С 9 по 14 октября в Малайзии на острове Лангкави проходила 6-я
Международная выставка авиакосмической и морской техники "ЛИМА-2001".
Предлагаем вашему вниманию заметки корреспондента "Красной звезды",
принимавшего участие в ее работе. ЭТА ВЫСТАВКА, которая проводится раз в
два года, является своеобразным смотром современных образцов военной
техники и вооружения в Юго-Восточной Азии. В ней традиционно участвуют
сотни фирм из десятков стран мира. Поэтому вполне естественно, что
Россия на "ЛИМЕ-2001" стремилась представить не только то, что уже
пользуется устойчивым спросом в этом регионе, но и все возможности
нашего военно-промышленного комплекса.
Россия успела накопить немалый опыт в области военно-технического
сотрудничества с Индией, Китаем, Вьетнамом, Индонезией, другими
странами. В числе самых перспективных торговых партнеров находится и
Малайзия - страна, совершившая в последние десятилетия настоящий
технологический прорыв. Почва для российско-малайзийского сотрудничества
в военно-технической области была подготовлена в начале 90-х годов, а
первый контракт был подписан в 1994 году. Год спустя, согласно этому
документу, в Малайзию было поставлено 18 самолетов МиГ-29 на общую сумму
около 600 млн. долларов. В 1998 году были закуплены два вертолета Ми-17
производства Казанского вертолетного завода, которые стали вторым
наукоемким изделием российской промышленности на малайзийском авиарынке.
Следует отметить, что Малайзия ведет довольно гибкую политику в области
военно-технического сотрудничества и, сохраняя нейтральные позиции,
старается держаться на равном удалении от основных сил на мировой арене.
Так, практически одновременно с закупками из России (1997-1998 гг.) она
приобрела у Соединенных Штатов Америки 8 истребителей F/A-18D и два
вертолета фирмы "Сикорски" S-70A. В целом объемы импорта оружия
Малайзией варьировались от 70 млн. долларов в 1990 году до 950 млн.
долларов в 1994 г.
С учетом того что военный бюджет Малайзии составляет в настоящее время
порядка 1,5 млрд. долларов, она бесспорно представляет интерес в плане
военно-технического сотрудничества и становится ареной конкурентной
борьбы между ведущими странами - поставщиками вооружения и военной
техники.
КРУПНЕЙШЕЙ военной программой Малайзии на ближайшее будущее является
модернизация военно-воздушных сил страны. В частности, планируется
создать две эскадрильи современных многофункциональных истребителей.
Базовым самолетом для реализации этой программы вполне может стать
российский самолет Су-30МК, со всей полнотой представленный на выставке
"ЛИМА-2001" авиационным военно-промышленным комплексом "Сухой". Россия,
как и другие страны, не поставляет за рубеж серийную технику - любое
изделие дорабатывается с учетом требований заказчика. Поэтому речь может
идти о создании новой модели "сушки" - Су-30МКМ, где последняя буква "М"
будет обозначать малайзийский вариант самолета, подобно тому, как
Су-30МКК обозначает китайский и Су-30МКИ - индийский.
Для ремонта и обслуживания самолетов Россия готова создать необходимые
условия в Малайзии, хотя возможно при решении соответствующих
юридических вопросов использовать уже имеющуюся ремонтную базу "Сухих" в
Индии или МиГов в Малайзии. Вопрос сейчас в том, на каком из
истребителей остановит свой выбор руководство Малайзии. Премьер-министр
страны Махатхир Мохамад во время посещения выставки "ЛИМА-2001" не мог
отказать себе в удовольствии посидеть в кресле тренажера "Су" и своими
глазами в виртуальном полете увидеть все возможности
многофункционального истребителя четвертого поколения.
Главным конкурентом
Су-30МК в рамках этого заказа, по оценкам специалистов, может стать
американский самолет
F/A-18E/F "Хорнет". Американская машина, в частности, превосходит
российскую в соотношении "дальность - эксплуатационная загрузка",
особенно при использовании внешних топливных баков. Су-30МК обладает
преимуществом в максимальной эксплуатационной загрузке и тактическом
радиусе действия. Кроме того, имеет более широкий диапазон высот полета
и скоростей. А в воздушном бою и маневренности ей просто нет равных - за
полетами Су-30МК на выставке с восхищением следили не только специалисты
всех стран, но и обычные зрители. Что немаловажно, наш самолет в расчете
на весь его жизненный цикл примерно на треть дешевле американского.
Вместе с тем понятно, что успех крупной сделки зависит не только от
тактико-технических характеристик вооружения, но и от условий контракта.
Американцы готовы предложить малайзийской стороне различные формы
кредитования, в том числе лизинговые, и даже готовы забрать старые F-18
в счет будущей сделки. Но и у России есть свои козыри. В частности, наша
страна может теоретически пойти на то, чтобы передать Малайзии
современные технологии в самолетостроении, чего никогда не делают
американцы. Возможен и вариант поставки самолетов в рамках товарного
кредита. В обмен на военную технику Россия может получить не только
современную электронную технику, комплектующие детали, но и
стратегически важное сырье.
СВОЕОБРАЗНОЙ "жидкой валютой" в Малайзии считается пальмовое масло,
здесь сосредоточено две трети его мирового производства. Оно нам
необходимо для облагораживания животных и растительных жиров, без него
невозможно произвести не только высококачественную зубную пасту или
косметику, но и особо прочную сталь. Его так или иначе нам приходится
покупать на мировом рынке, только цены там отнюдь не такие, как в
двусторонних сделках. Малайзии такой вариант тоже очень интересен. Не
только потому, что это бартер - таким путем решаются и социальные
проблемы - закладываются новые плантации, создаются новые рабочие места,
все больше людей могут получать достойную зарплату.
