Поэт — премьер Ваджпаи готов к битве с врагами Индии
04.11 в Россию прибыл премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи. Главная цель поездки — сверить часы с Владимиром Путиным в том, что касается оценки кризиса вокруг Афганистана
Лидеры двух стран успели установить хороший личный контакт во время прошлогоднего визита российского президента в Индию. Тем не менее в предстоящем диалоге в Москве на стороне гостя будет определенное психологическое преимущество.
Во-первых, он встречался почти со всеми вождями нашей страны последних двух десятилетий, включая Брежнева, Горбачева, Ельцина, и может "измерить калибр" своего собеседника. У Путина аналогичного опыта общения с индийцами нет. Во-вторых, если раньше Москва фактически была старшим партнером в советско-индийской оси, то сегодня Индия обошла нашу страну как по уровню интеграции в мировую экономику, так и в освоении высоких технологий.
В советское время мы предоставляли Индии займы, под которые там возводились при участии наших специалистов маяки тяжелой индустрии. А сейчас уже индийцы вкладывают деньги в нашу промышленность.
Ваджпаи, конечно, отлично осведомлен об этих переменах. Но для Индии Россия по-прежнему важна. Не только потому, что остается главным поставщиком вооружений для армии. Совпадают коренные геополитические интересы двух многонациональных государств. Целостности обоих угрожают сепаратизм и исламские террористы. И Россия, и Индия с беспокойством поглядывают на соседний Китай, который превращается в новую сверхдержаву Азии.
Сам Ваджпаи в интервью автору этих строк в прошлом году так охарактеризовал настрой индийцев по отношению к России: "Индийско-российские отношения опираются на традиции наших цивилизаций, они прошли проверку временем... В Индии существует национальное согласие, которого придерживаются все партии, о необходимости укреплять отношения с Россией".
Премьер знает, о чем говорит. Ведь на его долю выпало убеждать в преемственности индийской политики недоверчивое советское руководство еще четверть века назад. Тогда неожиданно для Кремля Индира Ганди проиграла выборы. Москва опасалась, что оппозиция станет сближаться с США. Ваджпаи, возглавивший МИД, отправился в Москву и разъяснил, что курс остался неизменным.
Международные дела, как говорится в официальной биографии главы правительства, — сфера его пристального внимания. Впрочем, в молодости Ваджпаи мечтал стать не политиком, а поэтом. Он родился в 1926 году в Гвалиоре в семье преподавателя, где ценили книгу и литературу.
Отец принимал участие в состязаниях поэтов. Будущий премьер сначала был слушателем, а потом стал писать стихи сам. Одно из первых произведений, как вспоминает автор в предисловии к сборнику своих сочинений, вышедших на русском, было посвящено Тадж Махалу. В нем, не в пример другим поэтам, Ваджпаи воспевал не красоту мавзолея, а писал, как тяжко было его возводить.
Но, как Ваджпаи пришлось впоследствии убедиться, "поэзия и политика не могут идти бок о бок". Он окунулся с головой в политическую борьбу. В 1951 году стал одним из основателей партии Джан Сангх, вокруг которой объединялись националистически настроенные горожане. Джан Сангх бросила вызов европеизированной элите, которая поддерживала Национальный конгресс Джавахарлала Неру. В 1957 году Ваджпаи впервые избирается в парламент.
Противоборство между конгрессом и оппозицией порой принимало острые формы. Во время чрезвычайного положения, введенного Индирой Ганди, Ваджпаи, наряду с другими деятелями правого лагеря заключили в тюрьму. После отмены "чрезвычайки" он вошел в правительство, а десятилетие спустя его возглавил. Сейчас исполняет обязанности премьера второй раз.
Приняв на себя громадную ответственность за судьбы страны, он остается интеллектуалом, которому не чужды сомнения. Однажды признался: "У меня есть власть, влияние. Но иногда, оставшись один, я чувствую себя так, словно бреду в темноте на ощупь".
Но целеустремленности, воли ему тоже не занимать. Недаром в тюрьме Ваджпаи написал такие строки: "Луча догорает последняя нить. Мы можем сломаться, но нас не склонить".