Статьи
Малайзия (Лабуан) на сегодняшний день является ведущим оффшорным центром Азиатского региона с отлично развитой финансовой системой и инфраструктурой
Лабуан представляет собой оффшорный центр нового поколения, что прежде всего выражается, как и в случае с Португалией (Мадейра), в его статусе как полноценной составной части Малайзии, в отличие от классических островных оффшорных юрисдикций. Можно также сказать, что Малайзия (Лабуан) вобрала в себя лучшие качества и традиции крупнейшего финансового центра юго-восточной Азии – Гонконга (Сянган). Ещё одна особенность законодательства Малайзии состоит в том, что оффшорные банкам могут изменять свой статус в процессе работы, то есть становится частично или даже полностью оншорными и работать с резидентами и в местной валюте.
Банки в Малайзии могут быть зарегистрирован либо как отделение (branch) либо как самостоятельная единица (subsidiary). Банк должен постоянно поддерживать минимальный капитал в размере 10 миллионов ринггит (2,6 миллионов долларов). При этом капитал может использоваться для банковских операций, при условии, что такое использование не приведёт к уменьшению вышеуказанной постоянно поддерживаемой суммы.
Законодательство Малайзии выставляет следующие требования при регистрации:
Заявитель должен быть банком или финансовым учреждением с хорошей репутацией и хорошими кредитными рейтингами от соответствующих агентств. А также должен находится под надзором регулирующих органов в стране регистрации. В аппликации следует указать тип бизнеса, состав совета директоров и правления, аудитированные отчёты за последние два года, бизнес-план на первые три года работы. Также необходимо письмо от регулирующих органов страны регистрации о том, что они уведомлены об открытии отделения/филиала, гарантийное письмо от родительской компании, а также ежегодный лицензионный сбор в 60 тысяч ринггит (сумма может меняться в связи с инфляцией). При каждодневной работе банк должен придерживаться следующего: соблюдать правила и законы Лабуана и Малайзии, иметь физическое присутствие в Лабуане, и не работать с малайзийской валютой.
Срок получения лицензии составляет три недели с момента подачи документов.
Стоимость создания банка составляет в размере 100 тысяч долларов США без учёта расходов на регистрационные сборы и пошлины.
Лабуан - оффшорная грань малайзийской экономики
Малайзия - одна из наиболее динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. Поскольку в последнее время ее валовый национальный продукт на душу населения стабильно возрастает быстрее, чем численность самого населения, она даже позволила себе такую неслыханную для других государств континента роскошь, как программу повышения рождаемости. К 2020 г. она твердо рассчитывает попасть в группу высокоразвитых стран мира, уже в настоящее время приближаясь к ним по многим параметрам.
Старт современному развитию Малайзии был дан в 1971 г. с принятием рассчитанной на 20-й подготовительный период Новой экономической политики. В полосу бурного экономического роста страна вступила в 1991 г., когда задачи этой программы были выполнены, а в обществе окончательно были ликвидированы дестабилизирующие межэтнические и политические противоречия. Если первоначальный подъем экономики обеспечивался главным образом за счет экспорта сырой нефти, природного газа, олова, натурального каучука, древесины и другого сырья, то к настоящему времени все большее значение приобретают туризм, обрабатывающая промышленность и производства, основанные на современных технологиях. Так, Малайзия выпускает собственные автомобили, является крупнейшим поставщиком микросхем для японской электронной индустрии.
Таким образом, эта страна отнюдь не уповает на оффшорный бизнес как на один из главных источников национального дохода. Вместе с тем в 1990 г. для выравнивания уровней развития различных районов она пошла на создание оффшорной зоны в пределах федеральной территории Лабуан, включающей в себя группу островов общей площадью 91 кв. км возле побережья штата Сабах, находящегося на Калимантане (Борнео).
