Призы – в Азию Вручены награды 58-го кинофестиваля в Венеции
«Золотой лев» Венецианского фестиваля достался индианке Мире Наир за фильм «Свадьба в сезон дождей». Фильм состоит из нескольких переплетающихся историй, в которых участвуют съехавшиеся на свадьбу в Дели члены огромного семейства. Их основное настроение -- безраздельное веселье и половодье чувств, совсем как в том индийском кино, к которому мы привыкли по советскому прокату. Бесспорным лидером конкурсной программы эту картину назвать трудно, но общий расклад призов ни у кого радикальных возражений не вызвал: награждены почти все сколько-нибудь заметные работы. Не повезло лишь корейцу Киму Кидуку: уже второй год подряд он остался в Венеции без призов, на этот раз с фильмом «Адрес неизвестен». Ничего не поделаешь, это рок -- даже на Московском кинофестивале его превосходная картина «Реальный вымысел» не была отмечена жюри. Насилие в кино, конечно, в моде, но свинцовых ужасов «Адреса» испугались даже прожженные кинематографисты во главе с председателем жюри Нанни Моретти.
Некоторую досаду вызвало решение жюри о вручении призов за лучшую роль актерскому дуэту из итальянского фильма «Свет моих очей» -- Сандре Чеккарелли и Луиджи Ло Кашио. Даже итальянские критики встретили выход Кашио на сцену свистом и шиканьем. А на проводившемся среди зрителей конкурсе рецензий на фильмы фестиваля одной из лучших оказалась самая краткая: «Жалкое зрелище!» -- все на тот же «Свет моих очей». Увы, положение итальянского кино далеко не блестяще, и утешительные актерские призы не спасают ситуацию, а лишь подчеркивают ее кризисный характер.
«Серебряного льва» за лучший сценарий удостоились мексиканцы Карлос и Альфонсо Куарон за подростковое роуд-муви «А также твоя мама», а молодые актеры Диего Луна и Гаэль Гарсиа Берналь получили из рук Питера Фонды премию Марчелло Мастроянни самым многообещающим новичкам.
Иранец Бабак Пайами, чей фильм «Тайное голосование» был назван в нашей газете одним из главных открытий Венецианского конкурса (см. рецензию в номере от 7 сентября), удостоен заслуженного «Серебряного льва» за режиссуру. Уже ясно, что иранское кино не кончится с Макмальбафом и Киаростами, -- у них есть не менее талантливый и оригинальный последователь.
Наконец-то международные фестивали отметили новую волну в немецком кино -- правда, пока только в конкурсе короткометражек. Главный приз этой секции получил Ян Крюгер за гомосексуальный тинейджерский романс «Друзья» (Freunde), в котором при всей его неоформленности легко увидеть отличный материал к будущему полнометражному фильму.
О самом смелом фильме фестиваля -- «Жаркие летние дни» (Hundstage) австрийца Ульриха Зайдля, получившем Гран-при,