главная
english

страны
Китай
Япония
Ю.Корея
С.Корея
Индия
Вьетнам
Тайвань
Филиппины
Австралия
Н.Зеландия
Малайзия
Сингапур
Индонезия
Таиланд
Непал
Мьянма
Шри-Ланка
Лаос
Камбоджа
Бангладеш
Монголия

разделы
политика
экономика
общество
технологии

контакт
форум
гостевая
письмо

редакция
о проекте
авторам
партнерам

подписка

ASIAinfo
Asiatimes.ru

 

Избранные статьи

Общество

Страна на миллиард

Индия у каждого своя. Одни представляют себе сказочные дворцы магараджей и алмазные пещеры — короче, то, что показывают в индийских фильмах. Другие вспоминают про миллиардное население этой страны, грязь, нищету и болезни. И того и другого в Индии предостаточно. Но те, кто побывает в этой стране хотя бы раз, навсегда забывают, что такое пресная жизнь.

В столичный аэропорт Indira Gandi мы прилетели рано утром, едва начало светать. Мы — это организатор нашей поездки компания «Аэрофлот — Российские авиалинии» и группа журналистов. Тут же погружаемся во влажную, липкую духоту. С ужасом принюхиваюсь — жду местных ароматов. Ничего, терпимо. Конечно, запахи специй, сандаловых палочек и прочих индийских изысков еще будут. Хотя больше всего, например, поражает запах в коридорах министерства иностранных дел Индии, где нормально дышать просто невозможно.
Звучит банально, но Индия — страна контрастов. Это не чистенькая прилизанная Европа, где города и люди похожи друг на друга. Посол России в Индии Александр Кадакин про-
жил здесь тридцать лет, и, по его словам, Индия — это не страна, а целый мир. Ее север отличается от юга, а запад — от востока. Здесь перемешались самые разные цивилизации и практически все мировые религии. И чтобы составить полное впечатление об Индии, надо прожить здесь всю жизнь.
Новичков открытия ждут на каждом шагу. Например, индусы живут в своем измерении. Местное время опережает московское не на час, не на два, а почему-то на полтора. И дни рождения здесь считают не с момента появления на свет, а с момента зачатия. Пышно отмечать дни рождения здесь не принято.
Злые языки часто сравнивают Индию с помойкой, в которой рассыпаны жемчужины. Приехав сюда, мы поняли, что так оно и есть. Вы можете наслаждаться величественным Тадж-Махалом, розовыми дворцами Джайпура, пляжами Кералы и еще тысячами разных достопримечательностей, но от индийской действительности никуда не спрячетесь. Стоит только раздвинуть тяжелые шторы шикарного отеля Maurya Sheraton (здесь останавливались Владимир Путин, Билл Гейтс и другие важные лица), и вот она. Обшарпанные трущобы, люди спят прямо на улице, завернувшись в тряпье. Носятся чумазые дети, женщины в цветастых сари готовят еду. При виде такой картины рука невольно нащупывает мешок таблеток, привезенный из Москвы. Еще вспоминаются полезные советы вроде почаще мыть руки, пить воду только из запечатанных бутылок и ничего из еды не покупать на улице.
А впрочем, это ерунда по сравнению с возможностью увидеть своими глазами древнюю цивилизацию. И хотя «золотой треугольник» (Дели, Агра, Джайпур) — это еще не вся Индия, дух Востока мы ощутили сполна.

HORN, PLEASEI
Самая яркая картина первого дня в Дели — толпы торговцев и попрошаек, которые, едва завидев автобус с «белыми людьми», бегут к нему со всех ног, обступают плотной толпой, ломятся в окна, суют деревянных слонов, эротические открытки храма Кхаджурахо, павлиньи перья, неистово жестикулируют и кричат на разных языках. Ощущение не из приятных. Кажется, стоит покинуть спасительный автобус, и нас просто разорвут на кусочки. Подобный шок мы переживали первые два дня, а потом привыкли. Самое главное — никому не давать «бакшиш», то есть деньги, иначе сразу налетает толпа калек и попрошаек, от которых отбиться невозможно.
Восточная жизнь протекает в основном на улице. Поэтому улицы Дели и других городов Индии представляют собой весьма живописное зрелище. Здесь живут, отдыхают (на травке) и даже справляют нужду. По базарам и шумным торговым улицам вроде Чан-дни Чоук в Старом Дели нам гулять не рекомендовали — небезопасно. Однако местный колорит можно ощутить, не углубляясь в трущобы. Как вам, например, такая сцена: посреди улицы возле дерева стоит стол, на нем осколок зеркала, а перед зеркалом сидит дяденька с намыленной физиономией. Это рабочее место цирюльника (в остальном мире они уже давно запрещены по причине СПИДа). Или другая картинка: на мотороллере на бешеной скорости мчится индус в чалме, с ним красавица в сари и двое годовалых детей. Защитных шлемов нет и в помине.
Вообще, с правилами дорожного движения у индусов особые отношения. Движение есть, а правил нет. Слова «техосмотр» на хинди, наверное, тоже нет, настолько ржавые здесь встречаются колымаги. «Мерседесы» соседствуют с телегами, запряженными верблюдами, мотороллеры и велосипеды искусно лавируют между потоками грузовиков, автобусов и рикш. Во все эти транспортные средства иногда набивается столько народу, что из окон может торчать нога или еще какая-нибудь часть тела.
Но самое главное — вся эта масса двигается хаотично и непрерывно сигналит. На задних бамперах грузовиков так и пишут: Horn, please («пожалуйста, гудите»). Что все и делают с большим удовольствием. Грузовики здесь носятся на бешеной скорости, ослепляя всех дальним светом. Их называют киллерами и камикадзе: жуткие аварии в Индии — дело обычное.