Лабуан выгодно расположен в Южно-Китайском море примерно на одинаковом расстоянии от таких деловых центров региона, как Бангкок, Гонконг, Джакарта, Куала-Лумпур, Манила и Сингапур. Правительством Малайзии предприняты и продолжают последовательно проводиться в жизнь меры по развитию инфраструктуры Лабуана. В настоящее время он оборудован самыми современными средствами телекоммуникаций, включая компьютеризированную телефонную сеть с автоматическим набором номера, две наземные станции спутниковой связи и проложенный по дну моря кабель тонковолоконной оптической связи. Между Лабуаном и важнейшими центрами Юго-Восточной Азии налажено регулярное воздушное сообщение - ежедневные авиарейсы из Куала-Лумпура и из столицы штата Сабах Кота Кинабалу.
Основными направлениями отраслей национальной экономики, развивающимися на Лабуане, являются морская добыча нефти и газа и их реализация, судостроение и ремонт судов, некоторые производства и складирование транзитных грузов. Федеральная территория имеет статус свободного порта в отношении всех товаров, кроме нефтепродуктов.
В том, что касается привлечения иностранных капиталов на Лабуан, то малайзийские власти в наибольшей степени поощряют следующие виды деятельности зарубежных инвесторов:
- оффшорные банковские операции;
- управление трастами и фондами;
- оффшорное страхование и связанный с ним бизнес;
- создание оффшорных инвестиционных и холдинговых компаний.
Вместе с тем, принадлежащие иностранцам промышленные компании, независимо от местонахождения источников их прибыли, не могут рассчитывать на Лабуане на льготный налоговый режим или какие-либо иные привилегии.
Компании, созданные в иных юрисдикциях, регистрируются на Лабуане как "иностранные оффшорные компании". Компании, создаваемые на месте в соответствии с малайзийским законодательством, регистрируются как "оффшорные компании". Разницы в их налоговом статусе нет. Но с первых, не взирая на размеры их капитала, берется фиксированная регистрационная пошлина в сумме 6000 ринггитов (1 US$ с учетом колебаний валютных курсов примерно эквивалентен 2,60 ринггитов - M$) и пошлина за оформление документации в 600 ринггитов, а также ежегодный сбор в 5000 ринггитов. Для компаний второго типа регистрационная пошлина варьируется в зависимости от величины их разрешенного к выпуску акционерного капитала (менее 50000 M$ - 1000 M$, от 50000 до 1000000 M$ - 2000 M$, более 1000000 M$ - 5000 M$), пошлина за оформление документации и ежегодный правительственный сбор установлены в размере 300 и соответственно 2000 ринггитов. Компании обоих типов платят за подбор и утверждение названия (что может длиться дольше, чем сама регистрация, занимающая обычно 1 - 2 рабочих дня) 50 ринггитов. При этом название на иностранном языке при условии написания его латинскими буквами разрешено иметь только иностранным оффшорным компаниям. Создаваемые нерезидентами Малайзии на Лабуане в соответствии с местным законодательством оффшорные компании (то есть не относящиеся к категории "иностранных") выплачивают также пошлину за утверждение учредительных документов в сумме 200 ринггитов.
Все оффшорные компании могут регистрироваться только при посредничестве одной из местных трастовых компаний, услуги которых обходятся в 2000 - 4000 ринггитов при условии, что в учредительных документах не содержится ничего необычного. (Лучшим вариантом в этом смысле являются Устав и Учредительный договор, составленные по стандартному образцу.)
Зарегистрированным офисом (юридическим адресом) оффшорной компании может служить только головной офис (юридический адрес) трастовой компании, участвовавшей в ее регистрации, даже при наличии у оффшорной компании приобретенных или арендованных служебных помещений. Банки либо юридические или бухгалтерские фирмы, принимающие в других оффшорных юрисдикциях под свое крыло так называемые "компании медной таблички", здесь не имеют на это права.
Каждая оффшорная компания должна иметь как минимум одного директора и одного секретаря. Секретарем (или одним из секретарей) оффшорной компании должен являться местный служащий упомянутой трастовой компании. Выплачиваемое ему вознаграждение устанавливается по соглашению в пределах 2000 - 5000 ринггитов в год в зависимости от объема работы и предъявляемых к нему требований. Директором может служить как физическое, так и юридическое лицо. Требований в отношении его резидентности, в отличие от секретаря, не выдвигается. В случае найма местного директора (которым в этом случае также должен быть сотрудник той же трастовой компании либо сама эта компания) ему обычно выплачивается заработная плата, аналогичная жалованью секретаря.
