Китайско-российские отношения пересекли тернистые лесные тропинки и теперь стоят у порога новой ступени, определяющей переход в новый период.
Прошедший официальный визит Председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя в Москве с 15 по 17 июля сего года, и подписание совместно с Российским Президентом Владимиром Путиным «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией,китайцы прославляют это соглашение как гарант вечной дружбы и добрососедства народов двух государств, партнерства и безопасности между двумя государствами. Сегодня такие вопросы как: «Все же в чем значение китайско-российских отношений и на что они опираются?», «Чем связана судьба уйгуров с этими соглашениями?», «Как использовали уйгурскую проблему Царская Россия и бывший Советский Союз?», «Какова позиция сегодняшней России по отношению к уйгурским проблемам?» – ждут своего обдуманного решения.
О том, что председатель Цзян Цзэминь с 15 по 17 июля официально посетит Москву, ровно месяц назад было объявлено на заседании Шанхайской организации Сотрудничества. В то время Владимир Путин и Цзян Цзэминь встретились отдельно и провели собеседование о китайско-российских отношениях, в результате чего был создан новый механизм, состоящий из Шанхайской организации содружества, в котором была подписана декларация о совместном противостоянии терроризму, религиозному экстремизму и национальному сепаратизму. Подписанное в то же время соглашение Шанхайской пятерки практически обозначало новую форму китайско-российских отношений по сотрудничеству. Это соглашение не только упрочило стратегическое сотрудничество двух государств, но и сыграло определенную роль в удовлетворении потребности в международной политике обоих государств. В частности это соглашение, соответствующее потребности большой политики Китая по противостоянию американской системе защиты от управляемых противоракетных ударов, способствовало Китаю осуществить свою цель в дипломатической игре против Америки.
Китай, пользуясь выгодной политикой России в Центральной Азии и её потребностью гарантировать свою национальную политику, включающую и проблемы в Чеченской Республике и с целью защиты своего господства в СУАР, объявил уйгурских борцов за независимость своей республики террористами, исламскими экстремистами и тем самым добился согласия России подавить их движение.
По мнению специалистов, исследующих китайско-российские отношения: в процессе исторического развития китайско-русских отношений, они с самого начала и до конца были органически связаны с проблемами уйгуров и уйгурская карта пусть это при Царской России, пусть при бывшем Советском Союзе или в современной России, разыгрывалась и разыгрывается козырем в их руках.
Впервые Россия разыгрывали уйгурскую карту в момент, когда в 1871 году она захватила Илийский Таранчинский Султанат (1863-1871) и возвратила его в 1881 годы в соответствии с «Китайско-Российским соглашением по Или» Китаю, вернее так называемой в то время Цинской империи.
В то время Правительство Царской России захватило и уничтожило Тарачинский Султанат, возникший в результате победы уйгурской национально-освободительной революции. Затем, договорившись с Китаем под предлогом уйгурской проблемы, она вынудила Китай выплатить ей большую компенсацию. После, восстановив свои привилегии в Китае, Россия возвратила Или Китаю.
Поверившие различным обманам России и боясь мести со стороны Цинского Правительства после возвращения Или, около 50000 уйгуров переселились в долину Семиречие и вынуждены были принять русское гражданство.
Еще одной причиной захвата русскими Или явилось то, что южная часть Восточного Туркестана была включена в карту государства «Ятта Шахар» Якупбека и уйгурские борцы из государства «Ятти Шахар» очистили соединения Цинского Китая до Манаса и дошли до границы Или-Тарачинского султаната. Тем временем, между Якутбеком и Ханом Или-Таранчинского Султаната шли переговоры о воссоединении Или с «Ятти Шахаром». Значит, в такое важное время присоединения Или к Государству Якупбека, Россия намеревалась, направив свои войска, захватить Или вооруженным путем, так как она считала, что объединение севера и юга Восточного Туркестана в одно большое самостоятельное государство создаст угрозу для России.
