Министр иностранных дел Новой Зеландии Фил Гофф, посетивший Тибет в ходе своего визита в Китай, поднял вопрос о судьбе Панчен-ламы – самого юного в мире политического узника.
"Нас заверили, что мальчик находится в безопасности и пребывает в добром здравии", – сказал Гофф в интервью агентству "Франс Пресс" в Гонконге, завершив 4-дневное пребывание в Тибетском автономном районе КНР. Однако он признал, что, несмотря на все его просьбы, ему не дали лично повидаться с 12-летним мальчиком, которого Далай-лама XIV, духовный лидер буддистов Тибета, назначил своим наследником.
По слухам, Панчен-лама, духовный статус которого Пекин не признает, содержится под охраной либо в Тибете, либо в пограничной юго-восточной провинции Сычуань.
Напомним, что одиннадцатый Панчен-лама Гедюн Чоки Ньима, сын Кончок Пун-цога и Дечен Чодон, родился 25 апреля 1989 г. в районе Лхари, Нагчу в Тибете. Он умный и сообразительный, ведет себя собранно и серьезно, а говорит искренне и прямо. В очень раннем возрасте, едва научившись говорить, он сказал: "Я — Панчен, мой монастырь — Таши-лумпо, я сижу на высоком троне". В возрасте шести лет он был объявлен истинным перевоплощением последнего, десятого Панчен-ламы Тибета, второго по значению духовного лидера Тибета и получил от Его Святейшества Далай-ламы Тибета имя Тензин Гедюн Еше Тинлей Пунцог Пэл Сангпо. Как и его соотечественники - тибетцы, он стал жертвой жестокости режима КНР.
14 мая 1995 г. Далай-лама официально провозгласил Гедюна Чоки Ньиму одиннадцатым Панчен-ламой Тибета. Через три дня, 17 мая, шестилетний мальчик и его родители исчезли из дома, взятые, как сообщают, в китайский полицейский участок.
Тибетские религиозные традиции требуют того, чтобы о Панчен-ламе и его надлежащем религиозном образовании заботились в монастыре Ташилумпо. Тем не менее, Гедюн Чоки Ньима продолжает находиться где-то в изоляции в условиях абсолютной секретности.
Несмотря на многочисленные обращения Правительства Тибета в изгнании, а также других обеспокоенных правительств и международных организаций, Китай отказывается предоставить информацию о местонахождении Гедюна Чоки Ньимы или допустить независимых наблюдателей для того, чтобы они встретились с ним и его родителями и удостоверились в их безопасности. Первые двенадцать месяцев китайские официальные лица вообще отрицали факт его задержания.
Только 28 мая 1996 г. китайские власти, наконец, признали, что мальчик и его родители находятся у них. Это было сделано в ответ на продолжительное расследование Комитета по правам ребенка при ООН - организации, следящей за соблюдением Конвенции по правам ребенка, которую КНР обязалась соблюдать. Агентство Синьхуа сообщило, что постоянный представитель КНР при ООН в Женеве, г-н By Цзянминь, заявил, что мальчик якобы "... по просьбе родителей был принят под защиту правительства КНР".
Согласно г-ну Цзянминю, "... мальчик подвергался риску похищения со стороны сепаратистов, и его безопасность находилась под угрозой". Так, несмотря на пренебрежение ролью Далай-ламы в определении Панчен-ламы и отказ признать Гедюна Чоки Ньиму истинным перевоплощением, китайское правительство признало арест ребенка на основании "заботы". На вопрос о том, почему власти Китая зашли столь далеко в деле обеспечения безопасности ребенка, который, по их мнению, не представляет из себя ничего особенного, однозначно ответить нельзя. Китайское руководство понимает, что шесть миллионов тибетцев и буддисты по всему миру не признают иного перевоплощения Панчен-ламы кроме признанного Далай-ламой Гедюна Чоки Ньимы.
Безопасность и будущее Гедюна Чоки Ньимы вызывает глубокое беспокойство. Его арест представляет собой вопиющее нарушение прав человека в отношении этого ребенка.
Отрицая определение Далай-ламы, как незаконное и пренебрегая историческими традициями тибетцев, связанными с поиском перевоплощений, 29 ноября 1995 г. китайские власти провели процедуру гадания, вытянув жребий из золотой урны и выбрали таким образом собственного "Панчен-ламу". Шестилетний Гьелцен Норбу был избран и возведен на трон 8 декабря 1995 года. Это вызвало массовые протесты по всему Тибету. Согласно источникам в Пекине, Гьелцена Норбу привозили в Тибет лишь для кратких случайных встреч. "Он получил очень неоднозначный прием, — сообщает один из источников, — и теперь они предпочитают держать его здесь (в Пекине)".
Хотя Китай длительное время объявлял тибетский буддизм и его систему поиска перевоплощений "феодальными" и "реакционными", атеистический режим, кажется, более чем склонен отказаться от злобной антирелигиозной риторики в случае Панчен-ламы. Китай практически уничтожил всю практику поиска перевоплощений. В результате большинство тибетских монастырей лишились возможности замены наиболее важных религиозных фигур по мере их ухода из жизни. Однако в случае Панчен-ламы лидеры коммунистической партии разрешили поиск его перевоплощения с тем, чтобы сохранить жесткий контроль над религиозной жизнью тибетцев. Назначая Панчен-ламу по собственному выбору, Китай политизировал чисто религиозный вопрос. Китайское намерение назначить нового Панчен-ламу раскрывает их желание расширить и укрепить контроль как над духовной, так и над светской жизнью тибетцев.
