Недавняя межцерковная конференция по вопросам экономической глобализации, прошедшая на Фиджи, поддержала традиционную экономику этого островного государства как одну из альтернатив диктату "первого" мира над "третьим".
М ало того, христианские экономисты и общественные деятели разных стран призвали сочетать монетарную экономику с "безденежной", основанной на натуральном обмене и распределении материальных благ среди "своих" - то есть тем видом хозяйствования, который не имеет финансового выражения, а потому считается сегодня как бы не существующим. Что это - всерьез? Неужели христианская общественная мысль настолько наивна и отстала, что в век экономической революции призывает вернуться к первобытному бытию "дикарей-аборигенов"?
Общество Фиджи остается крайне нестабильным. Половину населения составляют коренные жители, остальные - в основном выходцы из Индии, преуспевшие в сельском хозяйстве и торговле гораздо больше, чем "старые" островитяне. Еще богаче живет небольшая прослойка экономически активных китайцев. Социальное и национальное неравенство порождает конфликты. Неслучайно последняя из попыток переворота, организованная в середине прошлого года предпринимателем-аборигеном Джорджем Спейтом, проходила под лозунгом "Фиджи - для фиджийцев", хотя, по мнению многих жителей острова, имела экономическую подоплеку.
Главное занятие индусов - выработка неочищенного сахара. Собственно, их массовый приезд на Фиджи во второй половине XIX века был вызван стремлением английских колониальных властей иметь побольше работников на сахарных плантациях. Сейчас сахар-сырец составляет около половины экспорта островного государства. Поставки осуществляются на весьма льготных условиях. В рамках соглашений Ломе, предусматривающих льготы при продаже в Евросоюз товаров из "третьего мира", фиджийцам удалось добиться установления закупочной цены на килограмм сырца в 28 центов при свободной мировой цене 9-11 центов. Казалось бы, можно только порадоваться за островитян, утроивших свой доход и получивших стабильный его источник. Однако прогрессирующая бедность населения и стагнация экономики заставляет думать о том, что "благотворительность" ЕС не разрешила проблем страны.
На деле условия соглашения лишают фиджийское национальное хозяйство перспектив развития. Производители могут поставлять только сырец. Любая попытка построить сахароочистительный завод и начать экспорт гораздо более дорогостоящей продукции фактически приведет к разрыву соглашений. Сейчас фиджийцы обязаны продавать компании Tate and Lyle ежегодно по 300-350 тысяч тонн при среднем производстве в 400 тысяч тонн. Если случается неурожай, островная республика оказывается вынуждена импортировать сахар, чтобы уложиться в рамки экспортных обязательств. Очищенный же сахар страна вообще закупает за границей.
Таким образом, "сахарные" отношения Евросоюза с Фиджи сводятся к простой формуле: мы готовы платить тебе втридорога, только чтобы ты поставлял исключительно сырье, не занимался очисткой продукта, не выходил с рафинадом на наш рынок, а наоборот, закупал его у нас или в крайнем случае у австралийцев. Бедные островитяне обречены на второсортное существование и на вечную зависимость.
Деваться им некуда. При нынешней системе глобальной экономики фиджийцы не посмеют рисковать пусть и падающим, но пока относительно высоким для "третьего мира" уровнем жизни, чтобы пожертвовать соглашениями с ЕС и Tate and Lyle, а затем пойти на штурм "свободного" западного рынка, на который их все равно никто не пустит.
Остается искать альтернативы "под ногами" - так, как это сделал методистский пастор Эпели Таги из деревни Валома. Под его руководством селяне развернули многосторонний сельскохозяйственный проект, ориентированный прежде всего на внутренний рынок. Аборигенская молодежь в первый раз за последние годы получила какую-никакую, но работу. Условие пастора простое: проект строится не на конкуренции, но на взаимопомощи. Средства идут всей деревне, и она решает, кто сколько получит от общего дохода. Родился в молодой семье ребенок - ей строят дом. Нужен агроном - способному юноше дают деньги на образование. Куры, овцы и кукуруза не пойдут на продажу, если в Валоме есть голодные.
Отстало - да. Первобытно - еще бы. "Антиглобализационно" - в высшей степени. Но люди, живущие в фиджийском захолустье, реально выиграли именно от такой экономики. Эпели Таги, с которым я долго беседовал под ослепительными звездами Южного полушария, убежден: производство, товары и деньги должны служить людям, их культуре, родному для них образу жизни, а не наоборот. В нашей беседе мне пришлось стать защитником МВФ и Всемирного банка: ведь кое-кто в этих организациях начал понимать, что эффективные методы традиционного хозяйствования достойны поддержки не меньше, чем принесенное с Запада know-how и основанные на нем "универсальные и прогрессивные" структуры. Однако до Фиджи, как и до России, этот "новый курс" пока не дошел.
Источник:
Вести.Ru,
22 августа 2001,
Протоиерей Всеволод Чаплин