У российской "оборонки" появляется уникальный шанс занять целую нишу
мирового авиационного рынка. Причем наиболее показательно то, что
попадет она туда отнюдь не на "военных" крыльях, а на крыльях
Министерства по чрезвычайным ситуациям. В октябре начнется
беспрецедентный демонстрационный полет по странам
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) нового российского
многофункционального самолета-амфибии Бе-200ЧС. Сначала самолет побывает
в Индии, затем совершит перелет в Малайзию на остров Лангкави, где 9
октября откроется 5-я международная выставка авиационной и морской
техники "ЛИМА-2001". После ее окончания Бе-200 перелетит в Южную Корею,
где с 15 по17 октября примет участие в 3-м международном авиационном
салоне в Сеуле. Увидят гидросамолет и в Пекине, когда Бе-200 будет
возвращаться обратно в Россию. В ходе показательных полетов самолет
продемонстрирует свои уникальные характеристики "крылатого пожарного",
включая посадку на воду, забор воды во время движения и ее доставку к
очагам возгорания.
Владельцем разработанного в Таганроге силами авиационного
научно-технического комплекса (ТАНТК) имени Бериева Бе-200 является
корпорация "Иркут", в которую входят Иркутское авиационное
производственное объединение (ИАПО), ЗАО "Русская авионика", ЗАО "БЕТА-ИР"
и ряд других компаний. ИАПО на сегодняшний день имеет портфель заказов
на сумму около 5 млрд долл., серийно производит такую ходовую продукцию,
как истребители Су-27 и Су-30, экспортируемые в Индию, Китай и Вьетнам.
Но стратегической программой корпорации сейчас стала именно организация
выпуска Бе-200. ИАПО диверсифицирует свое производство, добиваясь в
перспективе паритетного соотношения военной и гражданской продукции. В
2000 году за счет выполнения военных заказов объем производства ИАПО
составил 300 млн долл., а в текущем году должен достигнуть 500 млн
долларов.
Производственные мощности корпорации позволяют выпускать ежегодно до 15
самолетов-амфибий. Для реализации коммерческого проекта "Иркут"
совместно с ТАНТК образовал компанию ЗАО "БЕТА ИР", призванную
заниматься маркетингом и продвижением самолетов семейства Бе-200 на
мировой и внутренний рынок. Общая стоимость программы Бе-200 составляет
около 250 млн долл., из которых ИАПО уже инвестировало 150 миллионов.
Столь серьезные затраты представляются абсолютно оправданными. Бе-200
является достаточно привлекательным для рынка стран АТР. Ввиду своего
островного географического расположения эти страны не обладают развитой
сетью аэропортов, а Бе-200 может эксплуатироваться даже при наличии
минимальной береговой инфраструктуры для взлета и посадок. При этом
Россия готова удовлетворить потребности этого региона в
самолетах-амфибиях в самые сжатые сроки.
Первым заказчиком Бе-200 стало МЧС России, которое в рамках заказа на
общую сумму 140 млн долл. получит до 2005 г. семь самолетов-амфибий. По
оценкам экспертов, объем внутреннего рынка для Бе-200 оценивается до
2010 примерно в 60-70 машин. По мнению заместителя генерального
директора "Росавиакосмоса" Станислава Рынкевича, интерес к Бе-200, уже
получившему сертификат ИКАО, проявили Южная Корея, Китай, Индия, а также
Греция и Франция.
Нельзя сказать, что продвижение амфибии на внешние рынки будет
безоблачным. Конкуренты у Бе-200 на мировом рынке есть, но это
относительно старые самолеты-амфибии CL-215T и CL-415 производства фирмы
"Канадэр" и самолет "Систер" фирмы "Дорнье". Однако по таким основным
параметрам, как цена, производительность, многофункциональность, вес
перевозимого груза, самолет Бе-200 превосходит все существующие и
проектируемые аналоги. Так, например, по производительности Бе-200
превосходит CL-415 в 3 (!) раза, имеет более низкую цену и может
применяться в большем количестве вариантов с большей транспортной
эффективностью.
По оценкам маркетологов, общая емкость мирового рынка в
самолетах-амфибиях Бе-200 до 2010 года оценивается в 350-400 единиц.
Корпорация "Иркут" планирует в течение 2002-2004 гг. получить твердых
заказов на сумму 530-670 млн долл. и опционов на 1,6 млрд долларов.
Источник:
Московские новости, 25 сентября 2001,
Николай Новичков, Владимир Шварев