ХИНДИ-РУСИ БХАЙ-БХЛЙ
«Белый человек» для индусов — экзотика, и мы постоянно чувствовали себя как звери в зоопарке. Нас фотографировали, норовили потрогать — сфотографироваться с «белым» здесь престижно. А если этот «белый» — русский, то престижно вдвойне. Оказывается, русских в Индии очень любят. Руководитель департамента стран Восточной Европы министерства иностранных дел Индии Анил Вад-хва уделил встрече с нами почти полтора часа — неслыханно много по местным меркам. А российский посол Александр Кадакин считает, что родственные отношения с Индией у нас на генетическом уровне. Например, многие слова на санскрите, хинди и русском очень похожи. К тому же есть мнение, что арии пришли в Индию из скифских степей. В местных источниках упоминается о северном сиянии, которое индусы в глаза не видели.
Торговые отношения с Индией также имеют давнюю историю. Но со времен Афанасия Никитина многое изменилось. «Прошло время, когда в Индию можно было поставлять лопаты и самокаты»,— говорит Андрей Сорокин, руководитель российского центра науки и культуры в Дели. А Виктор Кудряшов, российский торгпред в Индии, решил развеять распространенные заблуждения: «Мы часто думаем, что Индия — это слоны, обезьяны и астрологи. Но индусы изготавливают ракеты, запускают спутники, делают ядерные заряды. Скоро Индия заявит о себе как о супердержаве».
В самом деле, большая часть программистов Силиконовой долины — индусы. Кроме того, в последнее время Индия выделяет немалые суммы на финансирование различных экономических программ. И если российские предприятия будут активнее участвовать в тендерах, то смогут отхватить хороший кусок от этих миллионов. На сегодняшний день Индия — это гарантированный рынок сбыта для нашей машиностроительной продукции и авиатехники. Еще в Индии мы можем поучиться. Для специалистов по востоковедению, философии, религии, лингвистике здесь открывается масса возможностей. Например, наш гид, сотрудник российского центра науки и культуры Павел Квартальнов стажировался в Центральном институте хинди в городе Агра, причем совершенно бесплатно.
А вот российских туристов в Индии пока немного. Министр туризма г-н Дутгал посетовал, что их число не превышает 15 тыс. человек, то есть 0,5% от всех туристов (в год страну посещает 3 млн иностранцев). Чтобы привлечь побольше российских туристов, «Аэрофлот» готов предложить путешествующим новые возможности. Так, самый дешевый билет в Дели и обратно стоит около $420. И теперь все прилетающие в столицу Индии «Аэрофлотом» получат особую печать на свой посадочный талон. Предъявив этот талон в гостинице Maurya Sheraton, можно получить приличную скидку — как минимум 30%.

