Международный Олимпийский комитет не поддался Европарламенту - в 2008 году спортсменов отправят на площадь Тяньаньмэнь. 112-я сессия Международного Олимпийского комитета занималась выбором очередной олимпийской столицы. Принять Игры-2008 хотели пять городов с трех континентов: крупнейший мегаполис Канады Торонто, культурная столица Европы Париж, азиатские Пекин и Осака, и наконец Стамбул, расположенный сразу и в Европе, и в Азии. В принципе, выбор места проведения Олимпиады базируется, прежде всего, на степени подготовки города к организации соревнований. То есть, по идее, получают Игры те, кто может гарантировать наличие отличных стадионов, теннисных кортов, велотреков, стрельбищ, гребных каналов и прочих спортсооружений, приличных гостиниц для спортсменов, тренеров и функционеров, а также удобств для телевизионщиков, пишущих журналистов и прочих "осветителей" соревнований.
Но не все так просто. Есть еще, к примеру, негласный, но от этого не менее действенный принцип ротации Олимпиад, по которому Игры поочередно "рассеиваются" по континентам. Идея не самая плохая, поскольку она в той или иной мере способствует популяризации спорта не только в богатых Европе и Америке, но и в развивающихся странах. Правда, этот принцип часто спотыкается об относительную бедность третьего мира и невозможность обеспечить там действительно качественную организацию.
Кроме того, чиновники-олимпийцы иногда вспоминают не только об организации соревнований и своей финансовой выгоде, но и об Олимпийской Хартии - своеобразной конституции МОК. А этот документ говорит не только о спорте как соревновании, но и об общечеловеческих ценностях. Например, Олимпиады не проводятся в воюющих странах, а также в "странах-изгоях".
На этот раз проблема прав человека во весь рост встала перед Пекином. Китай - государство, которое часто и справедливо критикуют за многие нарушения в этой области. Причем среди критиков замечены не только маловлиятельные организации правозащитников, но и вполне авторитетные силы - к примеру, Европарламент. Самой населенной стране мира припоминают и смертную казнь, которую там применяют налево и направо, и отсутствие полноценной свободы совести (достаточно упомянуть хотя бы борьбу с движением "Фалуньгун"), и вопросы с Тайванем и Тибетом, регулярно осложняющие политическую ситуацию на Дальнем Востоке. Так что, несмотря на блестящую организацию соревнований, государственные гарантии и важность Китая на мировой арене, шансы Пекина до последнего момента были весьма сомнительны.
В принципе, политические сложности при выборе столицы - не новость для МОК. В далекие 80-е таких Олимпиад было две - в 1980 году в Москве и в 1984 - в Лос-Анджелесе. Ничем хорошим это не закончилось - из-за взаимных бойкотов спортсмены из соц- и каплагеря на десятилетие лишились того самого спортивного соперничества друг с другом, которое Олимпийской Хартией считается одним из основных прав человека. Если бы в этот раз Пекин не получил Игры, подобный бойкот, скорее всего, не произошел бы - времена не те. Но обстановку в мире это не улучшило бы и вполне могло подтолкнуть официальный Пекин к каким-нибудь внешнеполитическим демаршам.
Остальные четыре кандидата четко делились на две пары. Японская Осака и турецкий Стамбул в качестве фаворитов не рассматривались. Дело тут было, в первую очередь, в том, что строительство новых спортсооружений и готовность олимпийской инфраструктуры в городах пока не соответствует требованиям МОК. А выдавать лицензию на Игры авансом комитет не готов: кто его знает, что случится в ближайшие 7 лет - или ишак сдохнет, или эмир помрет, так зачем рисковать без особой нужды? Такие кандидатуры появляются на каждых выборах столицы Олимпиад. Часто такое выдвижение считается как бы предварительным: себя показать да людей посмотреть. А потом, через четыре-шесть-восемь лет бывшие аутсайдеры снова входят в игру - теперь уже всерьез.
Другая парочка - Торонто и Париж - считалась вполне реальными претендентами и совсем немного уступала Пекину. К ним не было ни организационных, ни этических претензий. Если бы МОК окончательно отказался бы от поддержки Китая, то перед функционерами встала бы сложная дилемма: Канада или Франция. В принципе, и у Торонто, и у Парижа было полным-полно плюсов, а минусы практически отсутствовали. Канадцы, к примеру, особенно противопоставляли себя Пекину: дескать, у нас все с правами человека просто прекрасно, а в городе говорят аж на 170 языках. Париж упирал на собственную славу мирового культурного центра. Оба города обещали предельное удобство для спортсменов и туристов. В ход была пущена тяжелая артиллерия в лице знаменитых спортсменов, деятелей культуры и даже видных политиков: канадского и французского премьеров Жана Кретьена и Лионеля Жоспена.
* * *
В результате оказалось, что огромная китайская делегация провела в МОК исключительно успешную разъяснительную работу. Сессия, похоже, решила, что ситуация с правами человека в этой стране, конечно, не идеальна, но не настолько ужасна, чтобы отнимать у Пекина Игры-2008. Тем более что Китай и так уже был сильно обижен в 1993 году, когда проходил конкурс городов, претендовавших на летнюю Олимпиаду-2000: там его обошел австралийский Сидней - причем, мягко говоря, при не совсем честной игре. На этот раз Пекину вернули должок: во втором туре выборов он уверенно обошел претендентов.
Игры 2008 года пройдут с 25 июля по 10 августа и, по идее, должны стать торжеством китайского спорта. В последние годы спорт считается средством улучшения имиджа Китая, в него вкладываются огромные деньги. Это дало свой результат: китайские спортсмены побеждают в самых различных видах спорта, хотя, к сожалению, столь же часто и дисквалифицируются за допинг. А поскольку, как известно, "дома и стены помогают", то в 2008 году у Китая есть великолепный шанс стать самой спортивной державой и наконец обойти в неофициальном медальном зачете мировых лидеров - США.
А МОК, возможно, столкнется в ближайшее время с новой проблемой. Демонстративный выбор неблагополучной в отношении прав человека страны может привести к сильнейшей обструкции со стороны западных стран. Впрочем, реальных инструментов давления на международную общественную организацию у США и Евросоюза не так много. Да и разбираться с этой проблемой придется уже не нынешнему президенту МОК Самаранчу, а его наследнику.
Европа не хочет отдавать Пекину Олимпиаду Всего за неделю до выборов столицы Олимпийских игр-2008, которые пройдут на сессии МОК в Москве, главный фаворит Пекин получил серьезный удар в спину.
Пекин лидирует в борьбе за Олимпиаду-2008 Выбор столицы очередных летних Олимпийских игр – процедура тонкая и специфическая, ведь прибыль от Игр достигает миллионов долларов.
Стамбул и Осака – как не нужно бороться за Олимпиаду Все меньше и меньше дней остается до момента, когда любители спорта всего мира узнают, к какому городу будет приковано их внимание через семь лет – где в 2008 году состоится XXIX Олимпиада. Худшие шансы имеют Стамбул и Осака.