Статьи
Московские китайцы
Сергей САНАКОЕВ, председатель правления российско-китайского Центра торгово-экономического сотрудничества:
- По большому счету мы сами поощряем нелегальную миграцию. Процедура регистрации сильно усложнена, в таможенном законодательстве масса пробелов. Китайский бизнес приспособился к московским условиям: гораздо проще и быстрее дать взятку или заплатить штраф, чем действовать по закону. Необходимость в "чайнатауне" назрела давно - так китайцы будут у нас на виду, и им рано или поздно придется легализоваться. А место в Москве найдется: на окраинах масса пустующих территорий. Сейчас разрабатывается проект большого торгового комплекса рядом с МКАД, и кажется, уже есть китайские инвесторы.
НЕТ в Москве менее романтичного, зато более интернационального места, чем Измайловский вещевой рынок. Русскоязычную речь здесь услышишь нечасто. Помимо "гостей столицы" из бывшего Союза, торгуют вьетнамцы, корейцы, турки, индусы и, конечно, китайцы. Последние занимают несколько громадных павильонов. Держатся скромно, прячась за щедро разложенным и развешанным скарбом.
В ОТНОШЕНИИ численности нынешней китайской диаспоры московские эксперты осторожно называют цифру... 250 тыс., сами же китайцы дают куда более скромные оценки - от 20 до 40 тыс. Жители Поднебесной - народ в принципе трудоспособный и энергичный, но московские китайцы - публика особая. По мнению Сергея Лузянина, зам. руководителя центра "Россия - Китай" Института Дальнего Востока РАН, в столицу добираются "самые-самые": далеко не у всех есть деньги и желание проделать путь в несколько тысяч километров. Два года назад Институт стран Азии и Африки при МГУ провел под руководством профессора Вили Гельбраса исследование, в ходе которого опросили обосновавшихся в Москве китайцев. Почти четверть опрошенных имели высшее образование, 35,3% - неполное высшее, и лишь 22% закончили только среднюю школу. Большинство московских китайцев - мужчины 25-35 лет. Около половины из них - холостые. Заработки почти все исправно отправляют домой.
Жизнь
СОЦИАЛЬНОЕ расслоение в китайской диаспоре почти такое же сильное, как и среди самих москвичей. Некоторые китайцы арендуют или владеют просторными квартирами или даже дачами, ездят на собственных авто. Но большинство либо снимают комнатушки в общежитиях или сразу несколько этажей в московских гостиницах, либо переоборудуют в китайские гостиницы обычные общаги, которые нередко служат и офисом, и складом. Любопытно, что гостиницам и общежитиям китайцы, как правило, присваивают свои названия. Главные ареалы - гостиницы "Останкино" ("Дунфан"), "Молодежная" ("Илинь"), "Орленок" ("Олун"), "Севастополь" ("Оя" - по-китайски "Евразия"), "Салют" ("Старый Пекин"), "Космос" ("Юйхан"), бывшее общежитие Университета пищевого производства на ул. Панфилова и т. д. В гостинице "Измайлово" ("Жэньминь") китайцы занимают практически весь корпус "Вега".
Живут китайцы обособленно и крепко держатся друг за друга. В "свет" выходит разве что так называемая "элита" - крупные бизнесмены, врачи, студенты, владеющие русским языком. Остальные в свободное время (особенно зимой - они долго не могут привыкнуть к московским холодам) предпочитают сидеть дома. Часами играют в мацзян (европейское название - маджонг, китайский вариант домино) или карты, поют караоке или смотрят по спутниковым каналам китайское телевидение. Более обеспеченные не отказывают себе в посещениях стрип-баров или казино, которые в Китае официально запрещены (китайцы очень азартны). По слухам, давно налажен в Москве и рынок секс-услуг - богатым соотечественникам помогают расслабляться китайские проститутки. Браки с москвичами - вещь пока довольно редкая. Китайцы, даже прожившие в Москве несколько лет, не сильно стремятся одолеть русский язык, довольствуясь знанием десятка фраз и счета, чтобы правильно назвать цену товара. А те, кто побогаче, нанимают русских переводчиков.
