В КНДР проведено наземное испытание двигателя баллистической ракеты. Вашингтон по этому поводу не скрывает своей радости. Северокорейский лидер Ким Чен Ир за словом в карман не лезет. Главное, спровоцировать его на такое слово, которое было бы полезно при создании национальной противоракетной обороны США. 17 февраля, на следующий день после национального праздника КНДР - дня рождения Кима - госдеп США выступил с официальным заявлением, в котором лидер был назван диктатором, с которым Вашингтон намерен обращаться крайне жестко.
Ким Чен Ир ответил, что намерен отменить мораторий на создание баллистических ракет. И что к 2005 году эти ракеты смогут достичь любой точки США.
Напоминаем, что по договору 1994 года США обязались построить для КНДР две АЭС. В связи с чем КНДР взяла на себя обязательство заморозить программу создания баллистических ракет большого радиуса действия (до 5 тыс. км). Поскольку американцы до сих пор не начали строительства обещанных реакторов на легкой воде, то 31 августа 1998 КНДР провела испытание многоступенчатой ракеты "Тэпходон-1".
Существуют три версии этого события. Сеул считает, что испытывалась только ракета, Вашингтон - что была предпринята неудачная попытка вывести на орбиту спутник. Пхеньян гордо заявил, что попытка оказалась весьма успешной: "Спутник "Светлая звезда" совершил уже более 100 витков вокруг Земли, продемонстрировав потенциал Северной Кореи, который ускоряет развитие в космосе в надежде на прочность и продвижение науки и технологии страны". Если спутник и начал летать вокруг планеты, то он был каким-то абсолютным невидимкой.
Факт возобновления северокорейской ракетной программы сильно взволновал клинтоновских демократов. И в 1999 году они начали отчаянный дипломатический штурм Пхеньяна. В конце концов, не начав строительства АЭС, сумели прельстить Кима массированной торговой и экономической помощью. Голодающий Пхеньян снова отказался от ракетной программы.
Однако это противоречит принципу строительства НПРО. И в конце марта республиканский госдеп выступил с новой провокацией, заявив в иносказательной форме о том, что США поручают Японии роль жандарма в своем регионе. Ким ответил еще резче, чем месяц назад: "Если американские империалисты хотят войны, мы ответим тысячекратно".
Этого Вашингтону показалось мало. В конце июня в воздушном пространстве Южной Кореи прошли маневры с участием более 400 американских самолетов. Как утверждает северокорейское агентство ЦТАК, "подобные действия нельзя расценить иначе, как подготовку к превентивному удару по территории КНДР и ее стратегическим объектам".
Вполне понятно, что "подготовка к войне" возобновилась. На прошлой неделе американские шпионские самолеты, которые с начала лета резко активизировали свою деятельность в сопредельном с КНДР пространстве, зафиксировали наземное испытание двигателя ракеты "Тэпходон". Спецслужбам США не удалось установить, был ли это старый двигатель, который постигла неудача в 1998 году, или же какая-то новая более совершенная разработка. Шпионские камеры зафиксировали лишь участок выжженной земли на ракетном полигоне.
Официальный представитель госдепа Ричард Баучер прокомментировал этот факт с плохо скрываемой радостью: озабоченность Белого дома вызывает лишь то, что таким образом корейцы наносят себе экологический вред. В то же время Вашингтон не склонен считать наземное испытание нарушением моратория. То есть, давайте, ребята, вперед, насолите нам покрепче!
В связи с этим необходимо вспомнить, как совсем недавно президент Южной Кореи очень резко высказывался по поводу выхода США из договора по ПРО. Да и широкие южнокорейские массы 10 мая встречали в Сеуле агитатора за НПРО - заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа - бурными демонстрациями и тухлыми яйцами. В Южной Корее понимают, насколько опасно ковыряться палкой в северокорейском муравейнике. Если создание "Тэпходона" - дело непонятно какого будущего, то ракет средней дальности "Нодон" и 500-километровых "Скадов" у Пхеньяна более чем достаточно.
Что же касается угрозы, от которой Вашингтон намерен защищаться антиракетным зонтиком, то она явно преувеличена. Если "Тэпходон" и будет когда-нибудь доведен до ума (в этом десятилетии, по мнению экспертов, такого не произойдет), то он сможет долететь только до Аляски. Северокорейская ракета, способная достичь любой точки США, - это вопрос весьма гипотетический, если учитывать нынешнее состояние финансовых и прочих ресурсов КНДР. Иначе Вашингтон так энергично не провоцировал бы товарища Кима.