Китай объявил о том, что действия Далай-ламы "встретят серьезный отпор в тибетских буддистских кругах". Но, кажется, они сами мало верят собственным словам. Вскоре после того, как Далай-лама объявил о найденном перевоплощении, в монастырь Ташилум-по были введены китайские войска и проведена серия арестов в связи с вопросом поиска перевоплощения Панчен-ламы.
Сегодня в монастырях по всему Тибету китайские "воспитательные команды" принуждают монахов и монахинь отречься от Панчен-ламы, определенного Далай-ламой, и запрещают иметь его фотографии. Тибетцев, выразивших лояльность по отношению к Гедюну Чоки Ньиме, изгоняют из монастырей, арестовывают и бросают в тюрьмы. Китай делает все для того, чтобы мир забыл о существовании этого необычного мальчика.
Для справки Линия Панчен-лам имеет давнюю историю. Их преемственность восходит к XIV в., но лишь в самое последнее время вопрос о Панчен-ламе привлек всемирное внимание. Раньше процесс поиска каждого перевоплощения был интересен только тибетцам и проводился согласно традиционным религиозным церемониям. В основе этого поиска лежит специфическая мистическая связь, существующая между Далай-ламой и Панчен-ламой. Отношения "учитель-ученик" определяли их обыденные контакты и делали необходимым участие каждого в поиске перевоплощения другого.
Согласно традициям тибетского буддизма, поисковый комитет при поиске ребенка, в котором воплотилось сознание умершего духовного учителя, руководствуется снами, знамениями, сообщениями оракулов и пророческими видениями. В древней тибетской традиции вытягивание жребия представляет собой лишь часть процедуры поиска перевоплотившихся лам, и используется только тогда, когда все кандидаты в равной мере соответствуют требованиям, и принятие определенного решения, таким образом, осложнено.
В течение всей жизни Десятый Панчен-лама был беззаветно предан своим соотечественникам-тибетцам и находился под сильным давлением со стороны Китая. Когда в 1962 г. Панчен-лама направил петицию из 70 тыс. иероглифов Мао Цзедуну, критикуя политику китайского правительства, китайские власти осознали, что принуждение провалилось. Панчен-лама немедленно подвергся злобной кампании, начавшейся арестом, за которым последовал тхам-цинг (публичные обвинения и унижения как мера "перевоспитания"”) и тюремное заключение до октября 1977 г. в пекинской тюрьме Цинченг.
В течение всего времени заключения о судьбе Панчен-ламы не сообщалось абсолютно ничего. Никто в Тибете не знал, жив он или нет, до 26 февраля 1978 г., когда агентство "Новости Нового Китая" сообщило о его появлении на пятом Национальном комитете Китайского политического консультативного собрания в Пекине.
24 января 1989 г. он осудил китайское правление в Тибете, утверждая, что оно принесло тибетскому народу больше разрушений, чем пользы. Таинственная и неожиданная смерть Панчен-ламы всего четыре дня спустя после этой речи, вызвала многочисленные домыслы и слухи. Его вспоминают как ламу, непонятого историей и как одного из самых мужественных критиков режима Мао.
Когда в Тибетской администрации узнали о смерти Десятого Панчен-ламы, немедленно были начаты действия по поиску перевоплощения. В 1991 г. гадание показало, что перевоплощенец Панчен-ламы родился в Тибете. Далай-лама несколько раз обращался к китайским властям с просьбой позволить ему принять участие в поиске перерождения.
В день, когда Будда впервые даровал учение Калачакры, Его Святейшество Далай-лама официально объявил шестилетнего Гедюна Чоки Ньиму перевоплощением Десятого Панчен-ламы.
Возвращаясь к запросу министра иностранных дел Новой Зеландии Фила Гоффа, то, как он заявил, ему не удалось встретиться и с четырьмя другими тибетскими политическими узниками - двумя буддийскими монахами и двумя монахинями, арестованными китайскими властями по обвинению в "подрывной деятельности". Одна из них была в первый раз приговорена к 9 годам тюремного заключения в 1989 г. за участие в мирной демонстрации в поддержку независимости Тибета. В 1993 г. срок заключения был ей продлен еще на 8 лет за сочинение в тюрьме песен "сепаратистского" содержания. Другая монахиня, осужденная в 1993 г., отбывает 21-летний срок заключения.
В Китае, который глава МИД Новой Зеландии посетил по приглашению своего китайского коллеги Тан Цзясюаня в рамках двустороннего диалога по проблеме прав человека, Фил Гофф, по его словам, поднял вопрос о религии, "которая по-прежнему жестко контролируется государством" в Тибете. Как сказал Гофф, он призвал китайские власти к возобновлению диалога с Далай-ламой, проживающим с 1959 г. в эмиграции в Индии. Однако этот призыв пока остался без ответа со стороны Пекина, который продолжает считать тибетского духовного лидера "сепаратистом".