Опыт подобного сотрудничества в регионе у России есть, в частности у
группы компаний "ГЕО СПЕКТРУМ", имеющей свое представительство в столице
Малайзии Куала-Лумпуре и уже четвертый раз участвующей в выставке
"ЛИМА". Эта фирма, в частности, в середине 90-х годов была уполномочена
через товарные поставки осуществить погашение долга Индонезии перед СССР
за поставку вооружения и военной техники до 1965 года на сумму 600 млн.
долларов.
В настоящее время "ГЕО СПЕКТРУМ", представившая на выставке современные
навигационные системы, совместно с НПО "Машиностроение" прорабатывают
вопросы участия в малайзийской космической программе. В Малайзии создан
Центр дистанционного зондирования земли - Malaysian centre for remote
sensing (MACRES). Естественно, что соответствовать своему названию он
будет только при наличии космических аппаратов. Как рассказал президент
группы компаний "ГЕО СПЕКТРУМ" Михаил Курицын, сейчас обсуждаются
различные варианты создания спутника на базе российских технологий и
использования его в интересах малайзийской стороны. Возможно, программа
эта будет расширяться, и к ней подключатся такие наши известные фирмы,
как РКК "Энергия" и НПО имени Хруничева.
Уже в ходе выставки "ЛИМА-2001" в местной прессе появились сообщения о
том, что американцы тоже хотят включиться в малайзийскую космическую
программу. Не исключено, что это в первую очередь попытка США сохранить
свое политическое влияние в этом регионе. Как известно, Индонезия и
Малайзия осудили бомбардировки Афганистана. Теперь американцам надо
предложить Индонезии - крупнейшему мусульманскому государству и Малайзии
- наиболее развитой в технологическом отношении стране некий пряник, к
примеру, помощь в освоении космического пространства. Кто сможет
победить в этом тендере, Россия или США, тоже будет зависеть от многих
факторов, в том числе от искусства наших переговорщиков.
ЕЩЕ ОДНА проблема, которая становится все более актуальной для Малайзии
- необходимость создания системы противовоздушной обороны. Поэтому
вполне закономерно, что премьер-министр этой страны Махатхир Мохамад в
ходе знакомства с выставкой дважды побывал на стенде российской компании
концерна "Антей", которая по объемам экспорта занимает второе место в
России и входит в первую сотню мировых компаний, занимающихся экспортом
военной продукции. "Антей" представлял в Лангкави всемирно известные
системы ПВО С-300В, "Антей-2500", "Тор-М1", "Тор-М1Т", "Оса-АКМ". Для
командующего сухопутными войсками Малайзии генерала Хашима бен Хусейна
была организована презентация, на которой присутствовали высшие офицеры
армии и авиации. В ее ходе они ознакомились с параметрами российских
изделий и возможностью построения на их базе противовоздушной обороны
страны. Были обсуждены и конкретные коммерческие предложения по системам
"Антей-2500" и "Тор-М1" - возможные сроки, условия поставки и порядок
оплаты. По мнению первого заместителя генерального директора концерна
"Антей" Михаила Воробьева, большинство встреч на "ЛИМЕ-2001" носило не
ознакомительный, а деловой характер. Это стало возможным благодаря
большой предварительной работе. Сиюминутного успеха от первого участия
компании в выставке ожидать трудно, но задел на будущее сделан
основательный.
Обо всех российских экспонатах (а их было около 300) в одной статье
рассказать очень трудно. Тем не менее хочется хотя бы вкратце
остановиться на морской части выставки, которая проходила в другой части
острова. Несомненно, большой интерес у стран Южно-Азиатского региона
вызвала экспозиция, представленная концерном средне- и малотоннажного
кораблестроения. Прежде всего разработки Центрального морского
конструкторского бюро "Алмаз" - новые проекты скоростных патрульных
катеров и катеров на воздушной подушке "Чилим", "Мангуст" и "Мурена",
имеющие ряд преимуществ по сравнению с зарубежными образцами. Как
рассказал главный конструктор ЦМКБ "Алмаз" Борис Лейкис, малайзийской
стороне вручено и конкретное коммерческое предложение по модернизации
ракетно-артиллерийских катеров класса "Джеронг" производства фирмы "Люрсен"
(ФРГ). Сами немцы, поставившие их в свое время в Малайзию, от решения
этой задачи отказались, а наши специалисты, используя технологии,
полученные при создании катеров на воздушной подушке, эту непростую
проблему сумели решить.
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ следует сказать, что на выставке "ЛИМА-2001" было
представлено очень много технологий двойного применения, которые могут
использоваться не только в военной области. Это четырехдиапазонные
радиолокаторы производства Московского научно-исследовательского
института приборостроения, система автономной навигации и безопасности,
а также мобильные диспетчерские центры, разработанные группой "ГЕО
СПЕКТРУМ", охранные системы концерна "Антей" и многое другое. Огромный
интерес вызвали показательные полеты российского авиалайнера Бе-200,
который может использоваться в тушении лесных пожаров. Эта задача, как и
многие другие, является для Малайзии очень актуальной. Россия на
выставке "ЛИМА-2001" с успехом продемонстрировала возможные пути их
решения.