Отчаявшись найти заинтересованность у власти и деньги у бизнеса, дальневосточная наука готова продавать свои разработки всему миру. Впервые самостоятельным привлечением иностранных инвестиций в науку руководство ДВО РАН занялось два года назад. Результат не заставил себя ждать. Спустя полтора года ДВО РАН подписало сразу два соглашения о сотрудничестве - с административным комитетом Харбинской зоны промышленности и новых технологий КНР и административным комитетом Харбинской зоны технико-экономического освоения. Причем ученым удалось впервые отойти от традиционных "просто знакомств и дружественных связей" к конкретике: найти прямой выход на китайских бизнесменов-инвесторов.
Ольга Новикова, руководитель инновационно-аналитического отдела:
"Иностранцы постоянно проявляют интерес к проектам наших ученых, переводят на свои языки выпущенные ДВО АН сборники разработок. Но такой конкретный разговор о промышленной реализации наших проектов за счет китайских инвесторов мы ведем впервые. В апреле делегация из КНР отобрала 12 научных работ в области сельского хозяйства и биоинженерии, попросила представить на экспертизу краткие характеристики (такие мини-технико-экономические обоснования) и приступила к поиску бизнес-инвесторов. Первый этап реализации проектов намечен на сентябрь этого года".
ДОСЬЕ "Н": Инновационно-аналитический отдел ДВО РАН создан 12 октября 2000 года. Цели - кураторcтво основных направлений инновационной политики и этапов формирования инновационной инфраструктуры в ДВ регионе. В планах - преобразование отдела в структуру, отвечающую за привлечение в науку инвестиций: налаживание работы с кредитными отделами банков, Центром научно-технической информации, Приморским отделением Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и т.д.
Нетрудно догадаться, что реализовываться проекты будут на территории Поднебесной. Сразу после адаптации разработок к китайским условиям и материалам между научными подразделениями будет заключен договор о создании опытных и производственных установок. На первый взгляд, ничего лучшего нашим ученым нельзя и пожелать: они нашли инвесторов, которые помогут реализовать апробацию технологий и дадут возможность неплохо подзаработать. Но даже если не принимать во внимание пустые сетования на то, что "вот, опять все уходит за границу", не все так гладко.
Первая проблема, с которой ученые столкнутся на территории Китая, - защита прав на интеллектуальную собственность. Вернее, ее отсутствие. В КНР закон защите прав интеллектуальной собственности - понятие весьма зыбкое. Впрочем, об этом больше тревожатся местные чиновники и предприниматели, самих ученых эта проблема волнует меньше всего. Потому как у них появилась возможность реализовать свои достижения на практике, что в России в нынешних условиях сделать практически невозможно. Почему?
До сих пор местные бизнесмены предлагают ученым свои правила игры: соглашаются выделять деньги только при наличии четкого бизнес-плана по реализации имеющейся технологии. Требуют гарантий быстрой окупаемости и прибыльности проектов. Их можно понять: времена такие, оборотные средства - главный дефицит. И работать с "дальним прицелом" рискуют не многие. К тому же на большинство разработок нужны инвестиции в миллионы долларов - у основной массы заинтересованных таких средств просто нет. Многие готовы стать пайщиками, но... Промежуточной структуры, которая смогла бы аккумулировать деньги из разных источников и пускать их в работу, просто нет. Ученые же считают, что создание такой структуры - не их забота. Чья? Как минимум - краевых властей, у которых хватает денег на популистские "гранты в поддержку науки", а вот на поддержку хотя бы одного большого проекта - увы.
Павел Гордиенко, доктор технических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института химии ДВО РАН:
"Я уже семь лет занимаюсь поиском инвестиций для разработок нашего института. И понял, что дело это весьма неблагодарное. Сколько раз мне приходилось объяснять одно и тоже так называемым инвесторам. Вот, например, мы научились получать из рисовой шелухи диоксид кремния. Проект уникальный, потому как до него был известен кремний только минерального происхождения. Наш же "растительный" кремний не только получается из сырья, которое буквально валяется под ногами. Он, ко всему прочему, намного качественнее и чище минерального, в нем меньше лишних примесей. Его можно использовать при создании солнечных батарей, в суперсовременной микроэлектронике. Технология сможет окупить все затраты не только на ее производственное внедрение, но и на выращивание рисового зерна. И как бы я ни расписывал этот проект, инвесторов до сих пор найти не могу. Потому как не могу написать под разработку бизнес-план, обеспечить гарантии". . В том, что ученый не может составить бизнес-план, его вины нет. Он этим и не должен заниматься.
