| | |16.02.01| «Банзай Никорай»
или Миссия Апостола Японии В 1970 году Русская Православная
Церковь причислила к лику святых
архиепископа Николая (Касаткина),
память которого было постановлено
праздновать 16 февраля по новому
стилю. Архиепископ Николай (Касаткин)
был канонизирован как
равноапостольный, то есть удостоился
редкой чести быть прославленным
вместе с теми святыми, которые,
подобно Апостолам Христовым,
приводили к христианской вере целые
страны и народы, до той поры Христа не
знавшие. Этих подражателей Апостолов,
некогда приведших к вере во Христа
все пределы языческой Римской
империи и множество сопредельных
земель, Церковь именует
равноапостольными. Среди них св. Нина,
просветительница Грузии, свв. царь
Константин и царица Елена, первые
римские правители-христиане, свв.
Кирилл и Мефодий, просветители
славян. И вот в 1970 году, в то самое
время, когда считалось, что в
советской стране с религией
покончено всерьез и надолго, в этой
стране прославляют святого за подвиг
проповеди о Христе.
Св. архиепископ Николай (Касаткин)
был Апостолом Японии, его трудам
православные японцы обязаны самой
возможностью принадлежности к
Вселенскому Православию. На сегодня
Японская Автономная Православная
Церковь, имеющая в своем составе трех
епископов и несколько епархий,
соборы, монастыри, семинарии,
издательства и множество прихожан,
стала признанной сестрой Поместных
Православных Церквей. Совсем недавно,
14 мая 2000 года, Патриарх Московский и
всея Руси Алексий II участвовал в
Воскресенском соборе в Токио в
интронизации Высокопреосвященного
Даниила, архиепископа Токийского,
митрополита всея Японии. Японская
Церковь полной канонической
самостоятельности (автокефалии) еще
не имеет, но ее автономия означает,
что, будучи плоть от плоти Русской
Православной Церкви, в повседневной
жизни она является полностью
самоуправляемой.
Равноапостольное достоинство
служения св. Николая Японского
определяется евангельским "по
плодам их узнаете их": до начала
его проповеди в Японии не было ни
одного православного японца, а ныне
Японскую Церковь возглавляют
епископы-японцы, в ней служат японцы-священники,
в ее храмах молятся коренные жители
страны восходящего солнца.
Вообще христианство проникло в
Японию еще в XVI веке, но его
проповедниками были исключительно
католические миссионеры. В начале XVII
века японцев-католиков было в стране
уже около миллиона. Но в 1614 году на
японских христиан было воздвигнуто
неслыханное гонение. Их распинали на
крестах, длинные вереницы которых
растянулись вдоль проезжих дорог.
Все храмы были разрушены и сожжены.
Более того, был введен закон о
запрещении христианской веры в
Японии под страхом смертной казни.
Отменили этот закон только в 1873 году.
В середине XIX века, когда св. Николай
Японский приехал в Японию еще
иеромонахом, запрет формально еще
оставался в силе, хотя не применялся
с прежней суровостью.
Надо сказать, что решение святителя
Николая сделаться православным
миссионером в Японии было
неожиданным для него самого и потому,
как видно из его жития,
промыслительным. Жизнеописатель св.
Николая Японского архимандрит
Георгий (Тертышников) сводит воедино
разные свидетельства о том, как это
решение было принято. 1860 год,
студенту Санкт-Петербургской
Духовной академии Иоанну (это было
его имя до принятия монашества)
Касаткину двадцать четыре года, он
заканчивает Академию.
"Однажды, проходя по академическим
комнатам, Иван Дмитриевич увидел на
столе лист бумаги с предложением
Синода кому-нибудь из оканчивающих
Академию занять место настоятеля
посольской церкви в Японии и
приступить к проповеди Православия в
этой стране. На листе уже стояло
несколько фамилий его товарищей. Это
приглашение видимо не произвело
собого впечатления на юношу, и он
спокойно пошел ко всенощной. Но в
храме совершилось его призвание.
Голос Божий коснулся его души и он
вдруг решил, что должен ехать в
Японию, и не женатым священником, а
монахом. Что-нибудь одно - либо миссия,
либо - семья, - твердо решил он. Через
тридцать лет после этого дня
преосвященный Николай вспоминал, что
какое-то неудержимое желание служить
Церкви потянуло его тогда в Японию".
2 июля 1861 года иеромонах Николай (Касаткин)
прибыл к месту своего служения в
город Хакодате. По свидетельству
самого святителя, "тогдашние
японцы смотрели на иностранцев как
на зверей, а на христианство как на
зловредную секту, к которой могут
принадлежать только отъявленные
злодеи и чародеи" Прежде всего св.
Николай изучил японский язык, стал
знакомиться с традиционной религией
и культурой Японии. Говорят, он
проявлял такое рвение к изучению
Японии, что его учителя-японцы
просили отдыха во время занятий, но
святитель был настолько неутомим,
что нанимал двоих или троих учителей,
чтобы не делать перерыва в занятиях;
учителя сменялись для отдыха, а
ученик продолжал заниматься.
Как свидетельствует служивший со св.
Николаем в Японии архимандрит Сергий
(Страгородский), ставший
впоследствии Патриархом Московским
и всея Руси, "вначале завоевать
любовь, а потом нести слово", - это
было руководящим правилом всей
деятельности апостола Японии".
Благодаря такому подходу св. Николай
смог добиться расположения и
внимания даже языческих жрецов,
людей наименее восприимчивых к
проповеди Евангелия. Архимандрит
Сергий вспоминает, что однажды о.
