Начинается распродажа активов Daewoo. Тем временем основатель чеболя и "символ корейского чуда" Ким У Чжун скрывается от Интерпола
В
начале июня в Гонконге при закрытых дверях прошла встреча представителей двух автомобильных гигантов - американского General Motors и корейского Daewoo Motors. Тема переговоров - приобретение американцами обанкротившейся прошлой осенью корейской компании - по выражению одной местной газеты "отзывается в сердце каждого корейца".
Банкротство и распродажа Daewoo - первый в истории Кореи крах по-настоящему крупного чеболя. Стремительный закат Daewoo стал настоящим "культурным шоком" для многих корейцев, которые в течение десятилетий верили в неуязвимость чеболей - огромных многопрофильных семейных холдингов, которые до сих пор доминируют в корейской экономике, а до недавнего времени пользовались безусловной поддержкой правительства. Шок усиливается и тем, что основатель и руководитель Daewoo до конца 1999 года Ким У Чжун, еще недавно считавшийся живым символом корейского бизнеса, олицетворением динамизма и успеха, теперь обвинен в краже миллиардов долларов и объявлен в международный розыск.
Распродажа активов Daewoo, холдинга, который производил 5% ВВП и 10% экспорта, свидетельствует о том, что корейское правительство не планирует воссоздавать суперхолдинг. За Daewoo Motors, скорее всего, последуют и другие подразделения конгломерата. Показательное расчленение Daewoo и травля Ким У Чжуна, дающие наглядный урок другим чеболям, должны ускорить перестройку корейской экономики, базирующейся на семейных холдингах. Вряд ли, однако, речь идет о том, чтобы обратиться к "западной экономической модели". Правительство, скорее, стремится вернуть себе контроль над чеболями, который был утрачен в восьмидесятые годы.
Истоки
Daewoo - самый молодой из корейских чеболей. Samsung появился в 1938 году, Hyundai - в 1947 году, а Daewoo - в 1967-м, когда и Ли Бсн Чхуль (Samsung) и Чон Чжу рн (Hyundai) уже вовсю делали свои миллионы. В 1967 году Ким У Чжуну исполнилось тридцать лет, и он был самым молодым из отцов-основателей корейских конгломератов. Правда, он уже семь лет проработал в экспортно-импортных компаниях, где снискал известность своей предприимчивостью, которая порою плавно переходила в авантюризм, что, впрочем, в те времена и требовалось. Молодой Ким начинал с того, что купил образцы тканей в Гонконге и привез их в Сингапур, где выдал за корейские. Там он получил заказов на 300 тыс. долларов, вернулся в Корею, в короткие сроки организовал производство аналогичных тканей и отправил их заказчикам. Именно экспортом тканей по первоначальному плану и должна была заниматься компания Daewoo ("Вселенная"). Будущий чеболь был основан на капитал в 5 тыс. долларов, которые Ким У Чжун по большей части взял взаймы у родственников и друзей. В штате компании тогда было всего пять человек. В силу своей молодости Ким даже не смог стать формальным руководителем компании: в Корее статус прямо пропорционален возрасту, и ни один уважающий себя бизнесмен не стал бы всерьез воспринимать фирму, во главе которой стоит тридцатилетний сопляк.
Компания росла стремительно. Ким У Чжун сочетал авантюризм и бешеную энергию с удивительной работоспособностью и почти демонстративным пренебрежением к житейским удовольствиям (он не пил спиртного и был равнодушен к женскому полу). По рассказам коллег, первый раз в жизни он взял отгул в 1990 году, когда его сын погиб в автокатастрофе. Однако всех этих личных качеств было недостаточно для того, чтобы превратить Daewoo из успешной второразрядной фирмы в настоящий чеболь. В Корее шестидесятых и семидесятых олигархами не рождались и даже не становились - их назначали.
Страной правила военная диктатура, и ее глава генерал Пак Чжон Хи мечтал превратить нищую аграрную Корею в процветающую индустриальную державу. Генерал и его советники не стеснялись вмешиваться в экономику, если считали это необходимым. Пак Чжон Хи последовательно отбирал те компании, которые казались ему перспективными, и обеспечивал им серьезные привилегии, в первую очередь экспортно-импортные квоты и льготный доступ к внутренним и внешним займам (банки в то время были национализированы). Главная цель правительства была очевидна: избежать распыления скудных ресурсов и стимулировать концентрацию производства, без которой было невозможно в кратчайшие сроки создать в стране тяжелую промышленность. В обмен на привилегии избранные фирмы должны были дисциплинированно исполнять "рекомендации" властей, в первую очередь - всемерно развивать экспорт. Разумеется, такая система неизбежно создавала условия для коррупции, но до 1979 года, вплоть до смерти Пак Чжон Хи, ситуацию в целом удавалось держать под контролем. Хозяином положения оставалась власть, а не бизнес.
К началу семидесятых список избранных уже в целом сформировался, и новичку попасть в их число было непросто. Однако Ким У Чжуну это удалось. Решающую роль сыграли причины личного характера: отец Ким У Чжуна, погибший во время Корейской войны, в тридцатые годы был школьным учителем, и среди его учеников числился не кто иной, как сам Пак Чжон Хи. Узнав, чьим сыном является энергичный, удачливый предприниматель, к тому же скандально молодой, Пак Чжон Хи взял главу Daewoo под личное покровительство. Вскоре компания начала демонстрировать невиданный рост. К 1976 году холдинг Daewoo включал в себя уже 23 фирмы, на которых работало 35 тыс. человек. Еще через два года заработали верфи Daewoo. К середине восьмидесятых они вошли в число крупнейших кораблестроительных предприятий мира. В 1978 году холдинг приобрел и автомобильное производство, которое в 1983 году стало компанией Daewoo Motors (первоначально - совместное предприятие с General Motors).
Как практически все чеболи, Daewoo была семейным холдингом. Компанией руководили родственники Ким У Чжуна, его школьные и университетские друзья. По словам одного из знакомых с ситуацией экспертов, "эти люди знали председателя достаточно хорошо, для того чтобы напрямую предупреждать его в тех случаях, когда его грандиозные идеи представляли собой бред".
Проблемы с властью
В начале девяностых годов Daewoo находилась на пике своего могущества, являясь по объему продаж (80 млрд долларов в год) вторым, после Hyundai, чеболем Кореи. В холдинге, куда входило более сорока фирм, работало 320 тыс. человек. Активно осваивались новые рынки. Одним из первых Ким У Чжун, сохранивший свою склонность к риску, решил инвестировать в странах Восточной Европы. Представители Daewoo появились в СССР еще до официального установления дипломатических отношений между Москвой и Сеулом. В девяностые годы были открыты сборочные производства в Узбекистане и Польше. В предкризисном 1996 году примерно 85% всех корейских инвестиций в страны Восточной Европы делала именно Daewoo. Холдинг работал также в Индии, Иране, Индонезии.
Масштабные проекты означали масштабные инвестиции. Подобно другим чеболям, Daewoo активно пользовалась заемными средствами. Во многом это было вызвано нежеланием руководства прибегать к иным способам увеличения капитала - например, к выпуску дополнительных акций: семейные кланы вовсе не стремились оказаться в зависимости от воли собрания акционеров. С другой стороны, банки охотно давали чеболям кредиты. Считалось, что такие кредиты не связаны с особым риском - в случае каких-то проблем у крупной фирмы ей на помощь придет правительство. Ведь в прошлом государство не раз брало на себя обязательства оказавшихся на грани банкротства чеболей. В результате отношение задолженности Daewoo к стоимости компании в 1996 году составило 3,4:1. В этих условиях холдинг и встретил азиатский кризис.
Осенью 1997 года кризис, начавшийся в Таиланде, достиг Кореи. Курс корейской воны упал с 800 до 1500-1600 вон за доллар. Несколько чеболей из второго-третьего десятка и тысячи компаний помельче обанкротились под бременем гигантской задолженности. Правительство, получив через МВФ специальный стабилизационный пакет (58,4 млрд долларов), приступило к спешному реформированию корейской экономики. Главным элементом программы реформ должна была стать реорганизация чеболей. Их следовало разукрупнить и превратить из многопрофильных компаний в специализированные, существенно снизить их задолженность и увеличить влияние акционеров.
Подобно другим чеболям, в 1997-1999 годах Daewoo пыталась провести реструктуризацию. Один за другим было принято три плана преобразований. Ни один из них так и не был выполнен. Несмотря на готовность кредиторов идти на уступки, положение холдинга ухудшалось, и к 1999 году задолженность Daewoo достигла 57 млрд долларов, из которых примерно треть была получена от зарубежных кредиторов. Суммарные активы Daewoo официально оценивались в 65 млрд долларов, но аудит, проведенный летом 1999 года, дал обескураживающие результаты: по мнению аудиторов, действительная стоимость имущества холдинга составляла лишь 41% от этой суммы. Другими словами, руководство холдинга намеренно завысило оценку более чем на 30 млрд долларов.
В этой ситуации роковую роль сыграло то, что Ким У Чжуну изменило его легендарное умение договариваться с властями предержащими. В начале 1998 года, в первые послекризисные месяцы, новым президентом страны стал бывший лидер оппозиции Ким Тэ Чжун, который относился к чеболям довольно критично. Отношения с новой властью у Daewoo не сложились. В рамках программы реструктуризации чеболей президент попросил Daewoo взять под свой контроль автомобилестроительное подразделение Samsung. Как вести себя в подобных случаях, знали все корейские олигархи. Еще в 1984 году Ким У Чжун сказал корреспонденту Financial Times: "Когда правительство говорит, что это - ваш долг, вы исполняете его, даже если это не приносит прибыли. Может, только где-нибудь к 2000 году корейские компании и смогут ставить свои интересы выше интересов правительства и общества". Возможно, Ким У Чжун решил, что 1998-й - это почти 2000 год и что в новых условиях он может реализовать свои старые мечты. Просьбу президента не то чтобы проигнорировали, но не восприняли с достаточной серьезностью. И это не могло не повлиять на судьбу Daewoo, положение которой к тому времени было наихудшим из чеболей "большой пятерки" (Hyundai, Daewoo, Samsung, LG, SK).
Распад
В начале 1999 года холдинг Daewoo оказался под контролем кредиторов, интересы которых представлял созданный при поддержке правительства комитет по реструктурированию задолженности Daewoo. В августе 1999 года Ким У Чжун был лишен права подписи, а 31 октября он официально подал в отставку. Его примеру последовали еще четырнадцать топ-менеджеров концерна. Учитывая личный (точнее, лично-семейный) характер собственности и управления в чеболе, отставка означала не столько уход отца-основателя, сколько капитуляцию концерна в целом, отказ от дальнейших попыток сохранить Daewoo как единый организм.
Ушел Ким У Чжун - рухнула его империя. Холдинг был разделен на двенадцать независимых специализированных компаний. К крупнейшим из "малых Daewoo" относятся Daewoo Motors (автостроение), Daewoo Heavy Industry and Machinery (машиностроение), Daewoo Shipbuilding (судостроение), Daewoo Engineering & Construction (строительство), Daewoo Electronics (электроника). Во главе новых компаний встали люди, не связанные с Ким У Чжуном ни родственными, ни дружескими узами. Этим реформа Daewoo в корне отличается от ситуации в чеболе номер один - Hyundai, где вновь созданные независимые компании часто управляются членами клана Чонов, сумевшего построить отношения с новой властью и избежать банкротства.
Ким У Чжун с тех пор так больше и не появлялся в Корее. Его видели во Франции, во Флориде, вроде бы даже в Судане и во Вьетнаме, но никаких сведений о его нынешнем местопребывании правительство (по крайней мере, официально) не имеет. Весной 2001 года говорили, что Ким с женой скрываются где-то во Франции и он пишет там мемуары. Поговаривают, Ким дал правительству знать, что возвращения на родину не планирует. Это понятно: за пару последних лет образ Кима подвергся в корейском сознании настоящей демонизации. Из самого популярного корейского олигарха Ким У Чжун превратился чуть ли не в главного виновника проблем корейской экономики. Прокуратура возбудила против Кима уголовное дело. Главные прегрешения: он фальсифицировал отчетность, чтобы скрыть убытки, незаконно вывел на зарубежные счета 7 млрд долларов, давал взятки. Скорее всего, эти обвинения справедливы. Впрочем, тем же грешило едва ли не большинство владельцев чеболей. По "делу Ким У Чжуна" уже осуждены или находятся под следствием более тридцати топ-менеджеров Daewoo. В марте корейская прокуратура обратилась в Интерпол с официальной просьбой помочь в розысках Ким У Чжуна.
После отставки Ким У Чжуна и распада холдинга кредиторы и правительство начали дележ его империи. Наибольшие страсти вызывает автомобилестроительное подразделение холдинга - компания Daewoo Motors продолжала работать, хотя и приносила в 2000 году ежемесячно 70-90 млн долларов убытков. Общая задолженность Daewoo Motors к маю этого года достигла 9,3 млрд долларов. В тяжелом положении оказались и заграничные предприятия Daewoo Motors: на заводе в Варшаве прошли крупные сокращения, производство в Узбекистане снижается. В результате в ноябре 2000 года компания была официально провозглашена банкротом и сейчас находится под внешним управлением. При всем этом Daewoo Motors остается заметным игроком на мировом автомобильном рынке. В последние же месяцы положение компании несколько улучшилось: в апреле и мае она работала с прибылью.
Главными потенциальными покупателями Daewoo Motors на протяжении последних нескольких лет выступают Ford и General Motors (одно время действовавший совместно с FIAT). Летом 2000 года казалось, что покупка Daewoo Motors компанией Ford - дело практически решенное, но в сентябре Ford неожиданно отказался от уже согласованной сделки. Официальные причины отказа не объявлялись, но, по слухам, Ford остался недоволен финансовым положением Daewoo Motors и не пожелал связываться с известными своей боевитостью корейскими профсоюзами. Не устроила инвесторов и цена - 6 млрд долларов. В этой ситуации на передний план выступил General Motors - давний партнер Daewoo. За последние годы переговоры о приобретении Daewoo Motors американским автогигантом начинались неоднократно, но всегда заходили в тупик. Однако сейчас ситуация изменилась: после ухода Ford других желающих приобретать обанкротившуюся фирму не осталось, и контакты с General Motors возобновились в начале июня. Судя по всему, на этот раз договориться удастся. Корейская компания интересует американцев прежде всего как база для производства "дешевого автомобиля для Азии". Крайне ценен для General Motors и опыт работы корейцев на других развивающихся рынках.
Осколки империи
Факт приобретения крупнейшей отечественной фирмы иностранными инвесторами для Кореи является событием новым и необычным, так что правительство сталкивается с серьезным сопротивлением проекту. Особенно решительно протестуют против плана профсоюзы. Об этом напоминают постоянные бурные демонстрации около сеульского представительства General Motors, которое находится под особой охраной полиции. Именно соображения безопасности привели к тому, что переговоры о приобретении Daewoo Motors решили проводить в Гонконге, вне пределов досягаемости корейских профсоюзных активистов.
Судьбы других осколков империи Ким У Чжуна складываются по-разному. Успешно функционирует Daewoo Shipbuilding. Компания быстро сокращает объемы задолженности и надеется, что ее реструктурирование закончится в текущем году. Daewoo Shipbuilding по-прежнему является одной из крупнейших кораблестроительных компаний мира, в 2000 году она получила заказов на 3,7 млрд долларов. Ожидается, что этот год принесет прибыль и компании Daewoo Engineering & Construction. С другой стороны, в крайне тяжелом положении находятся Daewoo Electronics, которая занимается производством бытовой электроники и компьютеров, и Daewoo Telecom (связь). Выживут ли эти компании - сейчас под вопросом. Скорее всего, они тоже станут добычей западных инвесторов, которые и окажутся главными наследниками "вселенной" Ким У Чжуна.
Источник: Эксперт, #24 (284), 25 июня 2001,
Андрей Ланьков