Итак, долгожданный саммит АТЭС в Шанхае открывается. Основные участники встречи съехались, уже состоялись некоторые двусторонние переговоры, однако самое главное, важное и интересное еще впереди.
Повестка дня саммита претерпела существенные изменения. Теперь она рискует развалиться на два блока - первый блок, это собственно, то, что и предполагалось обсуждать изначально. Второй - это те проблемы, которые встали перед миром 11 сентября 2001 года, и привели к формированию новой политической реальности.
Итак, насколько же задачи саммита поменялись фактически, какое событие в его ходе станет самым важным, стоит ли ждать какого-то реального прорыва или интересных, стоящих внимания предложений в области создания новой международной системы безопасности от переговоров ведущих тихоокеанских держав? Своими комментариями с посетителями нашего сайта делится бывший заместитель министра иностранных дел России, политолог Федор Шелов-Коведяев:
"Я думаю, что противополагать две составляющие нынешнего саммита было бы не вполне удачно, и вот почему: естественно, все обсуждения будут так или иначе ассоциироваться с новой политической ситуацией. Каждый вопрос подвергнется определенной трансформацией ввиду того, что все мы живем уже в другом мире. Произошедшие после террористической атаки на Нью-Йорк и Вашингтон перемены естественно сказываются и на экономическом состоянии, как положения на и мировых рынках, так и в отдельно взятых государствах. Понятно так же, что все осознали необходимость создания новой всемирной системы безопасности, и даже такой, казалось бы, чисто экономический форум, будет рассматривать и принимать проект политической декларации. Поэтому я полагаю, что и экономические проблемы, которые будут обсуждаться достаточно подробно, будут рассматриваться с учетом негативного фона, возникшего из-за всплеска терроризма. Обе составляющих повестки дня саммита будут достаточно сбалансированными. Может быть, в массовом сознании политические моменты будут существенно вытеснять экономические вопросы. Но, тем не менее, обсуждаться они будут непременно.
Конечно, все ждут - и журналисты, и аналитики в том числе - встречу президентов США и России. Все ждут, что на этой встрече возникнет, или, скажем так, всем хотелось бы, чтобы возникло понимание архитектуры будущей системы мировой безопасности. Но пока позиции сторон по ряду вопросов почти что полярны. Россия, вместе с Китаем и Белоруссией, внесла в ООН проект документа о признании договора о ПРО краеугольным камнем глобальной безопасности. Буш едет убеждать своего друга мистера Путина в том, что НПРО ни коим образом не повредит интересам России. А если будет принято решение по совместной антитеррористической деятельности, если будут обсуждаться вопросы интеграции стратегических и политических систем в рамках НАТО - это будет самой долгожданной новостью для всех.
Второй момент - обсуждение проблем терроризма. Россия и Китай договорились занимать одинаковую позицию по ряду вопросов, и кроме "встречи двух", будет и "встреча трех". Повторяю, есть большие и очень сложные проблемы мировой экономики мировых рынков, вытекающей из новой политической ситуации, и в общем можно констатировать, что хотя пока мировая экономика справляется с дестабилизирующими моментами, тем не менее, необходимо вырабатывать какие-то принципиально новые стабилизаторы и механизмы удержания рынков от падения в экстренных случаях. И именно этому будет посвящена большая часть переговоров, что совершенно правильно с учетом динамичности тихоокеанского региона в целом. Если учесть новых "азиатских тигров", то этот регион составляет 60 процентов мировой экономики, и от состояния этих 60 процентов зависит положение в мире. Так что сбрасывать со счетов экономическую программу никто не будет.
Очень сильный ход сделал Путин перед самым отъездом в Шанхай, когда объявил о своем решении закрыть наши военные базы и станции радиоэлектронного слежения далеко за пределами отечественных границ. Вы уже видели, с каким энтузиазмом эти решения были восприняты в США, и в НАТО они произвели очень хороший эффект: вспомним восторги натвоского генсека Джорджа Робертсона. Это сильнейший ход Путина на опережение, на поворот ситуации в свою пользу. Мне представляется, что слишком железобетонной остается позиция по ПРО. Но, может быть, это связано с тем, что сделан жест в сторону США, и теперь в Кремле ожидают ответного жеста из Вашингтона? Коснется ли это интеграции наших оборонных и политических систем в НАТО, или каких-то существенных подвижек по вопросу о той же ПРО? Посмотрим".
Источник: СМИ.ru, 19 октября 2001, Виктор Безбородов
Президенты проводят двусторонние встречи Вопросы экономического сотрудничества, ради которых собирались в предшествующие годы представители 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, все-таки опять уйдут на второй план, уступив место политике, и в первую очередь проблемам борьбы с терроризмом.
Шанхайский форум президентов-глобалистов Форум АТЭС создавался в 1989 году исключительно для решения вопросов хозяйственной интеграции. Политика же оставалась за скобками, не считая двусторонних встреч глав государств АТР, для которых форум АТЭС был и остается неплохой площадкой.
«Террористы – народ изобретательный» Выступление Владимира Путина перед деловой элитой на форуме в Шанхае стало одним из ключевых событий первого дня его работы. И хотя президент старался говорить в основном об экономике, подтверждая права страны на принятие в ВТО, обойти тему международного терроризма ему не дали.
Встреча на Янцзы Традиционная встреча на высшем уровне на форуме поддержки свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе после событий 11 сентября приобрела критически важную роль как для американской, так и для российской внешней политики.
Единодушия не предвидится Вопреки надеждам Вашингтона на то, что страны Азиатско-Тихоокеанского региона поддержат его действия в Афганистане, форум АТЭС на уровне министров начался в Шанхае с критической ноты.
Тайвань покинул саммит АТЭС Делегация Тайваня покинула саммит организации Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества в Шанхае в знак протеста против отношения к ней китайских властей
В Шанхае о терроре не спорят Обозреватели полагают, что совместная борьба с терроризмом позволит улучшить взаимоотношения двух держав. До последнего времени Пекин не мог забыть Вашингтону бомбардировки китайского посольства в Белграде, а Вашингтон Пекину - неприятного инцидента с американским самолетом-разведчиком.
Китай поможет США в борьбе с террором Сразу после окончания переговоров Буш отметил, что Китай помогает американскому народу в его борьбе с терроризмом. Более того, президент США считает, что и в Вашингтоне, и в Пекине одинаково относятся к этой "новой мировой угрозе".
АТЭС осуждает все формы терроризма Обычно главной темой встреч АТЭС является торговля, но в этот раз в центре внимания была также борьба с терроризмом и американские бомбардировки Афганистана.
База для переговоров В Шанхае начал работу Азиатско-Тихоокеанский экономический форум, на котором встретятся лидеры двух десятков стран, включая Россию, США, Японию, Корею, Китай. Российский президент меньше чем за неделю до этого сделал два крайне важных и для России, и для всего мира заявления.