ХОРОШУЮ РЕЛИГИЮ ПРИДУМАЛИ ИНДУСЫ
Все исторические памятники в Индии так или иначе связаны с религией. В Старом Дели, например, находится одна из самых крупных в мире мечетей — Джама Масджид. Здесь же расположен комплекс Кутб-Минар (Башня Победы). Это самая высокая башня в Индии, но к сожалению, вход на нее закрыт, поскольку религиозные фанатики часто используют это место для самоубийств. Во дворе комплекса стоит знаменитая Железная колонна, отлитая, как утверждают историки, в 895 году до н. э. Этот уникальный столб сделан из чистого железа и весит около шести тонн. Согласно древнему поверью, тому, кто станет спиной к колонне и обхватит ее руками, на всю жизнь обеспечено счастье. Но нам не повезло: колонну обнесли заборчиком, а рядом поставили полицейского, чтобы охотники за счастьем не пытались тайком ее обнять.
Одной из достопримечательностей Нового Дели является Лакшми-Нараян, храм из бело-розового мрамора. На каждой стене — изображение свастики. Этот знак, более известный как фашистский символ, первоначально появился в Индии, и всего-навсего обозначает солнце.
Правила во всех храмах примерно одинаковые — внутрь пускают только босиком, фотографировать запрещено. Мы тайком начали снимать, но охранник грозно пообещал отобрать камеры. В джайнистском храме нас тоже обругали: индус в марлевых штанах, сидящий на входе, почему-то потребовал сдать сумки. Хотя обычно джайны, представители распространенной в Индии религии — самые мирные люди. В одном из их храмов даже находится лечебница для птиц.
К животным в Индии относятся очень трепетно, и большинство из них — священные. Особенно коровы. Не дай Бог сбить на дороге. Корову похоронят со всей пышностью, а водителя могут посадить лет на десять. Не так давно на этом попался один европейский дипломат, и его очень долго не могли вытащить из тюрьмы. Проблему удалось решить только с помощью хорошего местного адвоката, который доказал, что корова сама в состоянии депрессии бросилась под машину.
Обезьян здесь тоже любят, ведь обезьяний бог Хануман помог Раме, герою индийского эпоса «Рамаяна», одолеть злых демонов. Каждый вторник обезьян кормят, оказывают им почтение. Они разгуливают везде. Один член нашей группы подошел к обезьяне слишком близко, и зверь цапнул его за руку. Пришлось делать уколы от столбняка.

СОКРОВИЩА ДЖАЙПУРА И АГРЫ
Побывав в Дели, невозможно не заехать в Джайпур, столицу штата Раджастан. Этот город был построен в 1728 году магараджей Саваи Джай Син-гхом II, и до сих пор здесь живут его потомки. Нам предстоял прием во дворце у нынешнего магараджи, Саваи Бхава-ни Сингха, но у его высочества умер кто-то из родственников, и к гостям вышел его зять На-рендра Сингх. Светская беседа в зале, расписанном золотом и цветами, длилась недолго, но мы узнали, например, что магараджа не занимается политикой и интересуется благотворительностью. И что в этом дворце в свое время принимали английскую королеву Елизавету, принца Чарльза и леди Диану и нашего премьер-министра Булганина. На прощанье мы подарили хозяину русскую водку и по его радостной реакции поняли, что он знаком с этой продукцией российских производителей.
За оставшиеся пару часов мы взглянули на самое знаменитое здание Джайпура — Дворец ветров Хава Махал. Это даже не дворец, а ажурный фасад с 953 окнами, откуда женщины из королевских семей могли наблюдать за жизнью простых людей.
После этого мы поехали кататься на слонах. Недалеко от Джайпура разукрашенные слоны поднимают туристов в форт Амбер, расположенный на скалистом холме. «Слоноводилой» оказался мальчишка лет десяти. Он сидел практически на ушах слона и колотил их пятками. Животное капризничало и в какой-то момент даже хотело повернуть назад. Хорошо, что сзади шли пять мальчишек, подталкивающих упрямого слона.
Еще каких-нибудь пять-шесть часов езды — и мы в городе Агра с божественным Тадж-Махалом. Император Шахджахан построил этот мавзолей для своей любимой жены, которая умерла во время родов. Легенда гласит, что по окончании строительства император приказал отрубить архитектору руки, чтобы тот не смог сотворить такое чудо еще раз.
Издали Тадж-Махал похож на огромную сахарную голову и словно парит в воздухе. Кажется, что красивее этого места уже ничего быть не может. Не зря власти Индии принимают такие серьезные меры по защите своей национальной святыни. Так, всем автомобилям запрещено приближаться к мавзолею ближе чем на 500 метров, передвижение возможно исключительно на электромобилях. А в прошлом году индусы ни в какую не хотели пропускать к мавзолею кортеж Владимира Путина. Они предоставили ему электромобиль, но такой обшарпанный, что подать его президенту было невозможно. Тогда русские подогнали обычный автобус, прилепили на стекло надпись «электромобиль» и благополучно доехали до мавзолея. Кстати, по Индии мы путешествовали как раз в этом самом автобусе •

Источник: журнал "Деньги", 17.10.2001

ВЫСКАЗАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ В ФОРУМЕ <<<

статьи за неделю

политика -
экономика -
общество -
технологии -

  другие статьи
 


 


Rambler's Top100 

  © 2000 Asiatimes.ru. All Rights Reserved.

TopList

SpyLOG

Hosted by uCoz