Николай зашел в буддийский храм,
чтобы послушать проповедников; храм
был заполнен народом, сидевшим по-японски,
поджав ноги. Бонзы стали усаживать
своего гостя, но, на беду, не
оказалось ни одного стула. Не долго
думая, главный жрец подвел
иеромонаха Николая к жертвеннику,
снял с него различные украшения и
вежливо предложил посетителю сесть
на жертвенник...
Не удивительно, что первым
обращенным в Православие японцем
стал языческий жрец Савабе.
Первоначально Савабе относился к св.
Николаю с нескрываемой ненавистью и
прямо говорил ему: "Вас,
иностранцев, нужно всех перебить".
"А ты разве знаком с моим учением?"
- спросил иеромонах Николай. Японец
смутился. Это был честный и прямой
человек, не умевший лгать. "Нет",
- сказал он. "А разве справедливо
судить, тем более осуждать кого-нибудь,
не выслушавши его? Разве справедливо
хулить то, чего не знаешь? Ты сначала
выслушай да узнай, а потом суди. Если
мое учение будет худо, тогда и
прогоняй нас отсюда. Тогда ты будешь
справедлив". Неожиданно
последовало согласие со стороны
японца. - "Ну, говори!". Отец
Николай стал говорить, - и то, что
казалось невозможным, невероятным,
сделалось действительностью: души
закоренелого язычника коснулась
благодать Божия, и тот, кто еще час
тому назад, как некогда Савл, "дышал
угрозами и убийством", теперь
оказался плененным евангельским
благовестием. Так вспоминает
архимандрит Сергий (Страгородский). В
1875 году Савабе, получивший в крещении
имя Павел, был рукоположен в сан
священника.
Миссия расширялась постоянно, к
началу 1880-х гг. среди японцев уже было
6 священников, 27 катехизаторов и 50
катехизаторских помощников. В 1879
году при Миссии в Японии были открыты
семинария, женское духовное училище,
школы катехизаторов и причетников.
Издавалось пять православных
духовных журналов на японском языке.
На японский лично святителем
Николаем были переведены все
богослужебные книги. Святитель сам
служил по-японски. Возникла
необходимость в епископе. 30 марта 1880
года архимандрит Николай был
возведен в сан епископа в Троицком
соборе Александро-Невской лавры.
Большим испытанием для святителя
Николая стала русско-японская война
1904-1905 гг. Православным японцам
святитель Николай благословил
молиться о даровании победы их
императору; сам же он все время войны
не участвовал в общественном
богослужении, потому что, как русский,
не мог молиться о победе Японии над
его отечеством. Также в период войны
он не читал газет, потому что они были
полны ликованиями победителей и
насмешками над Россией. Как
вспоминал православный японский
профессор из Киото, "последняя
война для преосвященного Николая
была большим испытанием, но он
сравнительно легко переносил его,
ибо стоял выше войны. Наш народ ясно
понимал такое его отношение к войне и
стал еще больше благоговеть перед
ним".
Авторитет святителя Николая
постоянно возрастал. Один из его
современников свидетельствует: "язычники,
совершенно незнакомые Владыке, с
шумным восторгом приветствовали его
на улице и их мощное "банзай
Никорай" частенько раздавалось в
японских кварталах".
Святитель Николай скончался в Токио
16 февраля (по новому стилю) 1912 года и
похоронен на токийском кладбище
Янака.
Несколько лет назад были
опубликованы дневники св.
равноапостольного Николая Японского
- драгоценные свидетельства его
духовной жизни. Дневники святого
вообще редкий жанр (наиболее яркий
пример этого жанра - "Моя жизнь во
Христе" св. Иоанна Кронштадтского),
а в случае со св. Николаем они
уникальны своей пронзительной
правдивостью и тем непередаваемо
живым образом святителя, которым
дневники обогащают и уточняют наши
знания о его жизни.
Вот впечатления св. Николая о России
1879 года: "Удивительное
недовольство у всех текущим порядком
вещей! Революция или важные
государственные перемены - в воздухе".
А вот нелестный отзыв о навязанном
ему сослужителе-священнике: "Простого
смысла и логики не хватает у него для
обычного разговора (как будто у него
вместо мозгу разжиженный мусор в
голове), через две мысли он уже
забывает нить разговора и метается в
сторону - куда же ему спорить с
крепкоголовыми японскими
рационалистами или передавать им
смысл Веры! Веру он готов поносить
сам же - где же ему возбуждать
уважение и сочувствие к ней!"
Еще запись, о сокровенном: "везде -
одна Миссия и Япония; и не скрыться
мне от них, и не найти другого лучшего
на земле, другого счастья, кроме
Миссии и Японии... хотелось бы
говорить и говорить, хотелось бы
поразить все зло, всю ложь, неправду,
католицизм, протестантизм - все, все,
что против Христа! (...) колесо жизни
вертится; мы теперь еще - на нем, а
завтра, быть может - под ним, и
раздавлены будем; общий удел всего
живущего - материального. Что-то с
душой будет? О-ох! Да пусть и ее -
гибнет, лишь бы Япония сделалась
православною. Надоело писать.
Попробую спать".
Запись от 10 февраля 1880 года: "Вернувшись
голодный... напился зеленого чаю.
Следует ехать к Посьету и Путятину.
Но никуда не поеду - надоело! Умереть
бы, или в Японию", сообщает Страна.Ru.
|