главная

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
опроекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранныестатьи

Экономика

"Индия будет сильнее России?"

Россия осуществит гигантские поставки самолетов и кораблей в Индию, но ее собственный военный потенциал деградирует. Есть ли надежда? Корреспондент "Вести.Ru" Дмитрий Старостин беседует с заместителем директора Центра анализа стратегий и технологий Максимом Пядушкиным. 

5июня министр обороны и иностранных дел Индии Джасвант Сингх заявил, что общая сумма контрактов на поставку в Индию российских вооружений и военной техники достигла 10 миллиардов долларов. Эта цифра даже по мировым масштабам огромна. Из чего она складывается?

- Насколько я понимаю, здесь речь идет о сумме портфеля заказов по контрактным обязательствам, которые Россия имеет перед Индией. Достоверно известно, что в декабре 2000 года Россия с Индией подписали контракт стоимостью примерно 3,3 миллиарда долларов по лицензионному производству истребителей Су-30МКИ. Соответственно, 30 процентов суммы мы уже идентифицировали.

Далее, есть крупный контракт на поставку в Индию трех фрегатов стоимостью 1 миллиард долларов. Из этого одного миллиарда долларов 400 миллионов индусы уже выплатили, соответственно 600 миллионов остается. Есть контракт по танкам Т-90 С, стоимостью от 750 до 800 миллионов долларов, подписанный в январе 2001 года. Его выполнение еще не началось, возможно, и авансовые платежи еще не пошли.

Кстати говоря, все еще остается крупное контрактное обязательство России на поставку истребителей Су-30МКИ. Не лицензионный, а именно поставочный контракт, который был заключен еще в ноябре 1996 года. Речь идет о 8 истребителях СУ-30К и 32 истребителей СУ-30МКИ. Его ориентировочная стоимость до полутора миллиардов долларов, возможно даже больше.

В общей сложности, получается все равно меньше 10 миллиардов. Хотя были еще два неидентифицированных контракта с Индией, но их общая стоимость составляла 330 миллионов долларов. Цифра Сингха представляется несколько завышенной.

- Вице-премьер России Илья Клебанов также заявил 5 июня, что в этом году планируется заключение контракта с Индией на совместную разработку и производство военного самолета пятого поколения. Что это означает?

- Если сообщение соответствует действительности (что в случае с Клебановым не всегда бывает), то это означает очень важную вещь. Россия начала переходить от торгово-посреднической модели военно-технического сотрудничества, который предусматривает, главным образом, поставку вооружения клиентам, к качественно новой модели, которую российский ученый Геннадий Горностаев назвал кооперационно-воспроизводственной. Она предполагает совместную разработку и совместное производство систем вооружений нового поколения. Кстати, именно в рамках этой модели, кооперационно-воспроизводственной, работает Европа сейчас. Фактически уже появляется единое европейское и даже трансатлантическое военно-промышленное пространство. Россия и Индия делают сейчас первые шаги к формированию военно-промышленного пространства, альтернативного трансатлантическому. И кстати, на это военно-промышленное пространство органично наложится и качественно новое геостратегическое пространство.

- Если говорить о новом геостратегическом пространстве, то войдет ли в него Китай? Или Китай может быть только коммерческим, но не стратегическим партнером?

- Я не очень понимаю, или вообще не понимаю, что такое стратегические партнеры. Я бы сказал так, что если говорить о военно-техническом сотрудничестве, то Китай тоже является для России интересным и перспективным партнером по созданию единого военно-промышленного пространства.

Но Индия гораздо более привлекательный для России партнер, она вообще практически идеальный партнер, потому что у военно-технических связей с Индией у России практически отсутствуют военные риски. А вот в отношении Китая такие военные риски есть. Хотя Китай более привлекателен в том смысле, что у него гораздо больше валютно-финансовых резервов.

- Илья Клебанов также заявил 4 июня, что Россия и Индия собираются разрабатывать и производить многофункциональный военный транспортный самолет. Здесь была уже названа конкретная фирма, конструкторское бюро Ильюшина. О каком самолете здесь идет речь, и в состоянии ли КБ Ильюшина эффективно участвовать в такого рода проекте?

- Да, я думаю, что можно с уверенностью говорить о том, что КБ Ильюшина справится с такого рода проектом, потому что оно обладает компетенцией и опытом в области строительства и разработки военно-транспортных самолетов. Основной военно-транспортный самолет России сейчас - это Ил-76, именно ильюшинский самолет. Лучшим, по всей видимости, КБ, которое разрабатывало военно-транспортные самолеты в СССР, было Антоновское. Но оно больше не является российским, оно украинское.

Россия нуждается в том, чтобы наращивать свои мощности научные и промышленные, чтобы иметь независимый полюс разработки и строительства военно-транспортных самолетов. Дело в том, что основным заводом, на котором базировалось Ильюшинское КБ, был Ташкентский завод. А значит, серийное производство ИЛ-76 тоже находится за пределами России. Поэтому перед Россией стоит задача финансово помочь Ильюшинскому КБ, чтобы сохранишь национальную школу строительства военно-транспортных самолетов, и предпринять некие усилия для перевода серийного производства ильюшинских самолетов на российские заводы, в Воронеж, Самару или Саратов.

