Вопреки известным издержкам российского турне вождя Северной Кореи Ким
Чен Ира оно принесло для нас солидные результаты. На завершившихся 18
сентября переговорах замминистров по делам объединения КНДР и Республики
Корея стороны заявили о намерении участвовать совместно с Россией в
создании транспортного коридора Корея — Европа. Новый "шелковый путь",
давно лоббировавшийся Москвой, соединит южнокорейский порт Пусан с
Западной Европой через Транссибирскую железную дорогу. Стороны
договорились о скорейшем начале работ по соединению разорванной полвека
назад в результате войны Транскорейской магистрали в районе
демилитаризованной зоны. Кроме того, зафиксировано намерение сторон
совместно изучить вопрос о прокладке газопровода с Ковыктинского
месторождения (Иркутская область) в Корею. К проекту, стоимость которого
оценивается в 11 млрд долл., уже подключились девять южнокорейских
корпораций.
По мнению наблюдателей, столь ощутимые сдвиги в межкорейском диалоге
стали возможны благодаря активной позиции Москвы и Пекина, призвавших
Пхеньян к сближению с Югом, а также более благожелательной, чем в начале
работы новой администрации, позиции Вашингтона. В числе других
договоренностей — возобновление встреч разъединенных войной семей,
строительство южнокорейскими бизнесменами в КНДР технопарка,
нормализация морского сообщения и даже открытие туристических маршрутов
для южнокорейских граждан.
Правда, еще не все разногласия преодолены. Северяне не пошли навстречу
южанам, предлагавшим определить одно постоянное место для встреч
разделенных семей. Южане, в свою очередь, не прореагировали на просьбы
Северной Кореи помочь ей в разрешении энергетического кризиса и
смягчении других экономических проблем. Видимо, Сеул не может пойти на
это в нынешней внутриполитической ситуации: президент Ким Дэ Чжун
подвергается жесткой критике со стороны оппозиции и электората,
выступающих против лчрезмерных уступок¬ тоталитарному режиму Пхеньяна.
Источник: Время МН, 19 сентября 2001 г, Евгений Васильев