На этот отряд нацелился бирманский спецназ, привыкший к кровавым стычкам в джунглях, где бояться нужно и притаившейся в листве ядовитой змеи, и невидимой растяжки от противопехотной мины. За ним охотятся таиландские рейнджеры, которых на тренировочных базах американских "зеленых беретов" обучили нейтрализации партизан в условиях тропических лесов.
Обложенных со всех сторон мятежников все меньше поддерживают местные крестьяне -- неграмотные бедняки устали от бесконечной изматывающей войны, начатой еще их отцами. Однако отряд из сотни-другой бойцов с наивным названием "Армия Бога", как считают в таиландской контрразведке, по-прежнему сохраняет небывало высокий моральный дух, хотя в конце января он лишился своей последней базы на территории Мьянмы (Бирмы), был вынужден бросить раненых и сейчас тайными тропами уходит от погони.
Измотанные боями люди верят в неминуемую победу -- ведь их ведут живые боги, страшные для врагов, милосердные для своих последователей и неуязвимые от пуль.
Всемирная история гражданских войн и национальных конфликтов знает немало юных вождей, которые чуть ли не в подростковом возрасте водили в бой полки -- не будем даже вспоминать о хрестоматийном примере Аркадия Гайдара. Однако случай с "Армией Бога" совершенно уникален -- им командуют два брата-близнеца Джонни и Лютер Хту, которым... всего по 12 лет.
Народы Юго-Восточной Азии, как известно, высоким ростом не отличаются, а детишки там и совсем уж мелкие. Так что упертая прикладом в землю американская автоматическая винтовка М-16 достает Джонни концом ствола в аккурат до самого носа. Приказы своим бойцам братья Хту отдают тонкими писклявыми голосками, а для солидности носят звания полковников и не расстаются с самокрутками из местной дурманящей "травки".
Впрочем, юный возраст, как оказалось, военной карьере не помеха. В "Армии Бога", признают даже ее противники, установлена жесточайшая дисциплина, неукоснительно соблюдается сухой закон, а за азартные игры и сквернословие ослушникам отрубают голову остро отточенной крестьянской мотыгой. Отряд хорошо вооружен, все свободное от вылазок время посвящает боевой подготовке, включая тактику минной войны в джунглях. На привалах бойцы малолетних братьев Хту любят петь песни, рассказывают друг другу сказки и даже ставят любительские спектакли. За недостаток рвения в самодеятельности, как говорят, тоже можно получить удар мотыгой по шее.
Причина этой кровавой идиллии проста -- 12-летние братцы не в переносном, а в прямом смысле считаются божествами, посланными на землю для избавления местного народа от угнетения. Джонни и Лютер от рождения демонстрируют неопровержимые признаки неземного происхождения -- черные языки. Именно эта примета позволяет отличать живого бога от простого человека, с незапамятных времен считали народы, обитающие в районе на стыке территорий Таиланда и Мьянмы.
Джонни и Лютер к тому же доказали свою божественную сущность на деле -- в 1997 году они сумели поднять односельчан на отпор карательному отряду, который попытался сжечь одну из мятежных деревень в зоне действия партизан. Результат превзошел все ожидания -- крестьяне перебили солдат практически голыми руками, а героические братья продемонстрировали сверхъестественную неуязвимость -- они бросались в самую гущу боя, лезли на рожон, но были словно невидимым щитом закрыты от автоматных очередей. Суеверные бойцы уверяют, что множество раз своими глазами видели, как пули в буквальном смысле слова отскакивали от щуплых божественных братцев. Ходят легенды, что им подчиняются духи и животные джунглей, а кобры прикрывают своими капюшонами головы мальчишек от дождя -- совсем как в легендах о Будде.
Впрочем, хватит мистики -- пора хотя бы коротко пояснить, откуда, собственно, взялась экзотическая "Армия Бога". Для этого придется вспомнить о событиях более чем полувековой давности.
В 1948 году была провозглашена независимость Бирмы, находившейся под британским господством. Однако отцы молодого государства во время Второй мировой войны водили -- во имя освобождения от англичан -- шуры-муры с японскими оккупантами. В борьбе с бирманскими революционерами и их японскими покровителями хитроумные британцы додумались опереться на национальные меньшинства -- в частности, на довольно многочисленных каренов, которые живут на границе страны с Таиландом. Каренской знати щедро подкидывали оружие и припасы, каренская молодежь проходила военную подготовку на английских базах в Индии и участвовала в партизанских нападениях на японские патрули.
После окончания Второй мировой войны независимая Бирма провозгласила курс на строительство собственного варианта социализма, что вызвало рукоплескания в Москве и Пекине. Однако Вашингтону и Лондону мало улыбалась перспектива появления нового "красного государства" в Юго-Восточной Азии. Тут-то и вспомнили о свободолюбивых каренах, которые вели бесконечную войну против центрального правительства Бирмы. В 70-е годы армия Каренского национального союза (КНС) уже насчитывала более 20 тысяч бойцов.
Правительственные войска боялись даже соваться на территорию каренов, роль главного покровителя которых с негласной санкции Запада взял на себя соседний Таиланд. Его пугала перспектива иметь у себя под боком "красную Бирму" -- достаточно было коммунистических Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.
Однако ко второй половине 90-х годов ситуация изменилась. Холодная война ушла в историю, бывшие враги в лице Таиланда и Вьетнама стали партнерами в рамках региональной организации АСЕАН. Туда же после долгих раздумий приняли и Бирму, которая успела не только сменить название на Мьянму, но и превратиться в страну с банальным военным режимом, не желающим иметь даже декоративные признаки демократии. Таиланду ясно одно: Мьянма больше угрозы не представляет, и о мятежниках-каренах пора позабыть во имя региональной гармонии. Бангкок стал даже иногда подвергать артиллерийским обстрелам базы каренских повстанцев.
В 1997 году сепаратисты понесли огромные потери в боях с наступавшей мьянманской армией. Нараставшее отчаяние, гнев по адресу "таиландских предателей" и породили, судя по всему, причудливый миф о живых богах Джонни и Лютере, которые смогут вернуть несчастному народу победу.
В их "Армии Бога" сейчас собралась до предела причудливая компания. Личную гвардию "живых богов" составляют дети-солдаты, которые отличаются особой жестокостью и организованностью. Бок о бок с ними в бой идут мьянманские студенты-экстремисты, мечтающие военным путем принести демократию на свою родину. В рядах "Армии Бога" сражаются и ветераны каренского дела, готовые стоять до конца -- даже под командованием 12-летних мальчишек.
Впрочем, об этой экзотической публике мир вряд ли бы узнал, если бы не события 24--25 января, когда десять бойцов Джонни и Лютера захватили госпиталь на таиландской территории в пограничном городке Ратчабури. Они требовали от Бангкока прекратить артиллерийский обстрел их базы и предоставить врачей для лечения раненых. Бойцы "Армии Бога" ровно сутки удерживали в госпитале вначале 700, а потом 200 заложников из числа пациентов и медицинского персонала. Точку в этой истории поставил молниеносный бросок таиландского спецназа, который в течение часового боя перебил всех террористов. По свидетельству очевидцев из числа заложников, сдавшиеся в плен бойцы "Армии Бога" были расстреляны прямо в палатах больницы. Судя по всему, Таиланд стремился преподать жесткий урок бывшим союзникам-каренам.
"Армия Бога" разбилась на группы и уходит от погони в джунгли. Ее предали анафеме не только власти Мьянмы и Таиланда, но и собратья-карены, которые устали от войны и надеются договориться с правительством в Янгоне (Рангуне). Однако миф о "черных языках" живет: люди с суеверным ужасом рассказывают, что Джонни и Лютер лично возглавляли захват госпиталя и чудесным образом вознеслись на небо, когда в него ворвались таиландские коммандос.
О местонахождении 12-летних террористов ничего не известно, и нам, похоже, еще предстоит услышать новые кровавые сказки о живых богах несчастных каренов.