- Кроме того, 5 июня было сообщено, что к концу 2001 года Россия и Индия собираются подписать пакет контрактов, связанных с продажей Индии российского авианесущего крейсера "Адмирал Горшков"...

- Это очень сложная сделка. Она предусматривает, во-первых, практически бесплатную по цене металлолома передачу корабля Индии, во-вторых, мобильные контракты на модернизацию корабля, замену его ракетного вооружения. Еще один контракт из пакета - это авиагруппа и, видимо, создание наземной инфраструктуры.

- Где сейчас находится "Адмирал Горшков"?

- Сейчас он находится, скорее всего, в Северодвинске, на "Севмашпредприятии", и готовится к прохождению модернизации. Возможно уже начались работы по модернизации. Вообще первые разговоры о возможной передаче "Адмирала Горшкова" возникли в 1997 году. Когда-то в России было 4 таких корабля. Они назывались, по российской квалификации, тяжелые авианесущие корабли.

- А другие как назывались?

- Кроме "Адмирала Горшкова", который в советское время назывался "Баку", были еще "Киев", "Минск" и "Новороссийск". По причинам, которые лично для меня остаются загадочными, эти три корабля были проданы в Южную Корею и Китай по цене буквально в несколько миллионов долларов. На одном из этих кораблей китайцы сделали развлекательный парк.

- Общеизвестно, какую роль в морской стратегии Соединенных Штатов традиционно играют авианосцы. В чем причина того, что Россия, как Вы только что описали, отказывается от таких кораблей?

- Нужно отметить, что даже в советское время Россия не строила авианосцев. Авианосцы предназначены для проецирования силы, т.е. для нанесения ударов по наземным объектам за океаном или за морем. Советские авианесущие корабли класса "Кузнецов должны были выполнять задачи прежде всего авиационного прикрытия наших корабельных группировок.

Что же касается причин отказа от таких кораблей, то они преимущественно экономические. Россия сейчас уже просто не в состоянии эксплуатировать свои авианесущие корабли. Содержание и эксплуатация авианесущего корабля или авианосца - очень дорогое дело. Есть информация о том, что годовая стоимость и эксплуатация американских авианосцев атомных достигает примерно 3 миллионов долларов.

В России после продажи "Адмирала Горшкова" останется только один авианесущий корабль - это "Адмирал Кузнецов", бывший "Тбилиси", бывший "Брежнев". В 1995-1996 годах он совершил один поход в Средиземное море и с тех пор выходит только в небольшие плавания.

- А сколько таких кораблей у американцев?

- Тринадцать авианосных групп. Но бессмысленно сопоставлять страны, у которых ВВП различается на два порядка… Кстати, на момент распада Советского Союза на стапелях в Николаеве в 75-процентоной готовности находился авианесущий корабль "Варяг", который в конце концов продали в Китай. И в 17-процентной готовности был авианосец, первый наш авианосец "Ульянов", который должен был иметь уже атомную энергетическую установку и паровую катапульту, т.е. мог бы нести уже не только истребительную, но и ударную авиацию. Его разрезали…Советскому Союзу не хватило 5-6 лет, чтобы стать полноценной авианосной державой.

- Россия также собирается продать Индии три новых фрегата и подводные лодки класса "Амур". Интересно, как после всех этих поставок будут соотноситься между собой российский и индийский флот?

- Здесь сомнений больших быть не может. Россия - страна деградирующая, к сожалению. Индия - страна растущая, страна XXI века, которая уже считает Индийский океан своим внутренним озером, это стратегическая концепция Индии. Экономический потенциал Индии уже сейчас превышает российский потенциал. Военный бюджет Индии больше военного бюджета России. Интенсивный рост военно-морского флота Индии - проекция общего индийского роста, а деградация российского военно-морского флота - проекция общей российской деградации.

Утешаться можно только тем, что для Индии океан - нечто гораздо более важное, чем для России. Россия по определению - континентальная сухопутная страна Для нас военно-морской флот важен в качестве инструмента контроля экономической зоны, шельфа, к качестве аванпоста, вынесенного в океан для обороны от ударов крылатыми ракетами. Совсем другое дело Индия, которая двумя своими флангами открыта океану. 


Источник:
Вести.Ru,04 июня 2001, Дмитрий Старостин 

ВЫСКАЗАТЬСВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

 другие статьи

Индия поможет Илье Клебанову заработать $4 млрд
Военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Индии осуществляется с 1960 года. За это время было подписано контрактов на сумму более $35 млрд

Клиент всегда прав
Индийская борьба с коррупцией отзовется на российском ВПК
В этот раз повышенное внимание российской стороны будет приковано к последствиям беспрецедентного коррупционного скандала в Дели, приведшего в марте к отставке прежнего министра обороны Джорджа Фернандеса, большого друга России, и ударившего по всей системе военно-технического сотрудничества Индии с зарубежными странами.

Индия - лучший партнер России
Москва и Дели будут строить военно-транспортный самолет
В начале и середине 90-х годов Россия в основном продавала Индии готовые вооружения. Затем Дели стал заказывать российским оружейникам технику по новым, уникальным проектам.


 

новостина английском

радиона английском

 азиатская


Rambler's Top100 

 © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz