А.Лосюков:Россия и Китай не намерены переходить грань, за которой начинаются союзнические отношения
- В преддверии визита в Москву председателя КНР Цзян Цзэминя На вопросы "Интерфакса" отвечает заместитель министра иностранных дел РФ Александр Лосюков.
- Александр Прохорович, в свое время Вы сказали, что Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который подпишут 16 июля в Москве президент России Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь, не будет иметь аналогов. В чем же уникальность этого документа?
- Уникальность его в том, что у нас подобного рода договоров практически ни с кем нет. Возьмите то же азиатское направление. Ни с одни из крупных государств Азии у нас такого договора нет - ни с Японией, ни с Индией. Хотя отношения у нас с этими странами хорошие, партнерские. То есть, вступив в ХХI век, мы впервые подписываем подобный документ, углубленно трактующий все направления нашего сотрудничества с другой страной и фиксирующий обоюдное желание на поколения вперед поддерживать добрые отношения, укреплять добрососедство, иметь спокойную границу. Я понимаю, что можно скептически относиться к таким словам как "вечная дружба", но в действительности эти, казалось бы, декларации дорогого стоят. - Прежде Россия и Китай характеризовали свои отношения как сотрудничество, ориентированное на стратегическое партнерство в ХХI веке. Новый век наступил. Можно ли говорить, что наши отношения достигли уровня стратегического партнерства?
- Да, я считаю, что у нас началось стратегическое партнерство. Договор, который будет подписан в Москве, зафиксирует эту ситуацию. Но при этом надо понимать, что стратегическое партнерство - это не союз - гражданский или военный. Российская и китайская стороны очень четко придерживаются этой позиции и оставляют за собой "свободу рук", в том числе в международных делах. У нас есть полное взаимопонимание, что по другому нельзя. В ХХ веке отношения между государствами отличались тем, что они либо скатывались к конфронтацию, либо приводили к созданию тесного союза, как правило, направленного против кого-то. Россия и Китай строят определенном смысле отношения нового типа, которые будут, наверное, более характерны для международной жизни в ХХI веке. При этом говорить, что наше партнерство с Китаем направлено против кого-то на Западе - это совершенно неправомерно. Я думаю, что на Западе должны хорошо понимать, что есть грань, которую ни мы, ни Китай переходить не собираемся. Наше сотрудничество с КНР направлено на то, что повысить товарооборот, искать общие позиции по международным вопросам, сохранять хорошую атмосферу, сближать наши народы. Это важные, естественные и логичные задачи. - Прозвучит ли в Договоре или Политическом заявлении, которое также планируется подписать в ходе российско-китайского саммита, намерение сторон согласованно действовать на международной арене?
- В этих документах будет говориться о готовности сторон консультироваться в случае каких-то экстраординарных ситуаций или угрозы для безопасности друг друга. Союз предполагает какие-то совместные действия в экстраординарных ситуациях. Партнерство же предполагает обсуждение этих экстраординарных ситуаций, разъяснение друг другу позиций и, возможно, какие-то совместные действия, но не автоматическую помощь друг другу. - Можно ли говорить о том, что Россия и Китай будут координировать свои действия на международной арене?
- Да, партнерство, конечно предполагает определенную координацию. - Будет ли в документах саммита подтверждено отношение России к Тайваню как к неотъемлемой части Китая?
- Да, будет. В Договоре. - Найдет ли отражение в этих документах позиция двух стран по проблеме противоракетной обороны?
- Это не тема для Договора, поскольку такой документ пишется на десятилетия вперед, а эта тема через 20 лет, возможно, и не будет актуальна. Не исключаю, что проблематика ПРО будет присутствовать в совместном Политическом заявлении лидеров России и Китая. - Как в Китае отнеслись к инициативе президента РФ о создании постоянного консультативного механизма по стратегической стабильности в рамках "пятерки" СБ ООН?
- Наши китайские партнеры очень поддерживают идею разговора на эту тему. Но инициатива России доведена не только до китайской стороны, она доведена до всех стран-членов СБ ООН. Где-то уже есть реакция, а где-то, может быть, надо еще будет проводить более углубленные разъяснения данной идеи". - Есть ли у России с Китаем проблема долгов?
- У нас с Китаем проблемы долгов нет. - В Москве назвают проект сооружения газопровода с Ковыктинского месторождения (Иркутская область, Восточная Сибирь, РФ) в Китай одним из наиболее перспектиных в российско-китайском сотрудничестве. Однако в последнее время появились утверждения, что Китай не спешит принять участие в его реализации.
- Я бы так не сказал. Идет очень тщательное взвешивание перспектив, позиций и даже уже частично какие-то разговоры по финансовой стороне проекта. То есть прикидка по ценам, проработка технико-экономического обоснования. Ведь речь идет о многомиллиардном проекте и о колоссальном объеме работ Естественно, китайская сторона должна сначала хорошо взвесить свою энергетическую политику на перспективу. Ведь в Китае есть определенные внутренние резервы, которые еще не все использованы, например, месторождения каменного угля. Мы говорим о проработке стратегии обеспечения Китая и России энергетическими ресурсами на очень далекую перспективу, на следующий век, поэтому речь не может идти о каких-то сиюминутных решениях. Но есть стратегическое решение заниматься этим проектом. Собственно говоря, в этом у нас с Китаем нет каких-то расхождений. И мы, и Китай заинтересованы в этом проекте. Более того, заинтересованность в наших энергетических ресурсах есть у всех стран в данном регионе, включая Японию, Корею, Китай. Или возьмите Индию. Крупнейшие индийские инвестиции за рубежом - это проект "Сахалин-1". Сейчас рассматривается идея о том, чтобы создать международную инфраструктуру, которая бы обсуждала схему равномерного распределения энергоресурсов в азиатском регионе. Это позволило бы не только просто гнать ресурсы, где-то их теряя, а создать некую кольцевую систему энергоснабжения в регионе Северо-Восточной Азии, с выходом, может быть, и на Юго-Восточную Азию. Такая задача требует решения многих экологических вопросов, определения видов энергии, которые можно будет использовать. Это очень крупная задача, к которой мы только приступаем. И наше обсуждение с Китаем вопросов строительства газопровода - только часть, даже может быть не главная, этой большой идеи. - После посещения Москвы Цзян Цзэминь отправится в Волгоград. Чем вызвана его поездка именно в этот город?
- Напомню, что в молодости Цзян Цзэминь учился и работал в Советском Союзе и у него остались об этих временах хорошие воспоминания. Он хорошо знает нашу историю и ему интересно побывать там, где произошли какие-то важные события. Цзян Цзэминь бывал во многих местах нашей страны, а в Волгограде - нет. Он давно хотел посетить этот город, где произошел поворот во второй мировой войне. Китайцы это хорошо помнят, поскольку на их судьбе война тоже сказалась.