В то же самое время Россия, с одной стороны, намеревалась установить дипломатические отношения с государством «Ятта Шахар» (1865-1878), направив своих посланников, а с другой - установить сотрудничество с Китаем, направив ЦзоЦзунтана Цинской Империи с большими соединениями, что способствовало захвату «Ятта Шахар» Китаем. Когда ЦзоЦзунтан начал боевые действия против «Ятта Шахар», правительство Англии предложило России вместе признать самостоятельность «Ятта Шахар». Однако, Российское правительство не только не присоединилось к предложению Англии, но и начало снабжать войска Цина продовольствием. Позже, как бы в награду за это, Россия с Китаем подписала Кашгарское пограничное соглашение и добилась еще множества полезных дел для себя.
Таким образом, Россия явилась причиной поражения уйгурского государства, возникшего в результате победы крупных восстаний уйгуров в 19 веке, в результате чего Китай вновь восстановил свое господство над территорией Восточного Туркестана.
Помощь России в подавлении национально-освободительного движения уйгуров в 20 веке произошла в первой половине 20 века. В двадцатых годах Россия не только не отвергла требование уйгурских националистов и коммунистов-революционеров начать революцию в Синьцзяне, свергнуть китайское господство и создать уйгурское национальное государство, но и подписала соглашение с Йан Цзэнсином и признала его правительство. А в 30-х годах подписала договор с Шэн Шицаем и оказала помощь правительству Шэн Шицая в уничтожении Восточно-Туркестанской Исламской Республики и в массовом истреблении уйгуров, подавив их национально-освободительную революцию. Помощь привела к трагическому поражению освободительного движения уйгуров в 30-х годах, и был тем самым уничтожен единственный шанс для уйгуров завоевать свою самостоятельность. Китайско-Советское соглашение еще раз претворилось в жизнь в 40-х годах, когда было подавлено национально-освободительное движение уйгуров,и уничтожено уйгурское национальное государство.
Советский Союз, чтобы гарантировать свои интересы в Китае, в частности, чтобы отомстить Шэн Шицаю за обман Советского государства, поддержал национально-освободительное движение уйгуров в 1944 году и даже оказал помощь. В августе 1945 года Советское государство, пользуясь революцией в Восточном Туркестане, полностью поразило в дипломатическом отношении Китайское Гоминданское правительство и подписало с Китаем Советско-Китайский договор о дружбе ,в результате которого Китай получил возможность провести переговоры с правительством ВосточнойТуркестанской Республикой
Сталин настаивал, чтобы уйгуры пошли на переговоры с Китайским Правительством и, в конечном счете, он способствовал созданию коалиционного правительства Синьцзяна. Хотя уйгурский народ до конца шел по пути освобождения, не допустив на территорию Восточного Туркестана гоминдановских соединений, он все же не смог избавиться от положения игрушки в руках Советского Союза.
Судя по сведениям русского историка Андрея Антонова и других, к 1949 году Сталин в еще больших политических интересах принял решение передать Восточно-Туркестанское государство, созданное на подобии Монголии Китайскому коммунистическому Государству, а правителей Восточно-Туркестанского государства, как Ахматжан Касыми, требовал воссоединиться с Китаем. А когда они не согласились с его требованием, он просто их убил.
Благодаря уступкам Советского Союза , Китай добился возможности ввести свои войска в Восточный Туркестан, в результате чего самостоятельное правительство Восточного Туркестана после 5-летнего существования пало. После этого началась история дипломатических отношений двух государств под руководством Коммунистических партий, но уйгурская проблема не потеряла своего значения. В конечном счете, в феврале 1950 года, Мао Цзедун и Сталин подписали договор о Китайско-Советской дружбе и сотрудничестве, который считали первым подобным соглашением между двумя коммунистическими государствами. Соглашение восхвалялось как гарант вечной дружбы и братства народов двух стран. И тогда же уйгурская карта была разыграна в очередной раз: Мао Цзедун привез Сайпидина Азизи как представителя уйгурского народа в Москву и заставил его подписать документы, относящиеся к уйгурскому региону, включенные в дополнительную часть Китайско-Советского соглашения о дружбе. И как результат этого Сталин получил право разрабатывать рудники и богатства на территории уйгурского района, а также пользоваться Северо-востоком Китая. После подписания данного соглашения, Сталин отдал Мао Цзедуну тела руководителей Восточно-Туркестанской революции Ахматджана Касими и других. Сайпидин Азизи по приказу Мао Цзедуна отбыл из Москвы в Алмату, где он получил уже приготовленные тела Ахматджана Касими и других и увез в Кульджу, где их и похоронили.
Это было время, когда Ахматджан и другие уехали из Кульджи и в течение 6 месяцев не возвращались, Китайская освободительная армия оккупировала весь Синьцзянь. Теперь весь уйгурский народ проливал слезы, увидев тела внезапно исчезнувших своих руководителей, которых теперь нельзя было опознать.
К 1959 году Китайско-Советские отношения были официально испорчены, а в 1969 году пограничные части обеих государств Даманский и Тарбагатае проливали кровь друг друга и миллионные соединения двух сторон оказались в состоянии войны. Оба брата выкинули свои обещания вечно жить в дружбе и добрососедстве и дошли до состояния кровопролития. В это время Советское государство в очередной раз разыграла уйгурскую карту и решило воспользоваться стремлением уйгуров к свободе. Советский Союз готовил тайные вооруженные группировки в Казахстане и вместе с тем занимался пропагандистской деятельностью, что послужило причиной того, что многие уйгуры в СУАРе были убиты и арестованы Китайскими властями. Чистосердечное устремление уйгуров к свободе они использовали в своих политических интересах. С одной стороны, Советский Союз разыграв уйгурскую карту , угрожал Китаю, а с другой – искал пути примирения с Китаем.
Начиная с застойного периода и до 80-х годов оба государства придерживались твердых позиций. И лишь при Горбачеве возобновились переговоры 2-х сторон и установились дружеские отношения.
В 1990 году группа Китайских представителей во главе с Ли Пэном нанесли официальный визит в Москву. Считается, что китайцы лишь через 30 лет направили в Москву столь высокопоставленного руководителя государства. В этой поездке были представлены и делегаты от СУАР во главе с заместителем председателя СУАР Томуром Даваматом в качестве одного из руководителей делегации. Это был второй случай после Сайпидина Азизи, когда уйгурские представители участвовали в Китайско-Советской деятельности.
Это посещение Ли Пэна явилось отражением официальной нормализации отношений между двумя государствами.
Объявление республик Центральной Азии самостоятельными после распада Советского Союза ,явилось для Китая неожиданностью. Вначале они сомневались, потеряли надежду на развитие двусторонних отношений, так как утрата самого большого коммунистического лагеря явилась проблемой, которая влияла на существование Китайской коммунистической системы. Китайцев беспокоило то, что образование самостоятельных тюркоязычных республик в Центральной Азии послужило бы причиной вспышки националистических движений уйгуров и началу 2-й ступени уйгурского движения за независимость в СУАР и принятие ею международной окраски. Китайцы предполагали, что Советский Союз, который официально контролировал борьбу уйгуров за независимость и не давал им возможности подняться до международного значения, теперь не будет вмешиваться в уйгурские проблемы. В то же время достигло своей высшей точки развития движение национального пробуждения уйгуров в республиках Центральной Азии и их пропагандистская деятельность. Тогда Китай еще не определил характера и степени своих отношений с Россией. По рассуждению некоторых исследователей, если в то время Назарбаев и другие руководители Централноазиатских республик разыгрывали уйгурскую карту и через оживление уйгурского движения заставили Китай предстать перед ними, то Россия снова поняла важность этой карты. Однако она не выразила своего отношения к вопросу об уйгурах.
После определенного времени молчания, в 1994 году Китай и Россия поняли важность пути стратегического сотрудничества и пришли к выводу о расширении области прежнего культурного и экономического развития до военного и политического сотрудничества; Китайские представители во главе с Ли Пэном в 1994 году официально посетили и Республики Центральной Азии. Тогда в результате переговоров с Ли Пэном и Назарбаевым и руководителями других республик Центральной Азии, впервые был принят лозунг об ограничении национально-освободительного движения уйгурского народа. В этой поездке участвовал и Исмаил Амат в качестве высокопоставленного государственного деятеля, и отвечал на вопросы корреспондентов об уйгурах.
В 1996 году, по инициативе Китая и согласия России, появилось соглашение Шанхайской пятерки, в котором открыто был поставлен на обсуждение уйгурский вопрос, по которому была закреплена общая позиция участников. На совещании Шанхайской пятерки, происшедшей в столице Таджикистана Душанбе в 2000 году по инициативе Китая и России было принято решение о создании Центра борьбы против терроризма. И вся пресса России и республик Центральной Азии была завалена пропагандой о приравнивании уйгурского национально-освободительного движения к терроризму и исламскому радикализму. Российское правительство вернуло Китаю двух уйгуров, якобы террористов, участвовавших в чеченской войне против России.
Российский политик Александр Собянин в своих статьях, например, как « уйгурский сепаратизм становится общей проблемой России и Китая» говорит, что действия российского правительства являются одним из доказательств того, что уйгурская проблема является общим делом России к Китаю и что Россия ради безопасности своей границы на юге, как и в предыдущем столетии, в уйгурском вопросе послужит Союзником Китая.
В целом, руководители России и Центральноазиатских республик выразили свои формулировки по отношению к китайской идее относительно уйгурского вопроса, что вызвало удовлетворение китайской стороны. После этого китайские руководители не стали допускать уйгурских представителей в свою высокую дипломатическую деятельность с Россией и республиками Центральной Азии.
По мнению некоторых аналитиков для Китая это уже не имело значения, так как Китай полностью доверял своей контроли в Синьзян уйгурском автономном районе, ссылаясь на свою современную мощь. Он счел необходимым установить хорошие отношения с Россией, так как они думали, что Россия, как и бывший Советский Союз, пользуясь национально-освободительным движением уйгуров, создаст ситуацию, угрожающую для господства Китая в уйгурском районе. Однако, по мнению разумно мыслящих людей, в данный период уйгурская проблема поднялась на новую ступень. Это значит, что уйгурская проблема получила признание западных держав во главе с США. Китай хорошо понимает это точку зрения и поэтому, пользуясь тем, что уйгуры исповедуют исламскую религию и все те религиозные элементы в их национально-освободительном движении, ставит рядом с исламским радикализмом и тем самым пытается испортить отношения между уйгурами и западным миром. В этом отношении Россия и Китай придерживаются единого пути. По мнению американского политика Марка Бжезинского, Россия, чтобы восстановить свой контроль в Центральной Азии, ссылается на исламский радикализм и терроризм. Китай и Россия, с этой точки зрения, поддерживают друг друга, приспосабливаются друг к другу. И всеми силами стараются связать национально-освободительную борьбу уйгуров с Афганистаном и Осама бин Ладеном. И проводят пропаганду, чтобы пресечь сочувствие Америки и западных держав к уйгурам. Однако западный мир в этом вопросе имеет свои определенные четкие соображения, и понимают, что уйгурское движение является стремлением защитить свои человеческие права и что это демократическое движение.
По мнению многих аналитиков Российско-Китайское договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был подписан, усматривается в основном как политический интерес Китая против США. Это такое же соглашение, как и советско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве, подписанное в 1950 году Сталиным и Мао Цзе дуном, как Союз социалистического лагеря против США.
Исходя из взглядов вице-президента института государственной безопасности и исследованию стратегических проблем России Владимира Кумачева соглашение о дружбе и сотрудничестве между Китаем и Россией весьма бесполезно для России. Через это соглашение Китай использует Россию в своей политической деятельности против США. И тем самым, испортив отношения между Россией и западными державами и США, оставили Россию в неловком положении. Значит, если рассматривать эту точку зрения, то независимо от того, какой Союз создадут Китай и Россия или же какое сотрудничество установят они между собой, Китай не может исключить уйгурский вопрос. Чем больше они будут обострять отношения с западными державами и США, тем больше уйгурский вопрос приобретет острый характер. Чем больше будет углубляться растаптывание человеческих прав и свободы религии уйгуров, тем сильнее демократический мир Запада, конкретнее, весь гуманный мир будет проявлять сочувствие к уйгурам и будут призывать Китай справедливо решить уйгурский вопрос.
Набиджан Турсун, США Вашингтон, июль2001,
ASIATIMES.RU. Все авторские правапринадлежат автору статьи.