| ИзбранныестатьиЭкономикаСтраны АТР не прочь обновить свой авиапаркВ 1995 году Россия поставила за рубеж вооружения на сумму $3,05 млрд., что составило 13,4 % общемирового объема продаж, в 1994 г. - $1,71 млрд. или 7,5 %). Впервые за последние годы Россия опередила таких крупных экспортеров оружия как Великобритания, Германия и заняла второе место после США, контролирующих 43,4 % мирового рынка с объемом продаж в $9,84 млрд. Необходимо отметить, что структура российского экспорте вооружений около 52 % продаж приходится на военную авиационную технику (ВАТ), 25 % - на вооружение и военную технику (ВВТ) Сухопутных войск, по 11 % - на военно-морскую технику и средства ПВО. Приобщем анализе перспектив российскогоэкспорта ВАТ, обращает на себя вниманиерынок стран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона (АТР), так как именно входящие внего страны закупили более половиныимпортированных в последние годывоенных самолетов и вертолетовроссийского производства. К тому жеименно в этом регионе российскиеоружейники доказали, что способныуспешно конкурировать с ведущимимировыми производителями современныхавиационных комплексов (АК). Запрошедшие пять лет на страны этогорегиона пришлось более 35 % мировогоимпорта ВВТ. Это больше, чем закупилизападноевропейские страны (32 %) и страныБлижнего Востока (20,5 %). Не лишнезаметить, что суммарный оборонныйбюджет стран региона превышает $90 млрд.,а в ближайшие 5 лет они смогут потратитьна закупки оружия от $70 млрд. до $80 млрд.и немалая часть этих средств будетпотрачена на импорт ВВТ. Динамичноеразвитие Азиатско-Тихоокеанскогорегионального рынка вооруженийобусловлено целым рядом факторов. Во-первых,бурным экономическим ростомбольшинства стран региона. Запрошедшие 5 лет совокупный валовойвнутренний продукт 15 основныхгосударств региона увеличился на 33 %.Наибольший его прирост отмечается вКНР, Таиланде, Малайзии, Сингапуре иЮжной Корее (на 44...62 %). У подавляющегобольшинства азиатских государствежегодно растет военный бюджет,значительная часть которого идет назакупки ВВТ за рубежом.
Во-вторых, внутрирегиональными проблемами,связанными с территориальными спорамии борьбой за лидерство, наличием расово-этническихи религиозных противоречий инестабильной политической обстановкойв ряде государств. Крометого, важную роль здесь играютизменения в военно - политическойрасстановке сил в регионе,произошедшие после окончания "холоднойвойны". Так, еще семь - восемь летназад почти все страны Юго-ВосточнойАзии входили в сферы влияния великихдержав, которые не давали разгоратьсяпротиворечиям между своими союзниками. Сокращениесоветского военного присутствия взападной части Тихого океана,свертывание Россией военной поддержкипривели, с одной стороны, к коррекцииполитического курса Китая и Японии внаправлении усилий по заполнениюобразовавшегося "стратегическоговакуума" и укреплению своих позицийв качестве региональных лидеров, а сдругой - к эрозииамериканоцентрической системы военныхсоглашений и относительному снижениюроли США в балансе сил в АТР.Соответственно изменились иполитические курсы других государстврегиона. Переменыв политической и экономической сферахне могли не повлечь за собой иизменений в области строительствавооруженных сил (ВС), без учета которыхневозможно прогнозировать дальнейшееразвитие регионального рынкавооружений. Условновесь пояс стран АТР можно разделить натри подгруппы государств, имеющихобщие закономерности в политикеразвития национальных ВС и военногоимпорта. Кпервой относятся страны севернойрегиона - Китай, Япония, Тайвань и ЮжнаяКорея, обладающие сформированнойвоенно-промышленной базой идиверсифицированными военно-торговымисвязями. Эти страны имеют наиболеекрупные и боеспособные в регионе ВС иуделяют большое внимание ихсовершенствованию, делая при этомставку в основном на развитие своейпроизводственной базы за счетполучения доступа к самым современнымимпортным технологиям. Наибольшуюактивность проявляет Китай,стремящийся преодолеть своеотставание в обеспечении ВСсовременным вооружением и вособенности техникой ВВС и ВМС. ИменноКитай является наиболее крупнымимпортером российской авиационнойтехники и вооружения начиная с 1991 г. Этастрана приобрела около 110 российскихсамолетов и вертолетов, а такжеприобрела лицензию на производство 150самолетов Су-27. Однакозакупки готовых АК, по заявлениямкитайского руководства, носятвременный характер и именно поэтомукитайская сторона стремится всяческипоощрять участие российских ученых иконструкторов в созданииперспективных самолетов и вертолетовдля своих ВС. Интереск российским военным технологиямпроявляет и Южная Корея. Эта странапредложила сотрудничество в созданиинового боевого самолета на базе Су-27 иСу-35, учебно-тренировочного самолета набазе МИГ-АТ, а также перспективнойбоевой АТ на базе российскихгидросамолетов и экранопланов. Ковторой группе стран относятсягосударства южной части ЮВА - Бруней,Индонезия, Малайзия, Сингапур и Таиланд.В конце 80-х годов руководствобольшинства этих стран принялокрупномасштабные программымодернизации своих вооруженных сил,суммарный объем финансированиякоторых оценивался в несколькодесятков $млрд. Необходимоотметить, что программы перевооруженияВВС этих стран, оснащенных в настоящеевремя в основном устаревшей АТ,подкреплены значительным увеличениемассигнований. Так, в период 1989...1994 гг.военные расходы в реальном исчислениивозросли в Малайзии на 61%, Таиланде - на43%, Индонезии - на 41%, Сингапуре - на 39%. Неудивительно,что за продажу ВАТ именно в эти страныразворачивается наиболее остраяконкурентная борьба между основнымимировыми экспортерами вооружения. ДляРоссии важно, что эти страны внастоящее время не замыкаются толькона традиционных поставщикахавиатехники. Это связано с нежеланиемпопасть под чрезмерный военно-техническийконтроль какого либо из экспортеров. Отчастиименно этим обстоятельствомобъясняется приобретение Малайзией в1994 г. 18 самолетов МИГ-29, что было оцененово всем мире как крупный успех ГК "Росвооружение"и МАПО "МИГ". В последующие годыРоссия предпринимала активные усилиядля проникновения на рынки другихстран, относящихся к этой группе.Значительный интерес к нашим самолетами вертолетам проявили представители ВСИндонезии, Филиппин и Таиланда, и вближайшее время можно ожидатьзаключения нескольких, подобныхмалазийскому, контрактов. Ктретьей группе относятся Вьетнам,Камбоджа, Лаос и КНДР. В силу своихэкономических проблем ВС этих странпока далеки от закупок крупных партийсовременных АК. Тем не менее необходимоучитывать, что в более отдаленнойперспективе и эти страны, в особенностиВьетнам, могут стать крупнымиимпортерами ВАТ, а в ближайшие годыспособны закупать небольшие партии АКи проводить модернизации стоящих навооружении самолетов и вертолетов. Дальнейшиеперспективы экспорта российскойвоенной авиационной техники в страныАТР зависят как от активностироссийских поставщиков вооружений, таки от складывающейся военно-политическойобстановки, направления военногостроительства, состояния и перспективразвития военной авиации, а такжепроизводственной базы, программпроизводства военной авиатехники ицелого ряда других факторов, влияющихна импорт ВАТ каждой конкретно взятойстраны. Датаперепубликации: 16.05.2001 Источник:Aviapanorama, АлександрКАСАТКИН, Михаил СОБКАЛОВ |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
© 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved. |