главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

Экономика

Фиджи две экономики

Недавняя межцерковная конференция по вопросам экономической глобализации, прошедшая на Фиджи, поддержала традиционную экономику этого островного государства как одну из альтернатив диктату "первого" мира над "третьим".
М ало того, христианские экономисты и общественные деятели разных стран призвали сочетать монетарную экономику с "безденежной", основанной на натуральном обмене и распределении материальных благ среди "своих" - то есть тем видом хозяйствования, который не имеет финансового выражения, а потому считается сегодня как бы не существующим. Что это - всерьез? Неужели христианская общественная мысль настолько наивна и отстала, что в век экономической революции призывает вернуться к первобытному бытию "дикарей-аборигенов"?

Общество Фиджи остается крайне нестабильным. Половину населения составляют коренные жители, остальные - в основном выходцы из Индии, преуспевшие в сельском хозяйстве и торговле гораздо больше, чем "старые" островитяне. Еще богаче живет небольшая прослойка экономически активных китайцев. Социальное и национальное неравенство порождает конфликты. Неслучайно последняя из попыток переворота, организованная в середине прошлого года предпринимателем-аборигеном Джорджем Спейтом, проходила под лозунгом "Фиджи - для фиджийцев", хотя, по мнению многих жителей острова, имела экономическую подоплеку.

Главное занятие индусов - выработка неочищенного сахара. Собственно, их массовый приезд на Фиджи во второй половине XIX века был вызван стремлением английских колониальных властей иметь побольше работников на сахарных плантациях. Сейчас сахар-сырец составляет около половины экспорта островного государства. Поставки осуществляются на весьма льготных условиях. В рамках соглашений Ломе, предусматривающих льготы при продаже в Евросоюз товаров из "третьего мира", фиджийцам удалось добиться установления закупочной цены на килограмм сырца в 28 центов при свободной мировой цене 9-11 центов. Казалось бы, можно только порадоваться за островитян, утроивших свой доход и получивших стабильный его источник. Однако прогрессирующая бедность населения и стагнация экономики заставляет думать о том, что "благотворительность" ЕС не разрешила проблем страны.

На деле условия соглашения лишают фиджийское национальное хозяйство перспектив развития. Производители могут поставлять только сырец. Любая попытка построить сахароочистительный завод и начать экспорт гораздо более дорогостоящей продукции фактически приведет к разрыву соглашений. Сейчас фиджийцы обязаны продавать компании Tate and Lyle ежегодно по 300-350 тысяч тонн при среднем производстве в 400 тысяч тонн. Если случается неурожай, островная республика оказывается вынуждена импортировать сахар, чтобы уложиться в рамки экспортных обязательств. Очищенный же сахар страна вообще закупает за границей.

Таким образом, "сахарные" отношения Евросоюза с Фиджи сводятся к простой формуле: мы готовы платить тебе втридорога, только чтобы ты поставлял исключительно сырье, не занимался очисткой продукта, не выходил с рафинадом на наш рынок, а наоборот, закупал его у нас или в крайнем случае у австралийцев. Бедные островитяне обречены на второсортное существование и на вечную зависимость.

Деваться им некуда. При нынешней системе глобальной экономики фиджийцы не посмеют рисковать пусть и падающим, но пока относительно высоким для "третьего мира" уровнем жизни, чтобы пожертвовать соглашениями с ЕС и Tate and Lyle, а затем пойти на штурм "свободного" западного рынка, на который их все равно никто не пустит.

Остается искать альтернативы "под ногами" - так, как это сделал методистский пастор Эпели Таги из деревни Валома. Под его руководством селяне развернули многосторонний сельскохозяйственный проект, ориентированный прежде всего на внутренний рынок. Аборигенская молодежь в первый раз за последние годы получила какую-никакую, но работу. Условие пастора простое: проект строится не на конкуренции, но на взаимопомощи. Средства идут всей деревне, и она решает, кто сколько получит от общего дохода. Родился в молодой семье ребенок - ей строят дом. Нужен агроном - способному юноше дают деньги на образование. Куры, овцы и кукуруза не пойдут на продажу, если в Валоме есть голодные.

Отстало - да. Первобытно - еще бы. "Антиглобализационно" - в высшей степени. Но люди, живущие в фиджийском захолустье, реально выиграли именно от такой экономики. Эпели Таги, с которым я долго беседовал под ослепительными звездами Южного полушария, убежден: производство, товары и деньги должны служить людям, их культуре, родному для них образу жизни, а не наоборот. В нашей беседе мне пришлось стать защитником МВФ и Всемирного банка: ведь кое-кто в этих организациях начал понимать, что эффективные методы традиционного хозяйствования достойны поддержки не меньше, чем принесенное с Запада know-how и основанные на нем "универсальные и прогрессивные" структуры. Однако до Фиджи, как и до России, этот "новый курс" пока не дошел.

Источник: Вести.Ru, 22 августа 2001, Протоиерей Всеволод Чаплин 

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  другие статьи


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz