Российские военные корабли к 2004 году окончательно покинут Индийский океан
Москва впервые официально объявила о возможности ликвидации российской военно-морской базы Камрань во Вьетнаме.6 июня МИД России распространил заявление замминистра иностранных дел Александра Лосюкова, который сообщил, что «российская сторона может отказаться от дальнейшего использования базы после истечения срока ее аренды в 2004 году». Понятно, что «чистосердечное признание» МИДа отнюдь не случайно совпало по времени с визитом в российскую столицу шефа вьетнамской дипломатии Нгуен Зи Ниена. На переговорах в Москве стороны в очередной раз пытались преодолеть давние разногласия, касающиеся деликатной сферы военно-технического сотрудничества (ВТС). И в очередной раз столкнулись с тем, что термин «стратегическое партнерство», который в своих взаимоотношениях активно используют и вьетнамцы, и россияне, каждая из сторон понимает по-своему.
«Проблема Камрани» омрачает взаимоотношения Москвы и Ханоя уже на протяжении по меньшей мере трех последних лет. Во время официального визита во Вьетнам российского министра обороны Игоря Сергеева осенью 1998-го для нашей делегации стало полной неожиданностью предложение минобороны СРВ «пересмотреть условия аренды базы Камрань». Неожиданность эта была тем более неприятной, что до этого по условиям действовавшего еще с 1979 года договора национальный военно-морской флот пользовался базой совершенно бесплатно. Теперь же Ханой настаивал на том, что аренда Камрани будет обходиться России примерно в 200 млн долларов ежегодно, плюс к этому Москва должна погасить астрономический долг за бесплатное пользование бухтой с 1991 года. Причем цифру 200 млн долларов наши прагматичные азиатские союзники взяли отнюдь не с потолка: выдвигая свои условия, Ханой ссылался на «кубинский прецедент» -- именно столько Москва выплачивает Гаване за аренду центра радиоэлектронной разведки в Сьенфуэгосе. Впрочем, российская сторона никогда не признавала камраньского долга и принципиально отказывалась говорить о каких-либо конкретных цифрах. Даже во вчерашнем официальном заявлении г-н Лосюков ограничился крайне расплывчатыми формулировками: «Если уж платить большие деньги за аренду этой базы, то встает вопрос, а оправданны ли будут такие затраты».
Кстати, по сведению высокопоставленных военных источников газеты «Время новостей», заявление МИДа о возможности ликвидации военно-морской базы во Вьетнаме лишь отчасти является пропагандистским элементом «большой игры» с Ханоем. В рамках проводящейся военной реформы Кремль жестко потребовал от всех видов Вооруженных сил «поумерить свои аппетиты». И хотя главкомат национального ВМФ до последнего момента настаивал на том, что Камрань флоту совершенно необходима, поскольку только эта база обеспечивает возможность присутствия российских боевых кораблей в Индийском океане и зоне Персидского залива, рано или поздно адмиралам, видимо, придется сдаться. Камрань -- слишком дорогая «игрушка» для флота, который практически перестал выходить в дальние походы. Эта крупнейшая зарубежная база российского ВМФ включает в себя два мощных причала для кораблей и подлодок, около 30 береговых складских помещений с полной инфраструктурой жизнеобеспечения -- электроподстанцией, установкой водоснабжения и т.д., а также взлетно-посадочной полосой для любых типов самолетов, которую -- даже после того как ее персонал был сокращен почти на порядок -- обслуживают до 500 российских военнослужащих.
Москва между Ханоем и Пекином Завершился визит в Россию министра иностранных дел Вьетнама Нгуена Зи Ниена. В современных российско-вьетнамских отношениях гораздо больше проблем, чем показателей сближения.