17 августа специальный самолет «Корейских авиалиний» вылетел чартерным
рейсом из Инчхонского международого аэропорта в Осаку. Пассажирами же
были молодые фанаты корейского исполнителя Со Тхэ Чжи, который давал
концерт в Японии.
В Осаку отправился фан-клуб Со Тхэ Чжи в составе 295 человек. Им
предстояло увидеть выступление своего кумира на фестивале «Суперсоник
2001». Именно фан-клубы, которых в Корее множество, и станут темой нашей
сегодняшней передачи. А для начала послушаем одну из звезд местной
популярной музыки певицу по имени Ом Чон Хва:
Мой дебют состоялся в 1993 году. Сейчас я записываю уже седьмой альбом.
Прошло 9 лет, и я вижу, что многое изменилось. Когда я начинала свою
карьеру, каких-то организованных фан-клубов почти не было. В то время
каждый, как говорится, в одиночку сходил с ума по своему любимому
артисту. А сейчас – посмотрите, молодежь собирается – сидят и поджидают
своих героев и героинь у подъездов по нескольку часов, а то и всю ночь
напролет. Из-за своей организованности они теперь знают о своих кумирах
буквально всё – от личных данных до каждой буквы в расписании гастролей.
Эти группы, фан-клубы стали настолько влиятельными, что с ними
приходится считаться и самим артистам.
В день, когда снимается очередной телевизионный концерт с участием
поп-звезд, мальчики и особенно девочки, часто одетые одинаково, в некое
подобие униформы, собираются толпой и занимают какой-нибудь сектор в
зрительном зале. Они всегда садятся отдельно от других зрителей – и от
таких же групп фанатов, которые пришли поддержать других звезд, если
концерт сборный. То, как члены фан-клубов приветствуют своих кумиров –
это довольно занимательное зрелище – никакого разнобоя вы не увидите –
все приветствия, выкрики, движения четко отрепетированы, процесс, так
сказать, «боления» за своего кумира, каким бы шумным он ни был, проходит
на удивление четко и слаженно.
Чтобы отпраздновать день рождения одного из членов популярнейшей группы
«Эй-О-Ти», более 10 тысяч фанатов арендовали целый спорткомплекс, сами
за это заплатив. Сумма на каждого получилась небольшая – меньше доллара,
но народу было так много, что денег хватило. Это одно из свидетельств
того, что фан-клубы в Корее становятся всё более многочисленными и
влиятельными. Говорит продюсер телерадиокомпании «Кей-Би-Эс» Ким Чун:
Активное создание фан-клубов в Корее началось с появлением группы «Эйч-О-Ти».
Менеджеры этой группы первыми спланировали организацию фан-клуба, и это
было сделано из коммерческих соображений. До «Эйч-О-Ти» много фанатов
было еще у Со Тхэ Чжи, но тогда всё это не принимало нынешних
организованных форм. По-моему, данное явление отражает некоторые
негативные аспекты корейского общества. Школы быстро теряют свое влияние
и школьникам некуда себя девать, они чувствуют, что никому не нужны.
Поэтому они сбюиваются в группы, объединяемые объектом общего
поклонения, где и пытаются самореализоватья. Другая причина – в развитии
информационных технологий. С развитием Интернета они нашли новый способ
обмена информацией друг с другом и повышения своего влияния.
Честно сказать, я был несколько удивлен, услышав, что продюсер «Кей-Би-Эс»
говорит о неких негативных аспектах и об Интернете, как о причинах
возникновения фан-клубов. Между тем, он упоминает, что первый фан-клуб
был создан такими же продюсерами, как и он сам – с целью заработать
больше денег на раскрутке типично подростковой группы «Эйч-О-Ти». Он
говорит, что первый фан-клуб появился именно у «Эйч-О-Ти». Но тогда
возникает вопрос – почему именно тогда, почему раньше ничего не было, а
теперь расцвело пышным цветом. Ответ, на самом деле очень прост – раньше
в Корее просто не было таких групп, как «Эйч-О-Ти», сознательно
созданных продюсерами для выбивания денег из карманов подростков, а
теперь таких групп масса. Широким потоком льются их танцевально-фанерные
шоу на головы юных невзыскательных телезрителей и посетителей
стадионно-парковых концертов. В прежние годы у подростков не было денег
на покупку музыки. Родителям самим не хватало. Соответственно не было и
музыки, рассчитанной специально и исключительно на средний и старший
школьный возраст. Но теперь деньги детям дают – и продюсеры «Кей-Би-Эс»
и прочих компаний этим активнейшим образом пользуются. Причем пользуются
сознательно и это всем известно. Поэтому от кого, от кого – а вот уж от
продюсера, который день и ночь молится об успехе своего коммерческого
мероприятия, частью которого являются фан-клубы, немножко странно
слышать про какие-то негативные аспекты в каких-то других местах кроме
индустрии шоу-бизнеса. А откуда вообще взялась грусть в продюсере и
желание переложить ответственность на школу, на Интернет, в общем на
кого угодно, лишь бы подальше от самих продюсеров – это вы поймете из
слов музыкального критика Син Ён Хёна:
В последнее время неуправляемая деятельность фан-клубов вызывает споры в
обществе. Фанатов часто обвиняют в эгоизме. Вообще, фан-клубы могут
оказывать положительное влияние на развитие индустрии развлечений в
стране. Однако если их деятельность идет вразрез с принятыми в
обществами нормами и законами, то этому нет оправданий. В частности,
популярные исполнители, будучи общественными фигурами, должны нести
ответственность за свои поступки, и если они нарушают какие-то нормы, то
вполне естественно, что общество может подвергнуть их критике. Однако
фанаты часто слепо верят в непогрешимость своего кумира – отсюда
возникают конфликты.