Традиции
ПРИВЫКНУТЬ к нашей пище китайцам еще сложнее, поэтому они стараются имитировать национальную кухню, умудряясь готовить даже в гостиницах. Привычный аромат обеспечивают традиционные специи, которые мешками везут из дома. Наиболее популярно блюдо "хэфань": большая порция вареного риса, поверх которого накладывается "цхай" - гарнир из овощей или мяса (чаще всего свинины). Картонные коробочки с такой снедью разносят, например, на рынках. Довольствуются китайцы и "близкими по духу" корейскими блюдами, которые можно купить в обычных магазинах. Выпить они не большие любители, но "цзю" (алкоголь) рисовую, кукурузную водку и т. п. все равно с собой привозят - для особых случаев. Впрочем, обыкновенное пиво они тоже пьют с большим удовольствием, так же как и зеленый чай с цветочными, чаще всего с жасминовыми добавками.
Не забывают в суете столичной жизни китайцы и национальные праздники. Главный - "Чун цзе" (китайский Новый год, конец января - начало февраля). Через две недели после Нового года отмечается "Юаньсяо" (праздник фонарей), 5 апреля - "Тиньмин" (день поминовения усопших). Наконец, 1 октября энтузиасты отмечают "Гоцин" - день образования КНР. Из наших праздников популярны 8 Марта (меня, кстати, уже пригласили отметить этот день в одном из общежитий в обществе китаянок) и 1 Мая. Все перечисленные даты, за исключением китайского Нового года, в канун которого все, кто может, уезжают домой, - повод для местной диаспоры собраться вместе, наготовить национальных блюд и вспомнить родные края.
Бизнес
НА МОСКОВСКИХ улицах попадается гораздо меньше китайцев, чем в Лондоне, Париже, не говоря уже о Нью-Йорке, Сан-Франциско, Ванкувере и других североамериканских городах. Но и у нас предприимчивые китайцы укоренились основательно. В Москве более 70 китайских ресторанов, половина которых сугубо "для своих" - при гостиницах. В придачу к 12 государственным представительствам действуют десятки мелких полулегальных контор, предоставляющих китайцам посреднические, юридические, а также иммиграционные услуги. Для многих из них Москва - перевалочный пункт на пути в более стабильные страны. По-этому очень распространены турагентства, организующие эмиграцию в Европу, США, Канаду и даже в Латинскую Америку. Не жалуются гости из Поднебесной и на информационный вакуум. В столице выходит 4 китайские газеты, три из которых - ежедневные. Есть две пейджинговые компании, передающие сообщения, само собой, на китайском.
Проблемы
НА НЕПРИЯЗНЬ со стороны москвичей китайцы жалуются редко, хотя на рынках больше сотрудничают с выходцами с Кавказа или Украины, нежели с русскими. Но столкновения возникают только с правоохранительными органами и экстремистскими группировками. Бывали случаи, когда "скинхеды" средь бела дня избивали китайских профессоров. "Приезжал ко мне знакомый из Пекина, - рассказывает Чжу Юань, владелица ресторана и совладелица китайской пейджинговой компании "Бибиком", - хотел в Москве открыть большой бизнес. В центре нас остановила милиция и забрала у него паспорт, хотя с визой все было в порядке. Отдали паспорт через неделю, когда друг уже уехал. Бизнес? Да нет, он пока подождать решил. В Пекине к иностранцам относятся гораздо лучше".
Что же тогда влечет китайцев в Москву? Оказывается, не только выгодный рынок сбыта и возможность иметь столько детей, сколько заблагорассудится. "У вас я чувствую себя свободным человеком, - говорит Ху Лифэнь, редактор ежедневной газеты "Мосыке ваньбао" ("Московский вечер"). - Можно писать о чем хочешь, никто не контролирует".
...Трудовой день на Измайловском рынке подходил к концу, и китайцы резво сгружали свой нехитрый товар в тюки и короба, которые по размерам заметно превосходили своих хозяев. На вопрос: "Вы откуда?" - торговцы непонимающе качали головой или, хитро улыбаясь, говорили: "Пейджин, Пейджин..." Один из них умолял меня купить мужские джинсы "два по цене одзинь".
Источник:AIF.Ru,28 февраля 2001, Светлана КОЛЬЧИК