Выбор столицы очередных летних Олимпийских игр – процедура тонкая и специфическая, ведь прибыль от Игр достигает миллионов долларов. Впрочем, на 112-й сессии Международного олимпийского комитета, открывающейся в середине июля в Москве, неожиданность вряд ли произойдет – победу одержит Пекин.
Китайцы горячо поддерживают идею проведения в Пекине игр 2008 года. Им уже обещаны финансовые гарантии правительства, а комиссия по выдвижению Пекина в организаторы Олимпиады-2008 работает под покровительством председателя КНР и председателя городского совета Пекина. Специальная комиссия МОК отметила, что Игры поддерживает 95% населения Китая и 96% населения Пекина.
Кроме того, можно привести следующие аргументы в пользу Пекина:
1. Огромный мегаполис с его 12-миллионным населением явно изголодался по спортивным событиям соответствующего масштаба. Китай – одна из самых своеобразных стран планеты с богатейшими культурными и историческим традициями, и уже одно это обстоятельство
способно превратить Олимпиаду-2008 в ярчайшее событие в истории олимпийского движения, тем более что МОК в долгу перед Азией: с 1896 года Азия лишь дважды получала летние Игры (в 1964-м – Токио и 1988-м – Сеул).
2. Знающие толк и умеющие организовывать масштабные мероприятия китайцы приступили к реализации нескольких программ, так или иначе связанных с Олимпиадой. Одна из них, Зеленая олимпиада, уже обошлась Пекину в $12,2 млн. При ближайшем рассмотрении программу вполне можно назвать планом тотального озеленения. Поясом зеленых насаждений предполагается охватить набережные пяти рек, протекающих через Пекин на всем их протяжении в черте города (всего около 1 тыс. км). Другим направлением идеологической обработки стали культурные программы. В течение уже двух лет Пекин приглашает к себе крупнейших музыкантов современности, устраивая им грандиозные концерты. Последними были гастроли Паваротти, Доминго и Карререса, после которых знаменитые теноры не стеснялись в комплиментах.
3. Еще одним правильно угаданным аспектом в предвыборной кампании Китая стал план сближения Северной и Южной Кореи. Находящиеся в наилучших (из пяти претендентов) отношениях с КНДР китайцы гораздо больше других могут способствовать осуществлению давнего политического плана МОК – объединению двух Корей в единую команду.
4. Мало кто сомневается в способности Пекина обеспечить безопасность и четкую работу всех инфраструктур, и, уж конечно, участникам Игр, если они состоятся в Китае, не придется сетовать на пристрастность местной публики, энтузиазм, радушие и отзывчивость которой известна далеко за пределами Поднебесной.
На стороне Китая – поддержка большинства не только развивающихся африканских стран, но и многих потенциальных соперников. Своеобразным откровением стало произнесенное несколько недель назад мнение министра спорта Канады. Министр заявил, что считает, что голоса африканских членов МОК будут отданы за Пекин и его родной Торонто, в предпочтение – Парижу. В его вдохновенной речи, проникнутой в целом агитацией в пользу кандидатуры Канады, обращают на себя внимание следующие слова: «Париж вне игры… Мы (Торонто и Пекин) – два лучших кандидата, хотя Пекин, ранее уступивший два голоса Сиднею в гонке Игр-2000, теперь выглядит фаворитом».
О многом говорят и исследования социологов. По их мнению, Пекин способен собрать более 70% голосов, если не случится что-то из ряда вон выходящее.
Что-то из ряда вон едва ли произойдет, однако, как у всякой самобытной страны, чей политический курс отличается от представлений представителей «свободного мира», Китай имеет немало недоброжелателей. Не случайно Пекин проиграл Сиднею Олимпиаду 2000 года всего в два голоса. Слишком свежи были во время того голосования воспоминания о событиях на площади Тяньаньмэнь, где народная армия танками разогнала студенческую демонстрацию и МОК была буквально завалена всевозможными письмами из международных правозащитных организаций. Возможно, именно это обстоятельство лишило Пекин шанса принять Олимпийские игры уже в прошлом году. С точки зрения правозащитников, у Китая и ныне далеко не все в порядке. Месяц назад представители Тибета организовали у штаб-квартиры МОК в Лозанне митинг протеста с требованием к КНР признать независимость тибетской автономии. В докладе комиссии МОК по выборам столицы Игр не исключается возможность организации представителями Тибета террористических актов во время Олимпиады. К Пекину есть претензии у экологов, хотя их претензии (истребление редких животных и растений) едва ли произведут на выборщиков впечатление. Среди возможных проблем указываются также сравнительно прохладный и сухой климат столицы Китая (время от времени температура в сентябре в Пекине опускается до +10–12°С) и значительное загрязнение окружающей среды, которое, если исходить из прогноза демографов, может увеличиться вдвое.
Однако в целом Пекину будет труднее проиграть, чем выиграть голосование.
Источник: Газета.Ru, 26 июня
2001, Константин Бойцов
Пекин – столица КНР. Население – около 12 млн человек (к 2010 году предполагается его двукратное увеличение). Экономический рост КНР в течение последних десяти лет составлял в среднем 10%. Уровень инфляции 1,7%. Внешнеторговый оборот Китая вырос с $117 млрд в 1990 до $474 млрд в 2000-м. По экспортно-импортным объемам с Японией Китай занимает в настоящее время второе место в мире (в торговле с США и Европейским союзом – четвертое).