Китаянка, японка и русская встретились в залах музея Востока. Это вовсе не начало анекдота, а история про трех дам, приятных во всех отношениях.
Выставочные залы музея Востока подверглись массированной оккупации. Впрочем, оккупанты самого безобидного свойства - три дамы, приятные во всех отношениях. Японская, китайская и русская художницы представили московской публики две выставки.
Первая из них - "Танки вдвоем". Танки, опять-таки, не из милитаристского арсенала, а из поэтического: речь идет о жанре японской поэзии, классических пятистишиях. Фотохудожница из Владивостока Светлана Маковецкая и японская художница Макино Миеко, познакомившиеся в Японии, обнаружили полное совпадение мироощущений. Этот факт и воплотился в их совместной выставке - симбиоз светописи и цветописи положил начало сотворчеству (в пресс-релизе все три слова, разумеется, написаны с большой буквы).
Выставка представляет собой нечто среднее между интерьером и инсталляцией в японском стиле. Автор - г-жа Миеко, мастер пространственных композиций. Полотна ткани, драпирующие неуместную музейную люстру, плетеные ширмы, кимоно, бумажные зонты, бамбук, светильники из бумаги васи. По замыслу кураторов, все это должно символизировать "философский склад мышления художницы, ее лирический настрой". Может так оно и есть, хотя интерьер Макино Миеко располагает скорее к релаксации, нежели к поискам философского начала.
По стенам кроме хитрых дырчатых тканей, отбрасывающих сложную тень при малейшем дуновении воздуха, и прочих сугубо японских предметов, развешаны фотографии Светланы Маковецкой. Они тоже про Японию: в пресс-релизе сказано, что она стремилась показать Японию так, чтобы удивились сами японцы. Снимает Маковецкая с помощью монокля (специальной линзы ручной работы), что дает эффект размытой живописи в духе импрессионизма. Трудно сказать, насколько ей удалось удивить японцев, я же, как зритель, лишенный восточного бэкграунда, могу сказать, что фотографии бессюжетны, монохромны, созерцательны, и неплохо вписываются в общую лирическо-поэтическую атмосферу.
В соседнем зале выставка еще более поэтичная: там расцвели пионы, расселись по веткам птички, мелькают глазки да лапки. Сорок цветочных композиций китаянки Мэй Чженьжун выполнены в традиционной китайской технике гохуа - рисунки тушью и акварелью по шелку и рисовой бумаге. Техника эта требует определенной виртуозности: композиции создаются без предварительных набросков, любое неверное движение, и рисунок испорчен. Собственно, виртуозностью художественные достоинства экспозиции и исчерпываются. В остальном все банально, очень цветасто, местами даже аляповато.
Обе выставки разочаровывают - претензий много, а настоящего Востока мало. Культура, завораживающая Запад своей изысканностью, строгостью, таинственностью, теперь по большей части доходит до нас в некоем суррогатном виде, сильно адаптированном к европейскому вкусу.
Выставка "Танки вдвоем" продлится до 13 июля, "Пионы Китая" - до 16 июля (Никитский бульвар, 12а).