Китайская поговорка гласит: человек без улыбки не должен открывать магазин. И представленный Москве образ Пекина просто лучится добродушием: улыбается девушка с рекламного щита, смеются циркачи, гогочут нарядные малыши. Улицы кишат модными студентами, воркующими влюблёнными, дурачащимися актёрами. Ба, да они тоже люди: несмотря на режим любят жизнь, делают пирсинг, строят небоскрёбы, – наверное, те же мысли вызывал перестроечный Парк Горького у иностранцев.
Пекин щеголяет хай-тековскими новостройками. Перед фасадом офисной башни – непременная концептуальная скульптура. Не Пекин, Франкфурт какой-то… Но рядом со стеклобетонными монстрами – живая природа. Вот нахальные голуби насели на маленькую девчушку, а вот резвятся мохнатые панды... В парке занимаются «ушу» пенсионеры.
Богато представлен традиционный Пекин: волнистые крыши, реконструированные улочки, красные фонарики на бульварах. Обезоруживают упоительно живописные панорамы Великой Китайской Стены: она теряется в тумане, утопает в снегу, искрится на солнце.
Итак, пекинец обожает детей, ладит с природой, души не чает в театре и не порывает с традициями. Спортивен, игрив, оптимистичен. Нам показывают своего рода ВДНХ, витрина для интуриста с улыбчивыми пионерами, счастливыми комсомолками, историческими достопримечательностями и хай-тековским лоском. Те, кто бывает в Китае наездами, поражаются, как быстро меняется страна. Аэропорты, дороги и прочие традиционные позорища с головокружительной скоростью обретают европейскую респектабельность. Сплошной позитив и никаких контрастов.
Хотя на самом деле их в Пекине хоть отбавляй: массивы «хрущoб» на окраинах, тупиковые достижения национальной технической мысли, партийно-милитаристские культмероприятия... Но все это для внутреннего пользования.
Представленные работы выполнены не только китайцами, но и фотографами из США, Японии, Италии, Сингапура, Польши. Однако подбирали их всё же китайские товарищи. И кое-где явно перегнули палку. На одном из фото компьютеров столько, что яблоку негде упасть. На другом улыбчивые девушки склонились над ноутбуком. Между тем «железо» в Китае, конечно, дёшево, но телефонные линии никуда не годятся, так что компьютеризация топчется на доинтернетовском этапе...
О политике, кажется, тоже почти ничто не напоминает. Разве что в работе китайского фотографа Тэн Кэ фоном для прикинутой по-европейски пигалицы служит красная стена мавзолея с портретом Мао. Или еще перл: грандиозный праздник с фейерверком и уморительная подпись: «Вечерние гулянья на площади Тяньаньмэнь». В некоторых композициях попадаются до боли знакомые красные плакаты, но там всё по-китайски, да и мавзолей Мао воспринимается скорее как туристическая достопримечательность. Китайцы явно не собираются пугать остальной мир левацкой дикостью и гордятся атрибутами западного образа жизни, которыми может блеснуть Пекин. Тем более что под иноземные изыски подведена мощная база древней культурной традиции: городу-витрине – около 3000 лет.
Источник: Газета.Ru, 18 июня 2001, Андрей Субботин