Посол России в Китае Рогачев сообщил, что "Пекин поддержал предложения Москвы об обсуждении вопросов стратегической стабильности в формате "пятерки" Совета Безопасности ООН", - передает "Интерфакс".
Комментарий: Напомним, что предложение было озвучено Путиным во время переговоров с президентом Франции Шираком в начале июля. Тогда источники РИА "Новости" предположили, что первым, кто позитивно отреагирует на предложение, будет Китай - этот вопрос станет одним из предметов обсуждения на встрече Путина с председателем КНР Цзянь Цзэминем.
СМИ перед российско-китайскими переговорами высказывают различные мнения по поводу взаимоотношений между двумя странами. Причем тон комментариев достаточно сдержанный: СМИ как-то даже печально описывают, кто какую роль играет в рамках партнерства, и представляют примерный расклад сил на перспективу. То есть без "надрыва". Эффект достигается фразами типа: "в геополитическом плане", "в ближайшие десятилетия", "старая схема". В связи с этим возможно только одно неспешное действие - "разыгрывать карту". Но СМИ все-таки нужна большая определенность с китайской стороны, которая разрешит "двусмысленную ситуацию" и избавит от "недосказанности".
"Ъ-Власть" (10.07): "Первый лагерь объединяет представителей российского ВПК, напоминающих, что Пекин является крупнейшим потребителем нашей военной техники, а также приверженцев примаковской концепции многополюсного мира, которую, впрочем, китайцы сформулировали гораздо раньше. Сторонники этой точки зрения считают, что от долгосрочного партнерства с Китаем Россия только выиграет. В геополитическом плане она обретет возможность сколотить с Пекином антиамериканскую коалицию и шантажировать Вашингтон развертыванием собственной системы ПРО, модернизацией китайских ракетных сил стратегического назначения и продажей Китаю новейшего российского оружия.
Представители второго лагеря, напротив, предупреждают, что Китай в принципе не может быть ничьим стратегическим партнером, поскольку он самодостаточен. Что касается разыгрывания "китайской карты" в отношениях с Западом, то получится наоборот - это Китай разыграет "российскую карту" в отношениях с Западом, отведя Москве роль исполнителя китайской воли. Если рассуждать в терминах стратегического партнерства, то, по мнению приверженцев второй точки зрения, Россия может реально рассчитывать лишь на роль "младшего партнера". Таким образом, все стратегическое партнерство сведется к усиленному перевооружению Россией находящейся у нас под боком полуторамиллиардной страны, которая судя по всему намерена заместить Россию в роли сверхдержавы. Ситуация по меньшей мере двусмысленная".
ТВЦ, "Постскриптум" (07.07): "Становясь центром силы, Китай использует старую схему: два против одного. Вспомним, что в 70-е годы Китай и США подписали, так называемое Шанхайское коммюнике, в котором они говорили о необходимости бороться с СССР. Но это было тогда, во время советско-китайской вражды, когда Америка разыгрывала против нас китайскую карту. Сейчас же используется та же формула, но только игроки поменялись местами. Китай разыгрывает карту российскую, а мы - китайскую. Для Пекина мы важны, прежде всего, как прочный тыл в при непростых отношениях с США".
"Независимая газета" (04.07): "Еще больше недосказанности имеет место в отношении Китая. Прогнозируя рост напряженности и соперничества с азиатским гигантом в ближайшие десятилетия, США стремятся отдалить то время, когда Пекин обретет полновесный потенциал сдерживания против Вашингтона. Соединенные Штаты хотели бы поддерживать способность разоружающего удара по ракетным силам КНР в сочетании с противоракетной обороной для отражения его ослабленного ответного залпа. Тут действует та же неумолимая стратегическая логика, которая работала в отношении СССР в 60-е годы, когда США продвигали программы ПРО "Найк-Икс" и "Сентинел" (кстати, последнюю уже тогда частично против Китая). Для определения технических возможностей обороны Пентагон хочет вести испытания по широкому диапазону систем и элементов ПРО, чему мешают ограничения Договора 1972 г.
Что касается Китая - несомненно, что Россия очень заинтересована в развитии с ним взаимовыгодного экономического, политического и военно-технического сотрудничества. Развитие отношений с Китаем, помимо всего прочего, это важный козырь Москвы в отношениях с США, но на первом месте, безусловно, должны всегда стоять собственные национальные интересы России, в том числе и в стратегических делах. У Москвы нет обязательств по защите китайского потенциала ядерного сдерживания. Да и сам Китай не считает РФ военно-политическим союзником и четко проводит во всем свои собственные интересы (так, недавно он не поддержал резолюцию ООН с осуждением "Талибана"). Нелишне напомнить, что китайское ядерное сдерживание (ракеты средней дальности) в прошедшие тридцать лет было всецело направлено на север и в обозримый период такая направленность во многом сохранится, а московский комплекс ПРО был традиционно ориентирован прежде всего на этот ракетоопасный азимут".
"Время МН" (07.07): "Российская сторона собирается предложить всем пяти странам - постоянным членам СБ ООН запустить постоянный механизм диалога по проблемам стратегической стабильности. Отправной точкой этого диалога, в российском видении, должно стать согласие всей "пятерки" на "нулевой вариант", при котором Россия и США сократят свои ядерные арсеналы до 3 тыс. (по полторы тысячи на каждого) ядерных боезарядов, а Франция, Великобритания и Китай "будут продолжать проявлять сдержанность".
Если всем со всеми в рамках "ядерного клуба" удастся договориться, тогда к 2009 году США, в соответствии с договорами СНВ-1 и СНВ-2, демонтируют 5700 своих ядерных боезарядов, а Россия - 4500. О масштабах такого сокращения говорит то, что три других ядерных державы располагают сегодня суммарно лишь 800 боеголовками. Москва, судя по заявлению Яковенко, собирается предложить Парижу, Лондону и Пекину подписаться на пороговый предел, ограничивающийся суммарно тысячью единиц.
Не исключено, что в рамках подобной "пакетной сделки" Китай, как и другие малые ядерные державы, получит "добро" на дополнительные (к имеющимся двум с лишним десяткам) ракеты с ядерными боеголовками. А это значит, что у Москвы гипотетически может появиться возможность поставлять ракеты как на цели создания нестратегической европейской ПРО (в данном случае - противоракетные комплексы С-300), так и на "оговоренное" пополнение ядерного потенциала своего стратегического партнера".
Россия и Китай трансформируются по-разному Россия и Китай, имея к последней четверти ХХ столетия идеологически сходную социалистическую ориентацию развития, избрали принципиально различные векторы трансформации