По шпалам к японцам
Глобальные планы Николая Аксененко нашли понимание в Белом доме
Правительство оценило стратегическое мышление МПС, одобрив проект
строительства железнодорожного перехода между материком и островом
Сахалин. Однако Михаил Касьянов несколько умерил невиданный энтузиазм
МПС, которое готово срочно перебрасывать своих строителей с
завершающихся объектов к берегам Тихого океана и уже в 2002 году
выделить 5 млрд рублей на эти цели. Он строго приказал главе МПС Николаю
Аксененко не начинать никаких работ, пока не будет подготовлено
техническое обоснование проекта. Премьер сказал, что там должно быть все
разложено по полочкам: размер инвестиций, сроки строительства, причем
поэтапно, окупаемость. ТО должно быть представлено к февралю 2002 г. Г-н
Аксененко заявил, что это будет стоить 25 млн долларов.
В целом весь проект строительства оценен более чем в 4 млрд долларов. По
словам г-на Аксененко, авторы имели в виду пессимистический вариант.
Оптимистический, естественно, должен оказаться дешевле. Окупаемости, как
сказал глава МПС, в лучшем случае можно будет достичь не раньше чем
через 17 лет. Он напомнил, что царское правительство, когда решило
строить Транссиб, не надеялось получить дивиденды от проекта ранее чем
через сто лет. Правда, г-н Аксененко, видимо, забыл, что все это было в
конце позапрошлого века (в 1887 г.).
Окупаемостью проекта интересовались не все члены кабинета, а в основном
представители финансово-экономического блока. Глава МЭРТ Герман Греф
заявил, что строительство новой железнодорожной ветки будет приносить
доходы только в том случае, если помимо соединения материка с Сахалином
связать тоннелем Сахалин с Японией. Имеется в виду строительство
перехода под проливом Лаперуза до острова Хоккайдо. Г-н Касьянов дал
поручение: провести консультации с японцами на сей счет.
Г-н Аксененко подкупил бескорыстностью многих членов кабинета. «Мы у
государства ничего не просим, кроме присутствия в этом проекте. Запишите
нам один рубль в бюджете, и мы будем довольны», -- патетически произнес
он. МПС надеется, что самостоятельно сможет проинвестировать проект.
Правда, откуда возьмутся столь масштабные инвестиции, г-н Аксененко не
сообщил. Известно, что повышение тарифов на перевозки -- самый простой
путь в подобных ситуациях.
Большинство членов кабинета, несмотря на сомнения финансистов и
экономистов, все-таки поддержало проект -- из гуманных соображений. Мол,
надо же протянуть руку с трудом выживающему без материка Сахалину.
Торжественную точку в дискуссии поставил глава Минимущества Фарит
Газизуллин: «Пока у нас есть такие масштабные люди, как Аксененко, их
надо поддерживать».