Россия-Китайдрузья или соперники Даже широкомасштабный договор не даетправа успокаиваться
ПОДПИСАННЫЙв середине июля в Москве российско-китайскийдоговор о добрососедстве, дружбе исотрудничестве вызвал большой интереси самые противоречивые комментарии вРоссии и в мире. Одни утверждают, чтодва бывших коммунистических гигантаидут к новому союзу, направленномупротив США и Запада. Другие же, напротив,заявляют, что документ чистодекларативен и не имеет практическогозначения.
Оба эти мнения достаточно поверхностны.Российско-китайский договор неявляется договором о союзе. В нем нетобязательств по совместной обороне отагрессии, которые, например,содержались в советско-китайскомдоговоре о дружбе, союзе и взаимнойпомощи, заключенном в 1950 году иположившем начало знаменитому "братствунавек". Осторожный текст нынешнегодоговора 2001 года, старательноестремление избежать в нем каких-либоидеологических утверждений илизаведомо невыполнимых обязательствуказывают на то, что лидеры двух странсознательно работали на перспективу истремились избежать ошибок прошлого.Ведь договор 1950 года умер задолго доофициального истечения его срока (формальноон действовал в период, когда Москва иПекин фактически считали друг другаврагами, а на границе происходиливооруженные столкновения).
Однако это не означает, что новыйдоговор не имеет реального значения. Онзакрепил важнейшую тенденцию всовременных международных отношениях -стремление двух крупных мировых держав,членов ядерного клуба и СоветаБезопасности ООН, к более тесномусотрудничеству.
ДРУЖБА ПРОТИВ КОГО? Договор, как и российско-китайскоесотрудничество в целом, имеет двааспекта: международный и двусторонний.Практически полное совпадениевзглядов двух стран на международныепроблемы является важнейшимдвигателем в процессе улучшениядвусторонних отношений. Лидеры вПекине и Москве неоднократно заявляли,что российско-китайское сближение ненаправлено против третьих стран, в томчисле и против США, и это совершенноверно в том смысле, что США и Запад вцелом не рассматриваются ни Китаем, ниРоссией в качестве врага. Напротив, обестраны крайне заинтересованы вэкономическом и политическомсотрудничестве с Западом, оно являетсяважнейшим фактором развития обеихстран и, следовательно, полностьюсоответствует их стратегическим целям.Однако верно и то, что российско-китайскоесближение в определенной степенистимулируется рядом негативных (сточки зрения Москвы и Пекина) тенденциймеждународного развития, которые впоследние годы особенно активнопоощряются Вашингтоном.
Это прежде всего стремление принизитьроль ООН и ее органов, попытки НАТОвзять на себя функции СоветаБезопасности, вмешательство в деласуверенных государств подгуманитарными предлогами, поддержкасепаратистских движений, расширениеНАТО, стремление США выйти из договорапо ПРО и их нежелание присоединяться кряду других международных соглашений.В целом речь идет о двух тенденцияхмеждународного развития в мире послезавершения холодной войны. США, выйдяиз холодной войны значительноокрепшими и претендуя на рольединственного мирового лидера,чувствуют себя скованными рамкамисуществующего международного права,основа которого - принцип суверенитетагосударств. Ослабшая Россия и еще ненабравший достаточной мощи Китай (как иряд других крупных, но недостаточносильных для того, чтобы противостоятьнажиму США государств, таких как Индия,Иран и др.) стремятся к координацииусилий, чтобы отстоять выгодный им мирсуверенных наций и его органы, преждевсего ООН. Российско-китайский договорс его обязательствами сохранить рольООН, поддержкой основополагающихдоговоренностей, на которых зиждетсястратегическая стабильность (здесьимеется в виду прежде всего договор поПРО), отрицанием попыток вмешательстваво внутренние дела суверенныхгосударств - это развернутая программасохранения послевоенной системымеждународного права. В этом же и смыслконцепции "многополярного мира", окотором Россия и Китай два года назадподписали отдельную декларацию.
И Китай, и Россия абсолютно незаинтересованы в ухудшении отношений сСША и создании антиамериканского союза.Такой довольно неестественный союзвозможен лишь в случае, если угроза состороны США будет восприниматься имикак более опасная, чем угроза,вызванная отказом от сотрудничества сЗападом. Но нужно признать, чтоВашингтон, и в особенности новаяреспубликанская администрация, делаеточень многое, для того чтобы такоевпечатление в Москве и Пекине все жесложилось.
Все же Вашингтон не может позволитьсебе долго иметь прохладные отношенияс растущим экономическим гигантом.Практически каждая приходящая в США квласти администрация пытаетсяповлиять на китайскую политику и даженаказать Пекин за нежелание следоватьамериканским рецептам. Однако спустянекоторое время реальныеэкономические и внешнеполитическиеинтересы берут верх и Вашингтонначитает полнокровный диалог с Пекином.Такой кульбит проделал демократ БиллКлинтон, сегодня его повторяютреспубликанцы Джорджа Буша-младшего.Еще недавно новый госсекретарь КолинПауэлл критиковал клинтоновскоеопределение Пекина как будущего "стратегическогопартнера" и называл его "стратегическимконкурентом", но на прошлой неделе ион отправился с визитом в Пекин и ужесам поспешил объявить Китай другом.
НЕ "БРАТЬЯ", НО ПАРТНЕРЫ? Что касается двусторонних российско-китайскихотношений, то и здесь значение договоравелико. Для Китая важно выраженное внем уважение выбора пути развития, чтосвидетельствует об отказе Россиипоучать Китай относительнопредпочтительности той или инойполитической системы или "правчеловека". Такие попытки делались вначале 90-х годов, но выглядели онистранно в условиях, когда у нас у самихс "правами человека" далеко не всев порядке, а политическая системавообще не поддается никакимопределениям.
Интересна статья 8, запрещающаяиспользование территории России иКитая третьими государствами в ущербгосударственному суверенитету,безопасности и территориальнойцелостности друг друга, а такжедеятельность организаций и групп,наносящих такой ущерб. Ясно, что речьздесь идет о важнейшем взаимноминтересе обоих государств: борьбе ссепаратистскими движениями,поддерживаемыми международнымитеррористическими организациями илитретьими странами. Однако формулировкаэта может трактоваться слишкомрасширительно. Могут ли, например, вРоссии действовать российскаяорганизация или отделениемеждународной организации,выступающие за независимость Тибета?Российская Конституция этого незапрещает, но по договору (имеющемуприоритет перед внутреннимзаконодательством) Китай теперьполучает право требовать ее запрета.Верно, что Россия крайне незаинтересована в распаде илидестабилизации Китая, но каксуверенное и демократическоегосударство она вряд ли можетдопустить, чтобы программы еенеправительственных организацийрегулировались из-за рубежа.
Для России большое значение имеетстатья 6, признающая существующуюгосударственную границу инеобходимость сохранять статус-кво нанесогласованных участках. Этоположение снимает все спекуляции наших"борцов за российские земли" о том,что Китай якобы намеревается заявить опретензиях на российские территорииили даже проводит планомерную политикупо заселению российского ДальнегоВостока. Свидетельств официальныхпланов заселения российского ДальнегоВостока, несмотря на большую шумиху,также никто привести не смог. Напротив,китайские лидеры постоянно требуют отсвоих граждан в России соблюдатьроссийские законы и соглашаются на всепредлагаемые Москвой меры поупорядочению режима границы.
Это, конечно, не означает, чтодемаркация российско-китайскойграницы была проведена идеально.Однако проблемы Дальнего Востока,связанные с Китаем, никоим образом неспровоцированы самим Китаем, это нашипроблемы: пренебрежение национальнымиинтересами российской дипломатией вконце 80-х - начале 90-х годов, а такжеместными органами власти, которые (вособенности в Приморском крае) подзнаменем псевдопатриотизма вдействительности довели своехозяйство до полной разрухи, коррупцияв правоохранительных органах, которыедопускают нелегальную миграцию,недавняя неразбериха в федеративныхотношениях, когда местные власти моглибез особых последствий для себяизменить режим госграницы вразрез смежправительственным соглашением.
БДИТЕЛЬНОСТЬ НЕ ПОМЕШАЕТ Некоторые политики в России опасаются,что продаваемое Китаю российскоевооружение может в случае ухудшенияотношений быть обращено против нашейстраны. Однако сегодня для такихопасений, думается, нет оснований. Пооценкам экспертов, пока уровенькитайской армии недостаточно высок,чтобы в обозримом будущем представлятьугрозу России, кроме того, ее основныеусилия направлены на решение проблемыТайваня, а это решение может затянутьсяна десятилетия. В этой ситуации было бынедальновидно отказываться отвыгодных контрактов, доходы от которыхдержат на плаву значительную частьнашей военной промышленности и даютзаработок тысячам занятых в нейработников. Необходимо лишь следить затем, чтобы наше сотрудничество не велок слишком быстрому сокращениютехнологического разрыва в военнойобласти.
Тем не менее бурное развитие Китая,конечно, ставит перед Россией рядсерьезных проблем, и наше руководство,судя по всему, понимает это. Как заявилпрезидент В.Путин год назад, говоря опроблемах Дальнего Востока вБлаговещенске, "если в ближайшеевремя мы не предпримем реальных усилий,то тогда даже исконно русскоенаселение через несколько десятилетийбудет говорить в основном на японском,китайском, корейском языках". ПетрСтолыпин любил повторять, что "природане терпит пустоты", кроме того, хотянынешнее китайское руководство неимеет к России территориальныхпретензий, никто не знает, что будет вдостаточно отдаленном будущем. Вкитайском обществе высказываетсямнение, что территория российскогоПриморья досталась России по "неравноправному"договору, а в прошлом году большойскандал вызвала статья в одномнеправительственном журнале о том, чтоКитаю не хватает "жизненногопространства". Однако проблема эта -результат не коварных китайских козней,а нашей собственной расхлябанности инеспособности развивать богатейшиеДальневосточные регионы.
Широкое экономическое сотрудничествос Китаем могло бы стать важным факторомразвития российского Дальнего Востока.Однако экономика в наших отношенияхпока отстает от политики. Российско-китайскаяторговля в десять раз меньше торговлиКитая с США. Долгое время нам мешалиобщее бедственное состояниероссийского хозяйства и неразбериха встране. Сегодня, когда положение началовыправляться, именно экономическоесотрудничество должно стать предметомглавного внимания, так как без опоры нареальные общие экономические интересы"стратегическое взаимодействие"может оказаться недолговечным.