Одна из целей создания "Шанхайской организации сотрудничества" - совместная борьба с уйгурским сепаратизмом.
14 июня сего года "Шанхайская пятерка" пополнилась еще одним государством, превратившись в "Шанхайскую организацию сотрудничества". "Шестеркой" назвать не могли: во-первых, по-русски это звучит весьма двусмысленно, во-вторых, сообщество открыто для желающих вступить в него на определенных условиях. Министр обороны России Сергей Иванов сообщил журналистам, что желающих уже предостаточно, и даже США "просятся наблюдателями".
Союз шести государств: России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана - не только политический и экономический, но и оборонительный, созданный не столько в пику новым американским инициативам по ПРО, сколько ради совместного противостояния исламскому сепаратизму.
Высокопоставленные китайские политики еще в 1996 году назвали проблему Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) КНР самой большой угрозой территориальной целостности страны. Отметим - не существование на острове Тайвань второго китайского государства, не пассивное сопротивление тибетцев, а планы создания нового государства Уйгурстан (Восточный Туркестан) на территории Китая, Казахстана, Киргизии, Узбекистана.
Эти планы отнюдь не химеричны. В КНР насчитывается семь миллионов мусульман-уйгуров, в странах Центральной Азии - около полумиллиона. В 1996 году в Стамбуле прошел Всемирный уйгурский курултай, участники которого практически единогласно поддержали резолюцию о "чеченском варианте" как наиболее приемлемом для решения уйгурской проблемы.
Вследствие этого решения разрозненные партизанские отряды на территории СУАР были объединены в Исламское движение Восточного Туркестана (ИДВТ). Вот уже пять лет ИДВТ, имеющее разведку, органы управления и мобильные отряды ведет вооруженную борьбу с Китаем. Действия боевиков ИДВТ координируются из штаб-квартиры в Кандагаре и оплачиваются Усамой бин Ладеном через фонд "Байт-ул-мол". Тренировочный лагерь уйгурских сепаратистов содержится правительством "Талибан" и находится у города Пагман, провинция Кабул.
В последние годы отмечена активность уйгурского подполья на территории стран СНГ, поскольку лидерам ИДВТ необходим надежный плацдарм для борьбы против Китая. Идеальная ситуация создалась бы для них в случае прихода к власти в Центральной Азии исламистов. Значительные денежные суммы получили лидер узбекских исламских радикалов Тахир Юлдашев и лидер казахстанской организации "Объединенный национально-революционный фронт Восточного Туркестана" Юсупбек Мухлиси.
"Чеченский вариант", принятый исламскими сепаратистами за образец, не устраивает руководство стран "Шанхайского сотрудничества", а посему мы в ближайшее же время станем свидетелями координации их усилий в военно-политическом сотрудничестве.
Источник:
Вести.Ru,
17 июня 2001, Вениамин Гинодман