Об авторе: Лузянин Сергей Геннадьевич - профессор, доктор исторических наук, замруководителя центра "Россия-Китай".
СОСТАВЛЕНИЕ политических биографий к юбилеям восточных политиков - дело тонкое и сложное, тем более когда речь идет о лидере такой страны, как Китай. Привычные оценки, стереотипы и критерии в данном случае не годятся. В Китае любой политик, тем более руководитель партии и государства, представлен общественности и аналитикам в рамках исключительно "официально-протокольной жизни", все его выступления, беседы и даже проявления эмоций строго регламентированы. Основная часть политического и личного багажа практически недоступна широкой публике. Тем не менее попробуем хотя бы в общих чертах представить Цзян Цзэминя как политика и человека.
Цзян Цзэминь родился 16 августа 1926 г. в городе Янчжоу провинции Цзянсу. В 1947 г. окончил Шанхайский политехнический институт "Цзяотун", получив специальность инженера-электрика. Тогда же, в студенческие годы, он вступает (1946 г.) в Коммунистическую партию Китая. В 1955-1956 гг. состоялось первое знакомство будущего генсека с СССР, где он проходил практику на Автомобильном заводе им. Лихачева в Москве.
Цзян Цзэминь работал на предприятиях Шанхая, Чаньчуня, Уханя, в 1985 году был назначен мэром Шанхая, а в 1987 году - секретарем Шанхайского горкома. С этого момента, собственно, и начинается его большая партийно-государственная карьера.
Ключевыми для Цзян Цзэминя стали последние 12 лет. В 1989 г. патриарх китайских реформ Дэн Сяопин принимает одно из самых сложных в своей жизни решений - о разгоне студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь. Последовавшая затем отставка генсека ЦК КПК Чжао Цзыяна вывела Цзян Цзэминя - шанхайского секретаря обкома КПК - в высшие эшелоны власти. В 1989 г. с благословения Дэн Сяопина он избран генеральным секретарем ЦК КПК, в ноябре того же года - председателем Центрального военного совета (ЦВС), что автоматически наделило его полномочиями Верховного главнокомандующего. В марте 1993 г. Цзян Цзэминь избирается Председателем КНР.
Впоследствии решение Дэн Сяопина назначить своим преемником шанхайского выдвиженца будут называть мудрым и дальновидным, но тогда, в конце 80-х и начале 90-х годов, так считали в стране далеко не все. Многие полагали, что пост генсека должен был занять более известный Ли Пэн. Скрытая оппозиция Цзян Цзэминю существовала и в военной среде. В отличие от своих предшественников, Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина, Цзян Цзэминь никогда не служил в армии и поначалу не пользовался поддержкой высшего генералитета. Однако благодаря покровительству и непререкаемому авторитету Дэн Сяопина Цзян Цзэминь сумел закрепиться на всех постах и создать команду единомышленников из своих выдвиженцев в военных и партийно-государственных структурах.
За 12 лет высшей политической карьеры Цзян Цзэминь сделал главное - он плавно перевел теоретическое наследие реформ Дэн Сяопина в практическую плоскость повседневной жизни. Можно сказать, что за последние 7-8 лет экономические успехи Китая были эквивалентны всем экономическим достижениям КНР с 1949-го до начала 90-х годов. Страна достигла "малого достатка", о котором мечтал Дэн Сяопин. Сегодня Китай по темпам роста производства, объемам внешней торговли и инвестиций, золотовалютным резервам и многим другим показателям входит в тройку мировых лидеров, наряду с США и Японией. Многие эксперты называют Китай будущей экономической сверхдержавой XXI века.
Кроме экономических реформ, ключевой для Цзян Цзэминя сегодня является проблема политической модернизации Китая через обновление КПК и создание новых механизмов ее жизнедеятельности. Для китайских руководителей некоторые вопросы из советской истории: почему и на каком этапе КПСС перестала отражать национально-государственные интересы СССР, почему так быстро распалась КПСС - являются актуальными и далеко не риторическими. Ситуация обостряется и в связи с существующим в китайском обществе и руководстве "синдромом Тяньаньмэня", а также давлением Запада на Китай по проблемам прав человека, отсутствия плюрализма и демократии в обществе.
Накануне 80-летия КПК в июне нынешнего года в Китае была опубликована новая партийная концепция Цзян Цзэминя о "трех представительствах". В упрощенном виде суть теории в том, что КПК на современном этапе должна представлять передовые технологии и экономику ("передовые производительные силы"), культуру и интересы всего народа. Одновременно Цзян Цзэминь предложил открыть дорогу в правящую партию представителям среднего класса и крупного бизнеса, а также уравнять в КПК роль интеллигенции с другими "трудящимися классами".
Иные политические варианты развития Китая сегодня попросту опасны. Если гипотетически представить реализацию в Китае радикальной политической реформы (идеологический и партийный плюрализм, ликвидация монополии КПК и пр.) по российской модели начала 1990-х годов, то многие негативные явления, которые сейчас находятся в управляемой фазе, могут выйти из-под контроля, представ уже в новом качестве и в более серьезных масштабах. К таким негативным явлениям можно отнести коррупцию и преступность, растущий разрыв между бедными и богатыми слоями населения, рост безработицы в городе и деревне, диспропорции в развитии регионов (богатый Юг и бедный Северо-Запад), сепаратизм в Тибете и Синьцзяне, движение Фалуньгунь, скрытые финансово-административные противоречия между отдельными частями Китая.
Внутриполитическая стратегия Цзян Цзэминя заключается в сохранении здорового консерватизма и наследия Дэн Сяопина, предохраняющих Китай от рискованных политических экспериментов, что, кстати, согласуется и с традициями страны. В более отдаленном будущем Китай, используя опыт Тайваня, Южной Кореи и Сингапура, возможно, и пойдет на реальную многопартийность, но опять-таки при условии сохранения стабильности. Сама же идея "социализма с китайской спецификой", на наш взгляд, в данной стратегии носит больше мобилизационный, чем идеологический характер. Идеология Китая в экономической сфере заключается в поиске оптимальных и безболезненных вариантов конвергенции социалистической и капиталистической концепций.
Во внешнеполитической стратегии Цзян Цзэминь, сохраняя базовые положения предыдущего руководства (концепция многополярности, неприсоединение и невступление в блоки и союзы, критика гегемонизма и пр.), фактически определяет новые акценты и подходы к международной политике. Дело даже не в том, что Китай вот-вот вступит в ВТО или активно участвует в процессах глобализации. Основываясь на растущей экономической мощи, КНР сегодня качественно по-новому влияет на процессы экономической интеграции и регионализации в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), создавая серьезный противовес традиционным игрокам - США и Японии. Под председательством КНР осенью в Шанхае будет проходить очередной саммит стран АТЭС, Китай предлагает новые модели интеграции странам Юго-Восточной Азии (вариант АСЕАН + 3).
Цзян Цзэминь - один из первых мировых лидеров, сумевший "поставить на место" нынешнюю администрацию США после известного скандала с американским самолетом-разведчиком. Характерно, что при всей жесткости диалога с американцами Цзян Цзэминь не допустил вмешательства крайне консервативного крыла китайского партийного и военного руководства в решение вопроса о дальнейшем характере отношений с США. Кстати, и в Вашингтоне после хайнаньского инцидента заметно изменили риторику в отношении Пекина. Происходит постепенный отход от первоначальной жесткой тактики президента Буша в отношении Китая. В США стали понимать, что возможность возрождения "холодной войны" объективно на руку китайским консерваторам и ортодоксам, позиции которых в высших эшелонах власти достаточно сильны, тем более в условиях предстоящей смены руководства в КПК, государстве и парламенте.
Важной частью обновленной внешней политики Цзян Цзэминя стало развитие отношений с Россией. Ровно месяц назад был подписан известный договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между нашими странами, растут двусторонние экономические контакты, Россия и Китай активно взаимодействуют в рамках новой региональной системы безопасности в Центральной Азии - Шанхайской организации сотрудничества.
Внешнеполитическая стратегия Цзян Цзэминя содержит и потенциально взрывоопасные моменты. После возвращения в лоно Китая в 1997 году Гонконга на очереди стоит тема Тайваня. Ее сложность выходит далеко за рамки отношений "остров-материк", это проблема общей безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Осторожный и взвешенный подход Цзян Цзэминя должен заложить базу для мирного решения данного вопроса в будущем.
Цзян Цзэминь потомственный интеллигент. Его дед был доктором древнекитайской медицины, отец занимался литературой и преподавательской деятельностью. Сегодня Цзян Цзэминь - один из самых высокообразованных руководителей Китая. Он знает древнекитайскую классику и свободно цитирует ее, поет арии из пекинских опер, играет на фортепиано и многих китайских народных инструментах, свободно говорит на английском, русском, румынском языках, переводит с японского и французского.
75 лет - это вершина жизненного пути, когда человек философски осмысливает накопленный опыт и делится им с другими. Для Цзян Цзэминя этот древний канон имеет и вполне конкретный смысл: после 2003 года, покинув в силу возраста руководящие посты в партии и государстве, но сохранив за собой должность председателя Центрального военного совета, он, по примеру Дэн Сяопина, станет своеобразным гарантом стабильности и преемственности при новом поколении политиков Поднебесной.
Источник: Независимая Газета,
16.08.2001, Сергей Лузянин