Визит японской экономической федерации Кейданрен в Россию продолжался несколько дней и завершился8 июня встречей с президентом России Владимиром Путиным, российскими правительственными чиновниками и парламентариями. Кейданрен отрядила в Москву 200 своих членов, а кабинет министров Японии благословил эту поездку, придав делегации Кейданрен статус правительственной.
Стоит напомнить, что визит проходил на фоне некоторой неопределенности, повисшей между Москвой и Токио после недавней публикации в газете "Иомиури" интервью российского посла в Японии.
Возможность передачи Россией Японии как минимум двух из четырех спорных островов широко обсуждалась в обеих странах и даже породила несколько скандальную атмосферу.
Ни слова о мире
Тем не менее, по сведениям из японских журналистских кругов, в течение всего визита представителей Кейданрен в Россию о мирном договоре и территориальном споре не говорилось ни слова.
Подводя итоги визита, председатель Японской экономической федерации и одновременно руководитель металлургического концерна Ниппон Стил Такаси Имаи, также затрагивал эти проблемы только в ответах на вопросы журналистов.
В основном же Такаси Имаи говорил о том, что ему понравилось стремление российского президента к проведению либеральных реформ и созданию благоприятной среды для инвестиций.
Дело в том, что, несмотря на весь прогресс в российско-японских отношениях за последние пять лет, две страны до сих пор не вышли на уровень товарооборота времен Советского Союза.
Японцы по-прежнему боятся вкладывать деньги в российскую экономику, и в недавнем прошлом получили новые поводы для беспокойства. Проблемы с их капиталовложениями в отель на Сахалине и автомобильный завод КАМАЗ, правда, не сравнимы с более или менее успешными японскими инвестициями в сырьевые отрасли, но вполне способны отпугнуть желающих вкладывать деньги в Россию.
Чего не было в послании премьера президенту?
Впрочем, примечательны в пребывании Кейданрен в России именно политические нюансы этого визита. Японцы передали Владимиру Путину личное послание нового японского премьера Дзюньитиро Коидзуми. И в нем тоже нет никаких упоминаний территориальной проблемы или необходимости заключения мирного договора. Это выглядит крайне необычным на фоне четкой линии предшественников Коидзуми - Рютаро Хасимото и Иосиро Мори - на решение политических вопросов.
И здесь может быть как минимум два варианта объяснения того, почему давление Токио на Москву неожиданно снизилось. Либо японские официальные круги знают о намерениях российского руководства что-то такое, что вселяет в них надежду на возвращение территорий и, соответственно, считают давление неуместным и даже вредным.
Либо новый премьер Японии решил до персонального знакомства не портить отношений с Путиным и вообще идти к решению вопросов через экономику, и, кстати, Россия не раз заявляла о предпочтительности именно такого хода событий. Но ответ на эти догадки может быть получен довольно скоро - вероятно, на встрече большой восьмерки в Генуе состоится личная встреча Путина и Коидзуми, и дальнейшие планы этих лидеров в вопросах межгосударственных отношений после этого знакомства станут яснее.