Для регистрации оффшорной компании достаточно одного акционера-учредителя. Сама процедура регистрации обычной оффшорной компании после предварительного утверждения ее названия сводится к формальной подаче в Регистр через соответствующую трастовую компанию учредительных документов, к которым прилагается заявление будущего директора о его согласии действовать в этом качестве, декларация о соответствии требованиям, предъявляемым к оффшорным компаниям (на основании чего предоставляется льготный налоговый статус) и квитанция об уплате соответствующих пошлин. Что же касается оффшорных банков, страховых и трастовых компаний, то для их регистрации необходимо предварительно получить правительственную лицензию, за выдачу и ежегодное возобновление которой взимаются дополнительные пошлины.
Требований в отношении минимального капитала оффшорных компаний не выдвигается, за исключением оффшорных банков. Последние должны иметь оплаченную часть акционерного капитала и резервы в сумме не менее 10 миллионов M$ или их эквивалента в иностранной валюте. Помимо этого, они должны быть в состоянии в любое время предоставить Центральному банку по его требованию подтверждение своей готовности выполнить взятые на себя обязательства. Страховые компании также должны представлять Центральному банку доказательства того, что они располагают достаточными финансовыми ресурсами для несения расходов по операциям в течение по крайней мере шести месяцев. При этом в зависимости от вида страховой деятельности компании предусматриваются следующие минимальные рабочие фонды (исчисляемые в ринггитах):
Общее страхование, включая страхование жизни - 7,5 млн.
Перестраховочная деятельность - 10,0 млн.
Каптивное страхование - 1,0 млн.
Существенной разницей между обычной оффшорной компанией и иностранной оффшорной компанией является то, что первая имеет право распространять свои акции по подписке среди местных юридических и физических лиц. (При условии дачи соответствующего объявления о выпуске акций с одобрения Регистра компаний.) Акционерами же иностранной оффшорной компании могут быть только нерезиденты.
Акции оффшорных компаний могут быть различных классов, предусматривать различные права. Недопустимы только акции на предъявителя. Оффшорная компания вправе оказывать любое финансовое содействие проведению операций с собственными акциями. Она может приобретать их, а также аннулировать в пределах нераспространенного избытка. С разрешения Регистра она может выпускать дисконтные акции. Номинальная стоимость ценных бумаг оффшорных компаний может быть указана в любой иностранной валюте, но не в малайзийских ринггитах. Существование компаний, не имеющих акций, (коммандитных обществ) малайзийским законодательством не допускается.
Все резидентные малайзийские компании, не имеющие льгот, платят налог на прибыль корпораций по ставке 30%. Оффшорные же компании, зарегистрированные на федеральной территории, с точки зрения налогообложения подразделяются на две категории - коммерческие и некоммерческие. В этом плане понятие коммерческой деятельности распространяется на банковское и страховое дело, торговлю, управление активами, в том числе трастами и фондами, операции с патентами, лицензиями и авторскими правами, а также любую другую форму, не подпадающую под определение оффшорной некоммерческой деятельности. Вместе с тем из него исключаются морские транспортные операции и бизнес, связанный с нефтью. К некоммерческой относят деятельность холдинговых компаний, владеющих от собственного имени активами в форме инвестиций в акции и другие ценные бумаги, недвижимость, а также банковских вкладов и долговых обязательств. Если оффшорной компании присущи оба вида деятельности, то она для целей налогообложения рассматривается как коммерческая. Некоммерческие оффшорные компании от налога освобождены. Коммерческие оффшорные компании платят на выбор либо фиксированную сумму в 20000 M$, либо 3% от своей чистой прибыли. В последнем случае их годовой отчет автоматически подпадает под требование аудиторской проверки. Вне зависимости от формы уплаты налога такой проверке, осуществляемой одобренном властями аудитором, подлежат оффшорные банки и страховые компании, оффшорные компании, свободно распространяющие свои акции и другие ценные бумаги по подписке (то есть являющиеся акционерными обществами открытого типа), ведущие депозитные и кредитные операции, а также те из них, акционеры которых приняли решение о необходимости аудита.
