Начался исторический визит Ким Чен Ира в Москву. Правда, до Москвы северокорейский лидер доберется после Ильина дня. 26 июля 2001 года в 1 час 15 минут по московскому времени дальневосточную границу Российской Федерации пересек литерный поезд. Вместе с ним пересек границу и лидер Корейской Народно-демократической республики Ким Чен Ир. В 1:14 по московскому времени о приближении этого события знали очень немногие.
И это неслучайно, поскольку в прошлом году, незадолго до исторической встречи северного и южного Кимов, о визите лидера КНДР в Китай стало известно, когда поезд был уже под Пекином. Каждая поездка за рубеж Ким Чен Ира (нынешняя - вторая по счету) совершается в обстановке строгой секретности и повышенной бдительности.
На пограничную станцию Хасан прибыл поезд, состоящий из 15 спецвагонов. В них все, кто необходим Киму в дальнем странствии для полностью автономного существования: повара, врачи, секретари, проводники, охрана. 6 вагонов - бронированные, японского производства. Они предназначены лично для товарища Ким Чен Ира и его ближайшего окружения.
В Хасане к поезду прицепили еще 6 вагонов, российских. Для представителя президента в Дальневосточном округе Константина Пуликовского, который будет сопровождать высокого гостя до самой Москвы. В столицу поезд, по самым оптимистичным прогнозам (график движения держится в секрете), прибудет 4 августа. Так что у Пуликовского будет достаточно времени для знакомства с северокорейским лидером, для обстоятельных бесед, для настольных игр.
Почему поездом, как Солженицын, а не самолетом? Потому что самолеты падают. И этого Ким Чен Ир очень боится. К тому же, как сообщают различные источники, в странствиях он очень любит петь "По диким степям Забайкалья". Есть и еще один момент. В 80-е годы его отец Ким Ир Сен ездил в Москву тем же путем в том же самом поезде. И при этом совершал продолжительные остановки в различных местах, связанных с его боевой и партийной деятельностью.
Однако, судя по скупым сведениям, просочившимся из УФСБ по Приморью, Ким Чен Ир намерен впервые ступить на российскую почву лишь в Омске. Где посетит авиационный завод, который поставляет технику в КНДР, и танковый, недавно продавший крупную партию боевых машин Южной Корее.
А теперь о цели визита. Примерно год назад, побывав в Пхеньяне и подписав договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, Путин пригласил Кима посетить с ответным визитом Москву. Тот согласился. И совершенно правильно поступил, не засобиравшись в дорогу по осенней распутице или по здоровому сибирскому морозцу.
За это время много воды утекло. В США ушла со сцены демократическая администрация, с которой у Кима сложились очень теплые отношения. Пришли республиканцы, которые начали обзывать великого руководителя, сына великого вождя (официальные северокорейские термины) диктатором и лидером изгойского государства. В связи с чем Ким возобновил испытания баллистической ракеты. Буш, который должен совместно с Дзяном Дзэминем продолжать наводить мосты между Сеулом и Пхеньяном, умудрился здорово наступить на мозоль и южнокорейскому президенту. И политика на Корейском полуострове оказалась на грани стагнации.
Существует и еще один момент. Год назад Путин на внешнеполитической арене выглядел отнюдь не так, как сейчас. Гораздо бледнее. Сейчас наведены мосты с Пекином. Это прежде всего недавно подписанный двухсторонний договор о дружбе и сотрудничестве, за счет которого кремлевский голос в регионе слышим вполне отчетливо. Это и различные альянсы типа Шанхайской организации сотрудничества.
Да и Вашингтон уже несколько по-иному начал смотреть на Москву. О чем свидетельствует, например, проходящий сейчас визит Кондолизы Райс.
И в этих новых условиях Ким, вполне естественно, ищет новые возможности и новых посредников для укрепления отношений с Корейской Республикой, которая весьма богата и не прочь поделиться частью своих богатств с северными братьями в обмен на гарантии безопасности.
В Москве будут решаться, естественно, и частные, но очень насущные для КНДР задачи. Прежде всего, это строительство российскими специалистами железнодорожной магистрали, которая соединит север с югом полуострова и выйдет на Транссибирскую магистраль. Пока, правда, не получено согласие Сеула. Но в конце концов вопрос должен разрешиться.
Необходимо также модернизировать различные сооружения, построенные еще Советским Союзом. В частности электростанции. Москва и Сеул рассматривают вариант, который бы позволил зачесть данные работы как погашение части долгов России Южной Корее.
Намерен Ким сделать и оружейные закупки. Потому что брежневские подарки уже давно поизносились. Компетентные источники сообщают, что сумма контракта могла бы составить 200 миллионов долларов. Пхеньяну требуются Су-27, МиГ-29, беспилотные самолеты-шпионы "Пчела-1", системы ПВО.
Все это председатель Комитета обороны КНДР маршал Ким Чен Ир, вероятно, получит в начале августа. Ну а сейчас он мчит по стальной магистрали, пьет ароматный чай из стакана в мельхиоровом подстаканнике. И ложечка позвякивает на стыках рельсов. Поет задушевную песню про дикие забайкальские степи и играет с Пуликовским в шашки.