Павел Гордиенко:
"Китайским инвесторам не надо объяснять, что для бизнес-плана необходимо иметь на руках готовую разработку, доработанное ноу-хау, результаты опытных испытаний и рабочий проект. Они прекрасно понимают, что, вкладывая большие деньги в наши разработки, они в результате получат нечто большее, не предусмотренное документальными формальностями. И это никуда не денется, а будет работать на благосостояние их страны".
Оттого в составе китайских делегаций - не только бизнес и наука, но и представители государственной власти. И те самые "промежуточные структуры" - технопарки, зоны технико-экономического освоения - создаются ГОСУДАРСТВОМ. Это ЕГО ИНТЕРЕС. У нашего он когда-то тоже был - еще каких-нибудь 20 лет назад государство прекрасно понимало, что без опытных производств науке не выжить, и предоставляло возможность реализовывать свои идеи на практике. Когда оно отстранилось от науки, его нишу новоиспеченные бизнесмены заполнить не смогли. Зато появились охочие до новых технологий иностранцы. И ученые, уставшие безуспешно ходить по отечеству с протянутой рукой, поняли - это выход. Возможно, единственный.
Способ привлечения в науку инвестиций при помощи биржи был рожден приморскими учеными в середине 90-х, когда ДВО РАН переживала острый финансовый кризис. Проблема была в том, что в мире до сих пор отсутствуют понятия "интеллектуальный товар" и "рынок интеллектуальной продукции", который мог бы формировать цены на товар. Но если рынка нет, значит, надо его создать, решили в Институте проблем морских технологий (ИПМТ ДВО РАН). Для начала ученым пришлось уяснить одну простую вещь: чтобы научиться продавать товар, надо научиться работать с деньгами. И они санкционировали эксперимент Центробанка России и Дальрыббанка по созданию в ДВ регионе Межбанковского расчетного центра (МРЦ) и клирингового банка. Результат превзошел все ожидания: удалось не только наладить систему, но и испробовать на практике разработанные приморскими учеными новые банковские технологии, за счет которых можно усовершенствовать, ускорить и увеличить оборот денежных средств в три раза.
Вторым этапом на пути к бирже стал созданный при МРЦ Фонд развития науки и новых технологий, который за счет поступаемых в него от работы расчетного центра средств позволил наладить систему создания пилотных предприятий для апробации разработок и технологий на производственных установках. Одновременно ученые приступили к исследованиям технологий сбора, экспертизы информации и созданию информационной базы, в которую должны войти сведения о всех разработках институтов ДВО РАН. Осталось только научиться составлять бизнес-планы и продавать их потенциальных предприятиям. И если с составлением бизнес-планов было все понятно, то организация поиска покупателей оставалась под вопросом. Но выход из положения был найден быстро - благодаря очередным иностранным охотникам за российскими учеными. Как оказалось, заниматься поиском покупателей ученым не обязательно, этим могут заняться другие люди. Например, биржевые брокеры. Вот тут-то и родилась идея создания ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БИРЖИ, через которую каждый может купить или продать любой товар от науки: разработку, специалиста, технологию или даже идею.
По мнению авторов проекта, биржа на сегодняшний день является единственным надежным способом торговли и продвижения интеллектуального товара. Только она сможет сформировать под него рынок и заработать на этом деньги. Организовать ее работу планируется по образцу Лондонской биржи металлов: заказчик заключает с биржей фьючерский контракт (контракт о намерении продать или купить), в котором указывает, какую разработку, технологию он хочет реализовать либо приобрести. В контракте оговаривается все до мелочей: какими техническими условиями и особенностями должен обладать товар и т.д. Заказчика не должно волновать, кто и откуда этот товар предоставит, главное - чтобы он соответствовал заказу. Именно из этих соображений биржа должна стать международной. Приобретенный товар доставляется на виртуальный биржевой склад. И хранится там до тех пор, пока заказчик не предъявит свидетельство о том, что деньги перечислены поставщику.
Проект, на первый взгляд, фантастический. Но авторы уверены, что он будет реализован в ближайшие пять лет. Для этого у них есть все ресурсы: интернет, мощный коммуникационный центр, МРЦ, патентный отдел, правовое юридическое обеспечение, маркетинговый отдел (инновационно-аналитический отдел ДВО РАН). И не важно, будут ли в нем участвовать местные бизнесмены или представители действующей власти. Главное, что ученые смогут полностью реализовать себя в бизнесе и неплохо при этом заработать, уже не вникая в проблемы российской экономики. И если у нашего государства не найдется денег на покупку интеллектуального товара, то его купят иностранцы. Что они, впрочем, с успехом делают и сегодня.