Ежегодные собрания акционеров могут созываться в любой стране мира, проводиться по телефону, факсу, модему и т. д., а также через доверенных лиц, однако не позднее чем через 9 месяцев с даты составления годового бухгалтерского отчета. Этот отчет должен подаваться властям не позже, чем через 30 дней после каждой "годовщины" существования компании на федеральной территории. В том случае, когда подвергнутый аудиторской проверке бухгалтерский отчет представляется общему собранию акционеров, к нему должен прилагаться баланс, раскрывающий информацию о прибылях компании и их источниках.
Лабуан не гарантирует полной банковской секретности. Однако он обеспечивает достаточную конфиденциальность законопослушным юридическим и физическим лицам в финансовых делах и вопросах предпринимательской деятельности. Все законы и другие нормативные акты на этот счет содержат положения об охране банковской и коммерческой тайны. Доступ к направляемой властям документации компаний строго ограничен, разглашение имен акционеров и бенефициарных (истинных) владельцев запрещено и любые иски против оффшорных компаний рассматриваются только на закрытых судебных заседаниях. Разглашение информации о деятельности таких компаний или рассекречивание предоставляемых ими документов допускается только по решению Высокого суда Борнео (одного из двух судов второй инстанции, действующих в Малайзии).
Льготное налогообложение, применяемое к оффшорным компаниям, распространяется и на иностранные трасты, то есть на создаваемые на Лабуане трасты, учредители и бенефициары которых являются нерезидентами. Юридической основой для учреждения трастов служат принципы общего английского права. В настоящее время ведется работа по созданию отдельного трастового законодательства с целью сведения в единое целое многочисленных нормативных актов, принятых после и поныне действующего Закона о трастах 1949 г. и устранения существующих в этом вопросе правовых коллизий.
Траст, учреждаемый в пользу определенного лица (или лиц), на основании выраженного намерения учредителя, создается путем оформления соответствующего юридического документа и передачи оговоренного в нем доверительного фонда доверенному лицу.
Однако такой оффшорный траст, как паевой инвестиционный фонд на Лабуане, может быть основан только зарегистрированной здесь оффшорной компанией (обычной или иностранной) или уполномоченным агентом такой компании с предварительного принципиального согласия регионального отделения Регистра компаний, ходатайство о котором подается одновременно с просьбой об утверждении местной трастовой компании в качестве доверенного лица данного фонда. При решении вопроса о согласии на создание такого траста Регистром принимаются во внимание репутация и состояние дел компании-учредителя, ее компетентность, опыт и "послужной список" в области работы с инвестиционными фондами как на Лабуане, так и вне его пределов, а также действенность механизмов защиты инвесторов, предусматриваемых предлагаемой схемой.
Трасты на Лабуане регистрации не подлежат. Однако коль скоро речь идет о трасте, занимающемся размещением ценных бумаг в интересах пайщиков, он должен получить лицензию на право ведения инвестиционной деятельности в Комиссии по ценным бумагам и дать одобренный Регистром компаний проспект (объявление о выпуске подлежащих распространению бумаг).
В отношении минимального капитала траста требований не выдвигается.
Доверенным лицом обычного траста может быть физическое или юридическое лицо (трастовая корпорация), имеющее на Лабуане как резидентный, так и нерезидентный статус. Доверенным лицом паевого инвестиционного фонда может быть только резидентная лабуанская трастовая компания.
Налоговые льготы для бенефициаров предусмотрены только в отношении нерезидентов. Однако раскрывать факт своего нерезидентного статуса перед налоговыми органами бенефициары должны лишь по их требованию, а не заранее. Тем не менее, доверенное лицо, подписывающее учредительную декларацию от имени траста, может затребовать подтверждение нерезидентности учредителя и бенефициаров.
В качестве оффшорного рассматривается такой траст, учредитель и бенефициары которого являются нерезидентами, в противном случае он не получает льгот и облагается налогом на общих основаниях.
Между нормами, регулирующими деятельность оффшорных трастов на Лабуане и общими положениями малайзийского законодательства, применяемыми к трастам вообще, пока существуют некоторые расхождения. Так, в соответствии с федеральным правом, существующие в Малайзии трасты подразделяются на резидентные и нерезидентные. К тем и другим применяется единая налоговая ставка 30%, однако, если доходы нерезидентных трастов подлежат налогообложению лишь в части, получаемой из малайзийских источников, то прибыли резидентных трастов облагаются налогом полностью, в том числе и получаемые из-за рубежа. При этом, если хотя бы одно из доверенных лиц траста имеет статус резидента Малайзии, такой траст будет рассматриваться, как резидентный, если только он не отвечает следующим условиям:
- был учрежден вне Малайзии;
- доходы полностью происходят из зарубежных источников;
- управление трастом на постоянной основе осуществляется из-за пределов Малайзии;
- по крайней мере половина доверенных лиц траста не являются малайзийскими резидентами.
К оффшорным трастам в области налогообложения применяется тот же альтернативный принцип, что и к оффшорным коммерческим компаниям. В случае, если траст предпочитает платить налог с чистой прибыли по ставке 3%, он должен представлять в налоговые органы проверенный аудитором годовой финансовый отчет.
Если оффшорные компании могут относительно легко мигрировать как в Лабуан, так и из Лабуана в другую юрисдикцию, то оффшорные трасты могут лишь перебираться из Лабуана на новое место. Налоговые льготы получают лишь трасты, учрежденные на федеральной территории, а не "переселившиеся" туда из-за границы.
Налога на капитал компаний на Лабуане нет, кроме налога на прирост капитала в результате продажи недвижимости. Однако оффшорные компании вправе приобретать здесь недвижимость лишь для служебных помещений и жилья сотрудников.
Проценты, выплачиваемые малайзийским резидентом оффшорному банку на Лабуане, как и проценты, выплачиваемые оффшорной компанией нерезидентному лицу или другой оффшорной компании, от подоходного налога освобождаются. Проценты, получаемые малайзийским резидентом (физическим или юридическим лицом) от любой оффшорной компании, зарегистрированной на Лабуане, кроме банка и страховой компании, налогообложению также не подлежат. Общие положения местного налогового законодательства также не применяются, если доход, получаемый от лабуанской оффшорной компании, освобождается от налога.
Малайзия не облагает подоходным налогом дивиденды, получаемые оффшорными компаниями, но вместе с тем не компенсирует налоговые вычеты из таких дивидендов, осуществленные в других юрисдикциях.
Дивиденды, выплачиваемые лабуанскими оффшорными компаниями из доходов, получаемых в результате оффшорной предпринимательской деятельности и из других "освобожденных" доходов, не облагаются малайзийским налогом ни при их выплате, ни при их получении. Такой же принцип применяется и в отношении выплат оффшорных трастов своим бенефициарам.
Оффшорные компании на Лабуане освобождены от любых гербовых сборов за оформление документов, связанных с их предпринимательской деятельностью.
Доходы из местных источников, получаемые физическими лицами-резидентами Малайзии, облагаются по скользящей ставке 3 - 32%, в то время, как для нерезидентов установлена твердая ставка налога 30%. Вместе с тем, доходы, получаемые из-за рубежа нерезидентами, от налога освобождаются, а аналогичные доходы местных жителей подлежат налогообложению в случае перевода их в Малайзию. При этом доходы иностранных служащих оффшорных компаний, получаемые в результате их деятельности в этом качестве (заработная плата, премии и т. д.), от подоходного налога освобождаются лишь на 50%.
Доходы, получаемые физическим лицом, компанией или ее служащим в результате профессиональных услуг, подлежащих льготному налогообложению, под понятие которых подпадают юридические, бухгалтерские, финансовые и секретарские услуги, включая услуги местной трастовой компании, облагаются подоходным налогом только в половинном размере.
От налогообложения освобождаются суммы, выплачиваемые оффшорной компанией нерезидентному физическому лицу или другой оффшорной компании за:
- услуги, связанные с использованием недвижимости или вытекающих из владения ею прав, установок, машин, оборудования и любой другой аппаратуры;
- технические консультации, содействие или услуги в области технического руководства или управления любым научным, промышленным и коммерческим предприятием или проектом;
К неналоговым льготам, которыми пользуются лабуанские оффшорные компании, относятся выдача многократных въездных виз их иностранному персоналу и применяемый в их отношении либеральный валютный контроль.