Говоря об ответственном поведении кумиров и о фан-клубах, г-н Син Ён Хён
имеет в виду инциденты вроде того, который произошел, когда один из
местных поп-идолов был арестован полицией за вождение в нетрезвом
состоянии. В ответ на это фан-клуб этого исполнитиеля устроил хакерскую
атаку на веб-сайт Национального полицейского управления, в результате
чего этот сайт временно закрылся. Бывают случаи, что фаны звонят
кому-нибудь с угрозами по телефону, совершают другие хулиганские
действия – если авторитет их божественного кумира оказывается под
вопросом. Это действительно серьезная проблема, но если ее как-то
решать, то деятелям индустрии развлечений надо быть до конца честными –
одни призывы, благие пожелания или тем более, что называется, перевод
стрелок на кого-то другого тут не помогут. Про фан-клубы мы уже
говорили. А что касается ангельского лика той или иной звезды, имиджа
непогрешимости и чистоты, то опять-таки - кто ж его всеми силами
создает, кто его полирует – и в прямом смысле – это я намекаю на
пластические операции – и в переносном? И жаловаться после этого на то,
что хотели развития индустрии развлечений, а получили взломанные
полицейские сайты – дело бесполезное.
Впрочем, не все фан-клубы являются источниками головной боли для
обеспокоенной общественности. В качестве положительного примера авторы
нашей сегодняшней передачи приводят фан-клуб Со Тхэ Чжи. Впрочем, этот
пример только подтверждает то, о чем я говорил. Со Тхэ Чжи со своей
группой в свое время – то есть лет 7-8 назад – сумел стать кумиром
корейских подростков. Однако он был первым, и тогда еще в корейском
шоу-бизнесе не была отработана нынешняя конвейерная технология
ускоренной лепки кумиров. Кроме того, он и не нуждался особенно в том,
чтобы его лепили – он, как говорят на Западе, во многом сделал себя сам,
за счет своего собственного таланта и инноваций – например, он первым
стал петь по-корейски рэп – раньше думали, что это в принципе
невозможно. Ему не нужен был спонсируемый фирмами граммзаписи
официальный фан-клуб – клуба и не было, хотя фанатов, естественно, было
хоть отбавляй. И, наконец, главное – его музыка была рассчитана на
довольно широкий круг людей, а не только – и не столько на озабоченных
девушек, которые росли и расцветали до 17 годов, а с 17 годов начинают
взламывать сайты Национального полицейского управления и слать угрозы по
телефону. Нынешний фан-клуб Со Тхэ Чжи состоит из глубоких стариков – то
есть из тех, кому за 20. Слово фанату:
В 1995 году нам удалось добиться отмены цензуры популярных песен, после
того как Министерство культуры наложило запрет на некоторые строки из
песен Со Тхэ Чжи. Тогда о нашем фан-клубе много говорили. С тех пор мы
много делали для того, чтобы улучшить атмосферу как в индустрии
поп-музыки, так и в фан-клубах. Были ли вы на нашем сайте? Там не только
выражения нашей любви к Со Тхэ Чжи, но много серьезных материалов о
рок-музыки, комментариев к текстам песен. Мы даже начали заниматься
благотворительной деятельность. И еще у на есть своя радиостанция в
Интернете – там вы можете послушать музыку Со Тхэ Чжи в любое время.
Фан-клуб Со Тхэ Чжи – один из крупнейших, самых активных и при этом
действительно влиятельных – раз уж ему удалось совершит такой подвиг,
как отмена правительственной цензуры. А последний их крестовый поход
направлен против хит-парадов, публикуемых местными звукозаписывающими
компаниями. То есть фанаты борются против излишней коммерциализации
музыки, и их движение таким образом превращется из простого
потребительского в общественное и культурное. Впрочем, не у всех клубов
такой размах, многие ограничиваются гораздо более скромными начинаниями.
…Вы слышали отрывок из песни другого популярного исполнителя – Чхве Чжэ
Хуна. Его фан-клуб сравнительно небольшой – в нем нет и 300 членов. Его
собрания больше напоминают дружеские посиделки. Зато когда проходит
очередной концерт кумира, члены клуба превращаются в технический
персонал: они раздают рекламные буклеты, готовят сцену, расставляют
стулья, продают билеты на концерт. Как сам певец относится ко всему
этому?
Поддержка фанов – это то, что заставляет нас вновь и вновь выходить на
сцену. Она дает мне силы и уверенность в себе. Конечно, они регулярно
приходят на концерты сами и приводя новых людей. Но не это главное – так
как мои выступления не рассчитаны на коммерческий успех. Я просто хочу
показывать своим фанатом что-то новое каждый раз, когда выхожу на сцену.
Поп-звезды, конечно, оказывают большое влияние на своих поклонников, но,
как видно из слов Чхве Чжэ Хуна, деятельность фан-клубов тоже может быть
важна для популярных исполнителей, может давать им дополнительное
вдохновение. Возможно, артисты и фанаты в таком своеобразном симбиозе
найдут и пути решения некоторых проблем, о которых мы сегодня упоминали
– это пошло бы на пользу и обществу в целом, и популярной культуре в
частности.