Решение исламского правительства Афганистана уничтожить ценнейшие буддийские статуи вызвало негодование во всем мире
Впрочем, это не первый случай, когда памятники уничтожаются по религиозным или идеологическим соображениям. Во время культурной революции в Китае и в период английской Реформации шло такое же массовое уничтожение памятников культуры прошлого. Что же заставляет людей проявлять такую враждебность к изображениям? Чудовищная идея
Две гигантские статуи, изображающие стоящего Будду, находятся в городе Бамиане, расположенном в центре Афганистана. Одна из них, высотой в 55 метров, была высечена более 1500 лет назад из скалы песчаника. Тогда этот район Афганистана был процветающим буддийским королевством, расположенным на знаменитом Шелковом пути.
"Великие статуи Будды в Бамиане находятся в одном из самых прекрасных мест, которые только можно себе вообразить", - говорит историк Джон Вуд. - "Колоссы возвышаются в скале на фоне отливающей изумрудом плодородной долины, по которой тут и там разбросаны традиционные афганские коричневые жилища. Это одни из самых потрясающих памятников Азии, и сама идея их уничтожения просто чудовищна".
Индия назвала идею уничтожения памятников "средневековым варварством" и даже Пакистан, ближайший союзник Талебана, призвал своих соседей проявить большую терпимость. Международные арт-дилеры и такие музеи, как "Метрополитен" в Нью-Йорке, предложили выкупить статуи, но тщетно.
Доктор Заки Вадави, декан Мусульманского колледжа в Лондоне и один из ведущих авторитетов в вопросах ислама, объясняет с точки зрения теологии, что стоит за решением талибов обратить статуи в груду камней. "Пророк (да пребудет мир с ним), сражаясь с жителями Мекки и другими арабами, проживавшими на полуострове, делал это потому, что они были идолопоклонниками", - говорит Вадави. - "Когда в конце концов он победил их и они приняли ислам, одна из задач была - уничтожить всех идолов, которым прежде поклонялись арабы. Что и было сделано по всему аравийскому полуострову".
Разрушение памятников искусства и культуры по идеологическим или догматическим принципам имеет долгую историю.
Во время культурной революции в Китае, например, Мао Цзедун организовал мощную кампанию по уничтожению всего, что, что было связано с "четверкой старого": "старой культурой", "старым мышлением", "старыми идеями", и "старыми привычками".
В Тибете - этом святом месте буддизма - культурная революция была особенно разрушительна.
Борьба за новое мышление
"Мао говорил, что требуется полностью смести все старое и построить новую культуру", - говорит Церинг Шакия, тибетский историк, работающий в Школе восточных и африканских исследований в Лондоне. "Поэтому во время культурной революции были попытки в буквальном смысле уничтожить каждый конкретный религиозный предмет. Мы не говорим сейчас об уничтожении нескольких значительных скульптур, мы говорим о полном разрушении какого-либо присутствия прежней религии, любого ее символа в частном доме, в монастыре, церкви, деревенских молельнях. Трудно это представить себе: ну, как будто бы все церкви в деревнях Англии вдруг разом оказались уничтожены".
"Буквально каждый должен был быть вовлечен в акции по уничтожению", говорит Шакия. "Никакого вопроса о том, принимать участие или нет, просто не стояло, за это можно было поплатиться жизнью".
Культурная революция закончилась тем, что изображения Будды были заменены портретами и статуями Мао.
Иконоборцы Реформации
Если мы вернемся на четыре столетия назад, в эпоху английской Реформации, мы обнаружим, что уничтожение религиозных объектов происходило и тогда, и по тем же самым причинам, о которых говорят сейчас талибские власти. "Это началось с правления Генриха VIII, с его кампании по уничтожению монастырей, и продолжалось весь шестнадцатый век", - говорит историк Маргарет Астон, автор книги "Иконоборчество в Англии". "Это была своего рода пропагандистская кампания, очень умело спланированная главным министром Томасом Кромвелем. Религиозные предметы специально привозили в Лондон и там сжигали. Все это делалось на глазах у толпы, и людей поощряли принимать в этом участие. За этими атаками на изображения стоит заповедь: "не сотвори себе кумира". В то время считали, что, целуя образ, поклоняясь ему, люди выражают по отношению к нему чувства, которые должны принадлежать лишь Богу. Особенно это касается скульптуры - самой реалистичной формы искусства. Со времени царствования Эдуарда VI официальная политика была такова, что делать какие-то жесты перед образами, было просто недопустимо, запрещено".
Кампания против статуй в церквях закончилась разрушением почти всех религиозных изображений.
"Очень немного деревянных образов сохранилось с того времени во всей Англии", говорит Маргарет Астон.
Будут ли оплакивать Будд Бамиана?
Будут ли оплакивать знаменитых Будд из Бамиана, или они будут забыты, подобно статуям святых, которые однажды были изгнаны из английских церквей? "В буддийском мире эти статуи хорошо известны, но к ним не стекаются пилигримы", - говорит Церинг Шакия. "Тибетцы хорошо знают этот район, так как в IX веке великие индийские мастера и учителя приходили оттуда в Тибет и передавали свои знания".
Международная общественность не оставляет усилий с тем, чтобы спасти сокровища исторического наследия Афганистана, однако надежд на то, что бамианские Будды переживут кампанию иконоборчества афганских лидеров, практически нет.