Применительно к Лабуану вряд ли можно вообще говорить о валютном контроле в общепринятом значении этого термина, и в некоторых публикациях даже отрицается его наличие. Оффшорные компании могут свободно переводить прибыль в иностранной валюте за рубеж, а также в целях обеспечения своей предпринимательской деятельности покупать, продавать, ссуживать и занимать иностранную валюту, открывать валютные банковские счета как в Малайзии, так и за ее пределами, и вести любые банковские операции. Практически весь контроль сводится к запрету на проведение каких-либо операций в малайзийских ринггитах, кроме расчетов, связанных с покрытием административных издержек оффшорных компаний.
Никаких ограничений, связанных с финансированием оффшорных компаний, на Лабуане нет.
Рассмотрим конкретно суть деятельности наиболее распространенных на федеральной территории типов оффшорных компаний.
Холдинговые компании. Дивиденды, получаемые такой компанией от иностранного дочернего предприятия, от налогов освобождены. Это позволяет ей свободно аккумулировать нераспределенную прибыль. Поскольку налог на увеличение стоимости капитала на Лабуане отсутствует, в случае продажи иностранной дочерней компании полученную прибыль также целесообразно направить холдинговой компании.
Финансовые компании. Прибыль компаний, получаемая от зарубежных операций, как правило, облагается налогом в юрисдикции ее получения, однако в случае ее направления в оффшорный банк или в оффшорную финансовую компанию на Лабуане она налогообложению не подлежит.
Патентные компании. Малайзия является участницей Бернской конвенции по защите авторских прав, и они адекватно охраняются ее законодательством. Доходы от продажи авторских прав, патентов и лицензий зарубежной дочерней компанией при переводе их головной компании на Лабуане свободны от налогов.
Торговые компании. Являясь свободным портом, Лабуан не взимает таможенных пошлин ни с каких ввозимых товаров, за исключением нефтепродуктов. Действующая здесь оффшорная торговая компания может импортировать и складировать товары перед их перепродажей дочернему предприятию за рубежом.
Говоря о плюсах и минусах Лабуана, следует отметить, что федеральная территория сама по себе не участвует ни в каких налоговых соглашениях, однако Малайзия имеет порядка 40 таких соглашений с другими государствами. Партнеры Малайзии по этим соглашениям далеко не всегда готовы признавать оффшорную юрисдикцию Лабуана в качестве части малайзийской налоговой юрисдикции, подпадающей под действие заключенных соглашений. Если такое признание имеет место, то оффшорные компании на Лабуане рассматриваются для целей соглашения в качестве резидентных малайзийских компаний и подлежат в юрисдикции партнера по соглашению, предусмотренному этим документом, налогообложению по сокращенной ставке. В противном случае в отношении этих компаний не применяются предусматриваемые соглашениями положения об обмене информацией.
Лабуан - молодая оффшорная территория. К началу 1999 года там было зарегистрировано всего 352 оффшорные компании, из которых 127 были созданы за предыдущий год. Регистрация новых компаний тормозилась незавершенностью строительства лабуанского финансового парка - своего рода сеттльмента, где должны разместиться офисы всех оффшорных компаний и резиденции их служащих, а также некоторыми "шероховатостями" законодательства по вопросу оффшорного бизнеса. В настоящее время принимаются меры по его совершенствованию.
Удобное расположение в наиболее динамично развивающемся районе мира, режим свободного порта, низкий уровень административных расходов, обеспечение секретности всех законных деловых операций и "невмешательство" в них властей, а главное, отсутствие чрезмерно большого количества других оффшорных компаний-потенциальных конкурентов (но это фактор временный) сулят первопроходцам весьма заманчивые перспективы.
Датаперепубликации: 14 мая 2001.
Источник:Consum Corporate Agents
Подготовленоюридическим отделом Consum Corporate Agents вкачестве справочника своим клиентам.Представленная информация считаетсяправильной, однако Consum Corporate Agents небудет нести никакой ответственностиза действия или последствия,возникающие в результатеиспользования этой информации.