Мост на Сахалин и Хоккайдо может стать самым глобальным проектом
российского МПС
Строительство железнодорожного моста с материка на Сахалин и дальше - до
японского острова Хоккайдо - многие уже называют одним из самых крупных
проектов XXI века. Стоимость строительства самого моста и затраты на
обустройство соответствующей инфраструктуры уже просчитаны - около 80
млрд рублей, а чтобы окупить все расходы, потребуется двадцать пять лет.
По словам первого заместителя министра путей сообщения России Александра
Мишарина, строительство моста может начаться уже в октябре, если
соответствующее постановление правительства будет подписано в ближайшее
время. В данный момент документы находятся на согласовании в
Министерстве юстиции.
Первоначально в Министерстве путей сообщения, которое является главным
заказчиком строительства, больше склонялись к идее строительства
железнодорожного тоннеля под Татарским проливом. Но после проведенных
специалистами расчетов, глава МПС Николай Аксененко заявил, что
строительство моста представляется более выгодным, чем прокладка
тоннеля. По его словам, в эксплуатации мостовой переход несколько
дешевле и надежней, чем тоннель.
Проект соединения Сахалина с материком предполагает строительство
железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева в Хабаровском
крае, затем будет построен мостовой переход от мыса Лазарева до мыса
Погиби на Сахалине. Предполагается, что мостовой переход протяженностью
около 7 км будет разводным.
По мнению руководителя бригады проектировщиков Государственного
института технико-экономических изысканий и проектирования
железнодорожного транспорта МПС РФ Сергея Просторова, при устойчивом
финансировании строительство железнодорожного моста технически возможно
в срок от 4 до 10 лет.
Реализация проекта потребует значительных финансовых вливаний, которые
одному МПС не осилить. Поэтому в министерстве всерьез рассчитывают на
то, что специально под этот проект будет создана государственная
акционерная компания, а очевидная выгода проекта для Японии позволит
привлечь инвестиции японских деловых кругов. Вполне возможно, считают в
Министерстве путей сообщения, что проект привлечет внимание и внутренних
областей России, испытывающих сегодня проблемы из-за отсутствия выхода к
морю. Участвуя в проекте, они смогут построить в южной части Сахалина
собственные портовые терминалы, с которыми будет установлено регулярное
железнодорожное сообщение.
В середине августа губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов в
одном из интервью сообщал, что в настоящий момент Россия ведет
переговоры с Японией о частичном кредитовании этого проекта и, скорее
всего, эти переговоры закончатся успешно. По мнению Фархутдинова, в
случае реализации проекта Сахалинская железная дорога станет транзитной
и позволит транспортировать грузы из Юго-Восточной Азии через Сахалин в
Европу. Фархутдинов пояснил, что на Сахалине расположены три
незамерзающих порта, которые и смогут обеспечить значительный
грузооборот между Россией и странами Юго-Восточной Азии.
Строительство общего железнодорожного пути длиной 530 километров от
Комсомольска-на-Амуре в Хабаровском крае до станции Ноглики на Сахалине
позволит усилить роль Сахалинской области в дальневосточной и российской
экономике, создать новые рабочие места, улучшить северный завоз в
отдаленные районы региона. Но между тем у проекта есть противники, одним
из которых является губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев.
Хабаровский губернатор неоднократно высказывал мнение о том, что мост,
который соединит материк с Сахалином, а потом и с Японией, может
принести значительные убытки морским торговым портам Хабаровского края и
всего Дальнего Востока. По мнению Виктора Ишаева, российские порты
просто не выдержат конкуренции и лишатся грузопотока. Но Николай
Аксененко продолжает настаивает на реализации проекта, который может
занять около восьми лет, и предлагает портам Хабаровского края помощь в
развитии. В частности, МПС возьмет на себя закупку контейнеровозов, и,
по мнению Аксененко, такие меры вдохнут в порты новую жизнь и помогут в
будущем, после введения сахалинского моста и транскорейской магистрали в
эксплуатацию, не потерять заказы на перевозки. Компромисс между
хабаровским губернатором и главой МПС пока не найден.
Источник:
Cтрана.Ru, 25 сентября 2001,
Михеев Игорь