Диалог двух Корей прерван Оппозиция в Сеуле винит власти в неумении его вести
В ЮЖНОЙ Корее разразился правительственный кризис - явление для этой страны вполне обычное. Перетряски в составе правительства здесь происходят регулярно. Одних министров, как не справившихся, не раз выдворял президент Ким Дэ Чжун, другие уходили сами, будучи обвиненными в коррупции или других прегрешениях. Сейчас, однако, ситуация оказалась более сложной - в отставку запросились не отдельные члены кабинета, а правительство в полном составе во главе с премьером. Вместе с ними своих должностей могут лишиться и ведущие советники южнокорейского президента.
Кризис инициировали политические противники главы республики. Имея большинство в парламенте, они в ходе очередных слушаний обвинили правительство в неумении вести диалог с Северной Кореей. Фактически в очередной раз была поставлена под сомнение концепция политики "солнечного тепла" - детища президента Ким Дэ Чжуна. Особое раздражение у многих парламентариев вызвала недавняя поездка в Пхеньян южнокорейских леворадикалов и их единение там с северокорейскими партнерами во время симпозиума, который северяне провели по случаю прошлогодней встречи Ким Дэ Чжуна с лидером КНДР Ким Чен Иром. В ходе ожесточенных парламентских дебатов указывалось, что поездку с ведома президента санкционировал министр по делам национального объединения Лим Дон Вон, ярый приверженец политики "солнечного тепла", а организовали ее вопреки южнокорейскому законодательству.
С особой силой дискуссии возобновились, когда в Сеул в августе стала поступать информация о многодневном вояже по России Ким Чен Ира в сопровождении многочисленной свиты советников и консультантов. В официальных откликах, переданных в прессу аппаратом президента, визит северокорейского лидера оценивался как событие, которое в перспективе окажет позитивное воздействие на возобновление межкорейского диалога. Парламентская оппозиция не возражала против таких оценок российского фактора в межкорейских делах. Ознакомившись, однако, с заявлениями, которые Ким Чен Ир сделал, находясь в Москве, лидеры оппозиции заговорили о другом. Так, Ким Дэ Чжун, не просчитав, видимо, все "за" и "против", утверждал, ссылаясь на Ким Чен Ира, что в Пхеньяне сменили гнев на милость и не будут впредь возражать, если 37-тысячный американский экспедиционный корпус останется в Южной Корее на неопределенное время. Вопреки подобным утверждениям лидер КНДР заявил в Москве совсем иное, а именно, что вывод американского контингента необходим "в интересах обеспечения мира и безопасности на Корейском полуострове". Оппозиция потребовала от правительства объяснений. Посыпались обвинения в сокрытии правды политиками, ответственными за организацию переговоров с Севером.
При нынешних распрях в политической верхушке президенту будет непросто подыскать тех, кто сохранит основные параметры "мягкой" политики в отношении Севера. Оппозиция, взяв верх в нынешнем противостоянии с властями, наверняка продолжит перетряхивать перед общественностью явные и мнимые ошибки, которые произошли в ходе переговоров с Пхеньяном. Для нее игра стоит свеч, поскольку приближается пора, когда надо набирать пропагандистские очки в преддверии скорой кампании по выборам нового президента.