Между рынком и Марксом Чжу Жунцзи проводит реформы вопреки партийным догмам
7 сентября в Россию прибывает глава китайского правительства Чжу Жунцзи. С точки зрения партийной иерархии он занимает не первый пост в системе власти в Пекине. Но именно на Чжу в первую очередь возложена задача руководить экономикой и проводить реформы, без которых ее подъем был бы немыслим.
На Западе премьера Госсовета называют "царем экономики". Чжу говорит, что такие эпитеты ему не по душе. Тем не менее его авторитет и знания в области макроэкономического регулирования неоспоримы. Эту репутацию он заслужил, возглавляя с 1987 по 1991 год мэрию Шанхая, а затем работая в Пекине сначала в должности вице-премьера, а с 1998 года — главы правительства. Результаты его деятельности в столице отражены в таких показателях: инфляция в стране с начала 90-х годов снизилась с 20 до 3 проц., а ежегодные темпы роста составили в среднем 8 процентов.
Во время недавней поездки в Китай мне довелось слышать такой анекдот. Председатель Цзян приехал в Америку и решил выяснить у Клинтона, в чем секрет экономического успеха его администрации. "Все очень просто", — сказал Клинтон и позвал Гора. "Ал, скажите, кто племянник вашего дяди?". "Это я", — ответил Гор. "Видите, какие у нас смышленые кадры. Вот и ответ на ваш вопрос", — пояснил Клинтон. Вернувшись в Китай, Цзян решил проверить своих коллег по Политбюро на сообразительность и задал одному из них вопрос про дядю. Тот задумался и сказал: "Я вам перезвоню через несколько минут". И позвонил Чжу. Тот сразу дал такой же ответ, как Гор. Тогда партийный чиновник с облегчением говорит Цзяну: "Племянник моего дяди — это Чжу Жунцзи".
Как видим, даже авторы анекдотов отдают 72-летнему премьеру должное. Но если сегодня дела идут в гору, это отнюдь не значит, что прежде его карьера в китайских коридорах власти складывалась гладко. Чжу вступил в партию в 1949 году. После окончания одного из лучших вузов страны — Пекинского университета Цинхуа по курсу электротехники — работал в министерстве промышленности, Госплане. Но Мао Цзэдун начал кампанию по разоблачению правобуржуазных элементов, и перспективный специалист попал в их число. Ссылка, "перевоспитание трудом" в деревне длились два десятка лет.
После смерти "великого кормчего" и возвращения во власть Дэн Сяопина опала кончилась. Перевод в столицу на пост заместителя главы правительства означал, что высшее руководство оценило выдающиеся способности администратора по заслугам. Однако ему понадобилась не только научная подготовка, но и железная воля для того, чтобы постепенно расчищать завалы, образовавшиеся на пути развития страны в годы правления Мао. Ведь она, как метко заметил американский синолог Марк Клиффорд, находится на полпути между Марксом и рынком.
Даже сам премьер во время недавней поездки в провинцию Гуйчжоу назвал китайскую экономику "хаотичной". В тяжелой промышленности многие заводы убыточны и содержат огромный штат служащих и сотрудников соцкультбыта. Когда центр дает указание выделить непрофильные производства в самостоятельные компании, управляющие заводов выбирают самые перспективные и становятся во главе их. А чиновники в Пекине, которые обязаны надзирать за передачей госсобственности и ее акционированием, сохраняют "теплые отношения" с менеджерами образовавшихся фирм. В то же время на провинциальном уровне чиновники, которые призваны от лица государства контролировать предприятия, нередко продолжают их возглавлять.
Какие же рецепты для лечения этого недуга предложил Чжу? "Административные и правоохранительные органы могут быть только рефери, а не спортсменами на арене соревнований", — заявил премьер. А чтобы искоренить скрытую и явную коррупцию на местах, необходимо усилить контроль центра. Укрепление регулирующей роли государства он предлагает и для того, чтобы не допустить повторения трагедий, подобных той, что случилась в июле на оловянном руднике в провинции Гуанси.
Однако премьер не призывает создать в государстве систему сдержек и противовесов в лице независимой судебной системы, не говоря уже о свободной прессе. Хотя Чжу сам в свое время пострадал от беззаконий, творившихся именем партии, он остается ее верным бойцом и не ставит под вопрос необходимость сохранения руководящей роли КПК в политической жизни.
Но в либерализации экономики Чжу хочет двигаться вперед, не считаясь с партийными постулатами. По словам Ли Куан Ю, бывшего премьера Сингапура, который выступает в роли неофициального советника китайского правительства, Чжу замыслил частично приватизировать Банк Китая (Центральный банк) и закрыть все неплатежеспособные банки. Этот рывок в преобразованиях должен быть завершен в 2003 году, когда Чжу Жунцзи уйдет в отставку с поста главы правительства.
Источник: Время МН,7 сентября 2001, Владимир СКОСЫРЕВ