критериям перспективного истребителя, как сверхманевренность, малая заметность в радиолокационном и ИК-диапазонах, сверхзвуковая крейсерская скорость. Пилот должен выбирать цели при помощи нашлемной системы целеуказания. Стоимость новой машины, которая должна быть готова к серийному производству через 10-12 лет, не должна превышать 30 млн долларов. Лишь в таком случае она станет вполне конкурентноспособной с разрабатываемой в США новой боевой машиной JSF (Joint Strike Fighter - единый ударный истребитель). Ожидается, что в ближайшее время Индия представит свои соображения (требования) к российскому самолету пятого поколения.
Важное место в перспективных программах ВТС России с Индией занимает морская тематика. К сентябрю-октябрю 2001 года планируется выйти на подписание соглашения о продаже Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". На Балтийском заводе (Санкт-Петербург) продолжаются работы по выполнению так называемого российско-индийского "фрегатного контракта" стоимостью в один миллиард долларов. Уже начаты швартовые испытания головного корабля "Талвар" ("Меч"), на втором фрегате "Тришул" ("Трезубец") ведутся монтажные работы. В конце мая спущен на воду фрегат "Табар" ("Секира"). Индийские фрегаты будут обладать беспрецедентной огневой мощью: на них монтируются 100-мм артиллерийские установки, ударные ракетные комплексы "Клаб-Н", ЗРК средней дальности "Штиль" для защиты от противокорабельных ракет в ближней зоне, торпедные аппараты и реактивные бомбометы. Предполагается, что корабли будут переданы индийской стороне в 2002-2003 гг.
Примечательно, что комплексы "Клаб" в настоящее время устанавливаются на раннее поставленные в Индию дизель-электрических подлодках проекта 877ЭКМ. В перспективе к 10 субмаринам этого проекта добавятся три подлодки проекта "Амур-1650". Велика вероятность того, что Дели попросит Москву оказать помощь в создании атомного подводного флота. Известно, что Индия ведет строительство своей ядерной субмарины, однако сталкивается с существенными трудностями.
Понятно, что подобные контакты выходят далеко за рамки чисто военно-технического сотрудничества, зная непростые отношения в треугольнике Москва-Дели-Пекин. России приходится балансировать между двумя партнерами по ВТС, имея в виду непростые отношения между ними. До сих пор Индия и Китай считают друг друга потенциальными противниками. Поэтому сотрудничество с Индией и Китаем строится так, чтобы каждая новая система вооружения, проданная в одну из стран, компенсировала рост военной мощи "противника". Соблюдение этого баланса, как считают российские военные эксперты, и должно гарантировать относительную стабильность в регионе и, отчасти, безопасность России.
Источник: Пресс-центр.Ру, 28 июня 2001,
Владимир Левин
Ракетная дружба В Бенгальском заливе, на восточном побережье Индии, успешно прошло первое испытание крылатой противокорабельной ракеты, созданной совместными усилиями России и Индии.